Светлана Шалберова
«Панорама» внимательно следит за событиями в кишиневском доме, где в апреле жители на общем собрании приняли решение о выходе из состава ассоциации владельцев приватизированных квартир (АВПК) 54/369.
Решение приняли, избрали домовой комитет, но, как оказалось, вырваться из бюрократических крючков выстроенной системы АВПК, используя действующие законы, совсем не просто.
Чиновничья братия, вооружившись известным принципом «Не пущать!», встала плотным рядом против любых действий взбунтовавшихся членов АВПК. Куда жильцам ни сунься с прошениями, требованиями – везде стойкий отказ, непонятные отписки с замысловатыми трактовками статей закона или гробовое молчание.
В потоке событий домком совершенно случайно прознал о том, что муниципальный совет намерен рассмотреть проект решения о сдаче внаем на три года некоему фонду «Moldo-olandeza» подвальных помещений площадью 114 кв. м в их доме. Личное вмешательство представителей домкома в ход заседания мунсовета Кишинева позволило снять вопрос с рассмотрения, но надолго ли? Проблема до сих пор не решена. А жильцы, не теряя времени, написали письма в претуру сектора Чеканы, муниципальный совет, лично примару Дорину Киртоакэ с требованием полностью снять с повестки дня мунсовета вопрос о сдаче в аренду подвальных помещений.
Позиция жильцов ясна: являясь собственниками приватизированных квартир, они заявили о выходе из состава АВПК 54/369, но при этом намерены образовать свое собственное общество владельцев приватизированных квартир и, значит, в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда», управлять собственностью дома.
Но из-за юридических проволочек де-юре дом по-прежнему входит в состав АВПК 54/369. Для того чтобы перерезать юридическую пуповину, удерживающую дом в рамках указанного АВПК, жильцы подали исковое заявление в Апелляционную палату против Регистрационной палаты и примэрии, которые неоднократно отказывали домовому комитету №1 в регистрации.
Однако эти обстоятельства не мешают жильцам бороться за право участвовать в управлении общей совместной собственностью дома, в котором живут. Поясню: в соответствии со статьей 8 закона «О приватизации жилищного фонда», «владельцы приватизированного жилья являются совладельцами инженерного оборудования и коммуникаций, мест общего пользования дома и придомовых территорий». Являясь по закону совладельцами общей собственности, жильцы не хотят, чтобы кто-то без их участия распоряжался подвалом дома, сдача в аренду или в пользование помещений которого приносит деньги, и на них домком мог бы выполнять ремонтные работы или нанять дворника.
Поэтому жильцы и «вклинились» сначала в ход заседания мунсовета, а затем написали письма в соответствующие органы. Так сказать, чтобы не упустить момент и решить все-таки вопрос.
Первым пришел ответ из претуры, свидетельствующий о желании местного органа власти самоустраниться от решения вопроса, то есть как бы чего не вышло. При этом жильцам, видно, для заполнения бумаги, привели ссылку на ту самую статью 8, о которой говорилось выше. Вероятно, дали намек, дескать, статьи закона читаем, а уж как будет, так и будет.
Примар Киртоакэ, нарушая все сроки закона «О петиции», так и не ответил жильцам.
А вот муниципальный совет прислал письмо, из которого ясно, почему нижестоящая организация – претура сектора Чеканы самоустранилась. Мунсовет буквально «отбрил» демократические потуги жителей дома, сославшись на статью 464 «О местном публичном управлении», где расписаны полномочия столь уважаемого горожанами городского органа управления. Среди прочего перечисления полномочий, мунсовет вполне справедливо подчеркнул право распоряжаться муниципальной собственностью.
– Никто и не спорит, мунсовет вправе распоряжаться муниципальной собственностью. Но подвальные помещения площадью 114 кв. м в доме по улице Мирча чел Бэтрын, №3, судя по тексту статьи закона о приватизации жилья, не является муниципальной собственностью, – считает председатель Комитета по защите прав граждан Сергей Поддубный. – Вы заметьте, они дали выписку, где расписаны все их полномочия, в том числе сдавать в аренду, в пользование и так далее. Да, вы имеете право распоряжаться своей собственностью, но эта не ваша! В этом доме было создано АВПК при 83-процентной приватизации квартир. Значит, согласно закону «О приватизации жилищного фонда», люди, приватизируя квартиры, автоматически становились совладельцами инженерного оборудования и коммуникаций, мест общего пользования дома и придомовых территорий. Мало того, в статье 366 Гражданского кодекса сказано, что «в случае, когда право собственности принадлежит одновременно нескольким лицам и ни одно их них не является собственником одной идеальной доли общего имущества, собственность признается общей совместной». Так что это чужая собственность, и уберите руки!
Таким образом, примэрия является всего-навсего совладельцем этих помещений, а не полным владельцем и не имеет права распоряжаться ими единолично без учета мнения членов АВПК.
– Людей загоняют в АВПК, жильцы оплачивают ремонт и содержание подвалов, чердаков, а примэрия сдает единолично все это добро в аренду. При этом чиновники кричат: «Государство вам подарило это!». Что подарило? Грубость, хамство и расходы по содержанию площадей, которые чиновники сдают в аренду? А потом мы говорим: «Народ не пришел на референдум»! Вот вам маленький референдум в отдельно взятом доме. Кто услышал мнение жильцов? И такая власть хочет, чтобы народ ее слушал? Сколько можно издеваться?! Примар Киртоакэ, либерал, демократ и европеец по мышлению, вообще не отвечает на письма горожан. Он, видимо, всеми мыслями ушел в либерализм. А «либера» у нас только для работников парламента и примэрии, – комментирует Поддубный.
Итак, подведем итоги. Муниципальный совет пытается убедить жильцов, что подвальные помещения в доме, где почти 90% приватизированных квартир и создано АВПК, – его собственность. Но ничем подкрепить свое убеждение не может и, фактически, идет против буквы закона, чем провоцирует подачу нового судебного иска против примэрии. Претура сектора Чеканы не при делах и смотрит выше, что скажут там, в муниципальном совете. А примар-либерал Дорин Киртоакэ самоустранился от решения проблемы, или просто спрятался под стол. Жильцам остается штудировать законы и отстаивать свою правоту в суде. Что из этого выйдет? Будем следить дальше.
*Гражданский кодекс
Статья 366. В случае, когда право собственности принадлежит одновременно нескольким лицам и ни одно их них не является собственником одной идеальной доли общего имущества, собственность признается общей совместной.
Статья 369. Для совершения сделок по распоряжению недвижимым имуществом необходимо письменное согласие всех участников совместной собственности.
*О приватизации жилищного фонда
Статья 8 (1). Владельцы приватизированного жилья являются совладельцами инженерного оборудования и коммуникаций, мест общего пользования дома и придомовых территорий.