26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Чеченские метаморфозы
27.12.2001
Несмотря на то, что война в Чечне еще не закончена, конец года позволяет подвести некоторые итоги происходящему в республике.

За два года и четыре месяца контртеррористической операции на Северном Кавказе погибло 2355 военнослужащих. Причем это данные только по одному ведомству — Министерству обороны. Имеются жертвы и среди сотрудников ФСБ и МВД. Потери боевиков намного выше. Но те, из-за которых началась вторая чеченская война (Хаттаб и Басаев), до сих пор не пойманы. Но если их все-таки удастся поймать, то война, увы, опять-таки не закончится: за эти годы выросли новые полевые командиры. Договариваться с ними о прекращении огня будет непросто, потому что они — дети чеченской независимости. В 1991 году, во время прихода к власти Джохара Дудаева, им было всего по 10-12 лет. Это поколение не знает, что есть другая Россия.

Уроки истории

"Контртеррористическая операция", начатая Владимиром Путиным, отличается от ельцинской "операции по наведению конституционного порядка" не только названием, но и тактикой. Путин, в отличие от Ельцина, хорошо подготовился к этой войне: использовал в Чечне план генерала Воронцова, разработанный еще в XIX веке, во время Кавказской войны.

Как писал генерал, сперва необходимо "покорить" равнинную Чечню, лишить непримиримых горцев пашен, пастбищ, продовольствия, то есть уничтожить экономическую составляющую войны. Одновременно с ведением боевых действий генерал предлагал строить на равнине мирную жизнь, чтобы абреки (вооруженные горцы, не намеренные сотрудничать с властью) увидели, что царский режим не желает им зла. И после этого некоторые чеченцы действительно спустились с гор, сложили оружие.

То же самое сделал и Путин, только вместо пашен и пастбищ он отнял у чеченских полевых командиров нефтяные скважины, мини-нефтезаводы, а также закрыл многие иностранные фонды, через которые боевики получали деньги из исламских стран. Он закрыл и грузинскую границу, через которую, по данным спецслужб, в Чечню проникали иностранные наемники и оружие.

Ошибки центра

Но были совершены и серьезные ошибки. По вине генералов. В частности, при "покорении" равнинной Чечни не были проведены должным образом "зачистки". Генералы так спешили захватить очередное село и доложить об этом в Москву, что на "зачистки" уже не оставалось времени. К примеру, на "обследование" 20-тысячного села Шали было потрачено всего два часа! Столько же ушло и на город Аргун. В результате, когда федеральные войска были уже у Грозного, эти населенные пункты вновь оказались в руках боевиков.

А позднее "зачистки" стали очень жесткими, эта процедура превратилась в грабеж и убийство мирных людей. Естественно, это вызвало антироссийские настроения даже среди тех чеченцев, которые приветствовали вхождение федеральных войск. Второй удар по авторитету федеральной власти нанесли опять же военачальники, организовавшие нелегальную нефтеторговлю. Подвели Путина и милиционеры-взяточники, которые занимались поборами на блокпостах и на рынках.

И еще: Путин впервые начал платить "боевые" надбавки военнослужащим, задействованным в контртеррористической операции — 1 тыс. рублей в сутки. Это сыграло положительную роль: на войну отправились профессионалы — люди, имеющие опыт боевых действий. Однако в мае "боевые" стали платить выборочно — только тем, кто непосредственно участвует в операции по поимке полевых командиров. Это едва не привело к мятежу: контрактники, прибывшие в Чечню "делать деньги", расторгли свои контракты. Если до отмены "боевых" в Объединенной группировке федеральных войск было 40% контрактников, то теперь их осталось всего 20%.

Мир по амнистии

Как и в XIX веке, некоторые боевики стали складывать оружие — в обмен на амнистию, объявленную главой чеченской администрации Ахмадом Кадыровым. Однако амнистию в России может объявить только Госдума, поэтому "честное слово" Кадырова — не указ для сотрудников правоохранительных органов: сдавшиеся боевики нередко оказываются в СИЗО и возвращаются оттуда покалеченными, что также сказывается на доверии к федеральной власти. Остальные боевики вряд ли рискнут повторить этот печальный опыт.

Война в Чечне, по прогнозам полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева, завершится весной следующего года. Но в это верится с трудом: каждый день в Чечне идут перестрелки, машины и бэтээры подрываются на фугасах. Несмотря на то, что основные силы боевиков уже разгромлены, войну можно остановить только политическим путем. Надежду на такой исход дают начавшиеся встречи федералов с представителями Масхадова.


 
Количество просмотров:
79
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.