В 2011 или 2012 году на рынке появится первое устройство, созданное с применением инновационного материала графена, это будет мобильный телефон с принципиально новым сенсорным экраном. Об этом рассказал в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС работающий в Британии ученый российского происхождения Константин Новоселов. Вместе со своим коллегой Андреем Геймом он получил во вторник Нобелевскую премию по физике на открытие графена. В то же время компьютерные чипы на основе графена могут получить распространение не ранее чем через 10 лет, считает Новоселов.
По словам экспертов, графеновый сенсорный дисплей, в отличие от ныне существующих, будет намного более устойчивым к износу, фактически “вечным”. Графен также может найти применение при изготовлении телевизионных экранов, световых панелей и солнечных батарей. В сообщении Шведской академии о присуждении премии говорится, что в будущем из пластика с добавлением графена могут производиться спутники, самолеты и автомобили, необыкновенно легкие и прочные. Ученые также предсказывают, что графен – слой углерода толщиной в один атом – придет на смену кремнию при производстве транзисторов. Изготовленные из них компьютерные микросхемы будут работать быстрее, чем кремниевые.
“Идея практического применения графена витает в воздухе. Многие компании, которые этим занимаются, в частности Samsung, предполагают выпустить первые продукты, которые основываются на этом материале, в 2011-2012 году, – сказал Новоселов. – Я очень надеюсь, что практическое применение скоро будет очевидно для всех. Вы сами подумайте, у вас есть материал, самый тонкий из всех, которые можно создать. Это самый прочный материал, который можно получить, самый эластичный, самый проводящий, у него есть еще с десяток свойств, к которым применимо слово “самый””.
“Что касается использования графена при производстве компьютеров, это, конечно же, очень далеко идущие планы, – продолжает Новоселов. – Графен не заменит кремний в течение по крайней мере следующих 10 лет. Причина не в том, что кремний плох или хорош или графен плох или хорош. У нас недостаточно умения, чтобы производить те транзисторы, которые мы хотим произвести из графена. Мы можем сделать один-два, но сделать тысячи и десятки тысяч, которые необходимы для микропроцессора, мы не умеем. И мы не умеем делать это ни из графена, ни из кремния. Но в других электронных приложениях этот материал может вполне найти применение, например, в высокочастотных транзисторах для мобильных телефонов, сверхбыстрых оптических датчиках для оптоволоконной связи. Это все вполне реально”, – сказал нобелевский лауреат.
“Мы сотрудничаем с Samsung, какое-то время мы работали с IBM, но сейчас мы передали это нашим студентам, которые открыли свою фирму, – говорит Новоселов. – Есть много компаний, которые мы консультируем. Мы сотрудничаем с военно-воздушными и военно-морскими силами Америки.”, – добавил он. Пентагон финансирует разработку компанией IBM радиочастотных транзисторов на основе графена.
Константин Новоселов заявил, что у него были контакты с представителями российской компании “Роснано”. “Я разговаривал с людьми из “Роснано”, рассказывал им про возможности графена. Но ни о чем конкретном мы пока не говорили”, – сказал ученый.
“Мы не занимаемся доработкой этого материала для его практического приложения, – пояснил нобелевский лауреат. – Мы занимаемся “вкусными” вещами, чтобы выявить какие-то интересные свойства, то, чего раньше никто не видел. Идей масса. Этот материал только начали изучать. Разумеется, мы будем делать это и дальше. Работы еще непочатый край”, – говорит Константин Новоселов.