Игорь Додон
Подумайте, что вы оставите своим детям и внукам кроме пустых обещаний и огромных долгов. А их внешним опекунам – если они хотят по-настоящему помочь Молдове и ее гражданам, не надо нам «пудрить мозги», дайте нам возможность самим производить и экспортировать, самим зарабатывать и покрывать свои бюджетные нужды.
Рыночная недостаточность,
или Логика финансового уничтожения
В последнее время из уст молдавских руководителей звучат странные призывы. Нашим гражданам предлагается выпить все то «вино и крепкие алкогольные напитки», от которых отказалась Россия. Что же получается - нам мало проблем в этой стране, нужно окончательно угробить этот народ, пусть захлебнется издержками недальновидной внешней политики местных либералов? Эта агрессивная и глупая политика, направленная против наших восточных партнеров, уже привела Молдову к серьезным экономическим проблемам, вызванным потерей рынков сбыта. В частности, в июне 2010 года молдавский экспорт составил всего $99,1 млн, что на 8% меньше, чем в предыдущем месяце, и на 7,9% - по сравнению с июнем 2009 года.
В июле ситуация вроде бы выровнялась, объем молдавского экспорта за 7 мес. этого года превысил показатели за аналогичный период прошлого года на 6,9%.
Однако, при этом, обращают на себя внимание, казалось бы, парадоксальные тенденции. При всех декларируемых либерально-демократическим правительством партнерских отношениях с Европейским Союзом, молдавский экспорт в страны ЕС за 7 мес. этого года сократился на 3,1%, а экспорт в Румынию снизился на целых 13%! Это достаточно странно, учитывая бурное сближение наших стран в последнее время, а также громкие обещания высших чиновников срочно начать поставлять в Румынию молдавские яблоки, виноград и вино. Экспорт же в страны СНГ за 7 мес. увеличился на 14%, в том числе в Россию – при явной недружественной политике нынешнего либерально-демократического правления - на 25,6%!
Это действительно парадоксальная тенденция. Получается, что чем больше мы сближаемся с ЕС, тем менее выгодно нам это становится? Статистика демонстрирует, что доля стран ЕС в общем экспорте Молдовы в этом году сократилась с 54,4% до 49,3% (надо учесть при этом, что молдавский экспорт в страны Евросоюза – это в основном продукция, произведенная из давальческого сырья, то есть Молдова не получает от ее реализации большой добавленной стоимости, другими словами, не зарабатывает на таком экспорте). Очевидно, что было бы логично, если бы наши европейские партнеры поддержали Молдову в трудное посткризисное время и открыли для нее свои рынки. Это был бы очень широкий и правильный жест. Во всяком случае, это было бы правильнее, чем накачивать страну рассчитанными на потребление кредитами и грантами на покрытие бюджетного дефицита.
Только на прошлой неделе Европарламент одобрил предоставление Молдове гранта в размере 90 млн евро для преодоления финансового кризиса. Грант призван помочь властям профинансировать дефицит платежного баланса и покрыть потребности бюджета. Деньги гранта дополнят помощь МВФ, Всемирного банка и других стран-доноров. В результате этой помощи, внешний государственный долг Молдавии всего лишь за полгода 2010 г. увеличился более чем на 30% и превысил, по данным на конец июля, впервые за последние 10 лет, - $1 млрд. Еще год такой «поддержки», и Молдова может смело рассчитывать на греческий вариант развития экономики – когда страна не может расплатиться по долгам, от нее отворачиваются все кредиторы, а население оказывается «козлом отпущения» властей – сокращаются зарплаты и пенсии, урезаются социальные выплаты.
В этой ситуации непонятна позиция наших западных партнеров. Если они хотят нам помочь, тогда почему бы им не поступить с Молдовой так же, как когда-то европейским странам помогла Америка? После Второй мировой войны страны Западной Европы лежали в руинах. Для того, чтобы поднять экономику этих стран, надо было строить заводы и фабрики. Но у людей не было денег, у них не было практически ничего после войны, для них главное было – раздобыть минимум еды и одежды. Кому же тогда было сбывать продукцию этих новых заводов? Предприятия должны получать прибыть, чтобы работать, а без серьезного спроса нет производства. И тогда США открыли свои рынки для продукции, произведенной в Западной Европе. У европейских производителей появилась возможность получать прибыль и платить зарплату. У людей появились доходы, они смогли покупать товары. В результате стали создаваться новые производства – механизм экономики запустился. И в Западной Европе произошло «экономическое чудо». А что было бы с Европой, если бы ее после войны накачивали грантами и потребительскими кредитами – смотрели бы мы сейчас на европейцев снизу вверх? Кто знает…
Но вернемся к нашим баранам. Сегодня политики Молдовы заворожены подачками ЕС и международных финансовых организаций – ведь это позволяет им держаться у власти. Взамен они беспрекословно и бессмысленно выполняют все «рекомендации» доноров, не заботясь о последствиях. Однако не кажется ли вам, что сегодняшняя поддержка Молдовы Западом - это порочный круг? Нас накачивают кредитами, поощряют грантами, то есть безвозмездной помощью, - за это, как негласно предполагается, мы должны расплачиваться своим отказом от выгодных отношений со стратегическими партнерами, теряя свои позиции на восточных рынках. И нынешние руководители Молдовы очень последовательно и радикально следуют этому. В чем логика?
В том, что некогда цветущая Молдова постепенно, под мудрым руководством иностранных советчиков, теряет свои традиционные рынки, не приобретая ничего взамен? Производства уничтожаются, так как внутреннего спроса для их поддержания недостаточно, а внешний спрос перекрыт. Наша страна превращается в классическую банановую республику с карманными правителями, которыми очень легко управлять, держа их на грантовом поводке.
Так может у нас просто нет выхода, потому что за нас уже все решили? Я считаю, что выход есть, и заключается он во взвешенной и разумной внешней политике, в том числе экономической.
Во первых, конечно же, мы не должны отказываться от внешнего финансирования. Однако эта помощь не должна стать для нас самоцелью, потому что такая поддержка развращает и не позволяет развиваться. Все кредиты должны быть обоснованы и направляться исключительно на развитие инфраструктуры и в инвестиционные проекты, но категорически не на потребление.
Во-вторых, мы не можем себе позволить роскошь даже в мыслях терять традиционные рынки сбыта – это просто смерти подобно для нашего маленького государства. Мы должны зубами держаться за старые рынки и стараться максимально расширить их и завоевывать новые. Поэтому у нас должна быть взвешенная внешняя политика, не предполагающая пренебрежительного отношения к Западу либо к Востоку. Я уверен что только так мы сможем развиваться и уважать себя.
И в-третьих, мы дожны сделать все возможное, чтобы наши производители, наши экономические агенты, наши граждане чувствовали себя уверенно у себя дома, на своей Родине. Государство должно всячески стимулировать и помогать тем, кто готов работать и вкладывать в своей стране, а не доводить всех до нынешней ситуации, когда выгоднее ничего не делать.
И в заключение я хочу обратиться к нынешним представителям власти – будьте бдительны, у вас осталось несколько месяцев, и потом, по всей вероятности, вы уйдете навсегда в тень истории. Подумайте, что вы оставите своим детям и внукам кроме пустых обещаний и огромных долгов. А их внешним опекунам – если они хотят по-настоящему помочь Молдове и ее гражданам, не надо нам «пудрить мозги», дайте нам возможность самим производить и экспортировать, самим зарабатывать и покрывать свои бюджетные нужды. Вы очень хорошо знаете, как это можно сделать, благо в истории развития ваших государств вы это уже проходили. Так же, как и мы знаем, что реальная заинтересованность определяется реальной заботой и реальными вложениями.