Татьяна Кочеровская
Быстро сделать это вам никак не удастся. Придется ожидать очереди, в лучшем случае, две недели. В этом убедилась и собкор «Панорамы» в северной столице, которая хотела обследовать ребенка у местных эскулапов.
Направление на ожидание
Сейчас моей дочери 5 месяцев. Ежемесячно, как и положено, мы обязательно посещаем семейного врача, который проводит очередные взвешивания, измерения роста, объема головы, то есть осуществляет регулярный медицинский осмотр, назначает прививки и т.д.
Однако, чтобы следить за состоянием здоровья малышки более тщательно, нужны и так называемые профилактические осмотры узкоспециализированных врачей. Согласно «Программе обязательного медицинского страхования», их назначают в 3, 6 и 12 месяцев. Так, в середине июля, когда дочери исполнилось 3 месяца, семейный врач выдал нам три направления: к невропатологу, офтальмологу и ортопеду. На направлениях нам сразу же написали номер телефона, по которому нужно позвонить и записаться на прием.
Как удобно, подумала я, набирая заветный номер. Не надо никуда ходить, ведь консультативная поликлиника от нашего дома достаточно далеко, пешком не дойдешь. Но радость, так сказать, была преждевременной. Записаться ко всем трем специалистам на один день не получилось. Да и на разные дни «вписаться» в очередь, не удалось. С первого раза записали лишь к невропатологу, на …12 августа(!) Девушка, еще раз повторив число и время нашего визита к специалисту, посоветовала перезвонить на следующей неделе, чтобы записаться к остальным врачам. Первый звонок в поликлинику был 18 июля.
Но ни на следующей неделе, ни через одну, я не смогла попасть ни к ортопеду, ни к офтальмологу. Спустя три недели наконец-то еще один врач стал доступен. Нас внесли в список очередников на 7 сентября (!) …к офтальмологу. К ортопеду пока не записывали, он ушел в отпуск до середины сентября. «Перезвоните в сентябре, числа 13», – ответили в регистратуре.
«Вам еще повезло»
Понедельника, 13 сентября, я ждала с нетерпением. Именно в этот день, стараясь успеть опередить многих других желающих попасть к этому специалисту, которые, как я надеялась, могли забыть это число, я все-таки записалась на …19 октября. Потом наш семейный врач сообщила: «Вам еще повезло. Нам говорят многие пациенты, что они даже записаться пока еще не могут. Все занято».
То есть мне все же повезло, решила я, уже ожидая проверки ребенка третьим специалистом. Правда, 19 октября нам будет уже 6 месяцев, то есть как раз тот возраст, когда необходим второй профилактический осмотр. Как пошутила подруга, «вы сэкономили один визит к врачу». Наверное, она права.
Единственное в этой ситуации, что меня действительно обрадовало, так это то, что по записи нас приняли по времени, без задержек. Это во многом компенсировало мое возмущение положением дел. Но три месяца проходить проверку всего у трех врачей!..
Возможно, нам не повезло, потому что осмотр пришелся на лето – период отпусков. Скорее всего, осенью это сделать гораздо проще, подумала я. Как оказалось, ошиблась.
Город без врачей
Как пояснила главный специалист, и.о. начальника отдела здравоохранения по вопросам первичной медицины, охраны материнства и детства Вероника Боканча, это не сезонная и не временная ситуация. Такое положение дел характерно для Бельц. Уже не первый год в городе остро ощущается нехватка врачей.
Четвертый год подряд в северную столицу не поступает ни одного молодого специалиста.
– Нам нужны врачи разных специальностей, и не только детские. Если говорить о детских специалистах, то у нас всего один детский ортопед на целый город. И лишь один детский офтальмолог, и тот уже немолодой. До недавнего времени их было двое, но второй ушел работать в отделение клинической больницы. Заменить их некем, – сообщила Боканча.
Кроме того, Бельцам чрезвычайно нужны кардиологи, гинекологи, рентгенологи, врачи-лаборанты и другой средний врачебный персонал. В других районах дела обстоят еще хуже.
– Ежегодно мы подаем заявки на ярмарку рабочих мест, проводимую Министерством здравоохранения среди специалистов после резидентуры, но безрезультатно. Кадры не возвращаются в город. И это понятно. Заработная плата молодого специалиста – в пределах 1500 леев, а ко времени окончания медучреждения практически у каждого из них есть семья и дети, – сокрушается Вероника Боканча.
Молодые специалисты ищут более доходные места работы. Некоторые уезжают за границу, другие остаются в столице. Многие уходят работать в фармацевтические компании, где заработная плата составляет от 5 до 6 тыс. леев.
Предварительная запись по телефону в данном случае хоть какой-то, но выход. Люди не собираются толпами под дверьми кабинетов. Они знают, когда прийти, чтобы попасть к врачу наверняка. Тем не менее ситуация, когда ожидание приема эскулапа растягивается на три месяца, не может считаться нормальной. И, как выяснилось, нехватка кадров характерна не только для Бельц.
Исход из Молдовы
Сейчас в Молдове трудится 40 тыс. медицинских работников. Ежегодно учебные заведения заканчивают несколько сотен врачей. Но, как и многие другие граждане страны, большинство молодых специалистов выезжают работать в другие страны. А те, кто остается, в районы не спешат. Другие населенные пункты, особенно сельские, не очень их устраивают.
Не привлекают молодых медиков и деньги, которые им выплачивает государство в случае, если они уезжают работать в села. Ведь 30 тыс. леев – это небольшая сумма, особенно если считать, что выплачивают их по 10 тыс. в год.
Вот и получается, что специалистов готовят, а работать в стране некому.
Сами врачи признаются, что при таком положении дел не стоит удивляться, если через год-другой можно будет быстро попасть только к частному медику-специалисту. А визит к частникам далеко не каждому по карману.