Валерий Зубацкий
Во вторник на сайте ЕСПЧ обнародовано решение, согласно которому владельцам Сорокского гранитно-щебеночного карьера, известного как Косэуцкий, Республика Молдова обязана выплатить 320 тыс. евро за моральный ущерб, нанесенный предыдущими коммунистическими правительствами
Лето 2006 года. Президент страны Владимир Воронин во время визита в Сорокский район заезжает и в Косэуцкий карьер. Президент молча выслушивает от владельцев предприятия краткую информацию о наращиваемых мощностях производства и о колоссальных инвестициях. Узнав, что добываемых здесь полезных ископаемых хватит еще лет на 100, Воронин, пробыв на предприятии 10 минут, уезжает восвояси.
Спустя два дня после этого памятного визита в Косэуцкий карьер пожаловали представители Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. И понеслось: лишение Лицензионной палатой права на добычу щебня, судебные тяжбы с представителями государства, рейдерские атаки и в итоге – лишение владельцев карьера права на собственность.
Прошло четыре года. Хотя после незаконной национализации, по решению ЕСПЧ, предприятие все-таки вернули прежним хозяевам, учредитель фирмы Barol Partener-A Александр Грицуник (которому принадлежит контрольный пакет акций Косэуцкого карьера) вспоминает прошедшие годы как страшный сон.
– Предприятие нам передали 9 октября прошлого года. И в ЕСПЧ, и в Высшей судебной палате мы доказали, что предыдущая власть незаконно отобрала у нас собственность. И вот, только 19 октября нам заплатили первые деньги – 320 тыс. евро морального ущерба, – рассказывает Грицуник.
Читатель спросит: 320 тыс. евро – это много или мало? Скорее всего, это чрезвычайно мало, поскольку в предприятие инвестированы миллионы.
– Это, конечно, не большая сумма. Но, насколько я понимаю, владельцы предприятия пошли на мировую с правительством Филата, которому, если бы не уступка Грицуника, пришлось бы расплачиваться за амбиции предыдущих коммунистических кабинетов министров, – считает адвокат Виталий Нагачевский.
С момента оглашения решения ЕСПЧ у правительства появилось три месяца для его исполнения.
– Если говорить о материальном ущербе, то мы доказали, что государство должно было нам заплатить от 20 до 200 млн. евро. Конечно, мы решили пойти на уступки нынешнему правительству и потребовать намного меньше. То есть в сентябре этого года обратились к Лицензионной палате с требованием выплатить нам 7 млн. леев. Ведь даже согласно рассекреченным правительством документам, директор палаты Зинаида Киструга принимала волюнтаристские решения, которые основаны не на законе, а на пожеланиях экс-президента Владимира Воронина, – признался Грицуник «Панораме».
По словам бизнесмена, даже если говорить о 320 тыс. евро, то их выплата все равно ложится на плечи налогоплательщиков страны, деньги которых пойдут на то, чтобы хоть по минимуму окупить решения экс-министра экономики Игоря Додона, бывшего премьера Василия Тарлева, а также бывшего главы государства Владимира Воронина.
Пока в Молдове не будет закона, четко определяющего понятие «рейдерство», а также наказания за это, рейдерские захваты, как было в случае с Косэуцким карьером, возможны при любой власти, считает Грицуник.