22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Дмитрий Киселёв: «Ликвидация государства - это предательство нации»
22.10.2010

Олег Дашевский, Александра Романова

С журналистами и активной частью интеллигенции Кишинева встретился крупный российский тележурналист, замгендиректора Всероссийской гостелерадиокомпании Дмитрий Киселев, считающийся лучшим интервьюером России. В молдавскую столицу его пригласил международный медиа-клуб «Формат А-3».

Русский всечеловек

Встреча, прошедшая 18 октября в отеле «Джоли Алон», называлась ностальгично: «Национальный интерес: в поисках утраченного», что вторило названию популярного ток-шоу «Национальный интерес», которое Киселёв основал и ведёт на канале «Россия».

Московский гость отлично чувствует аудиторию, сканируя ее своими проницательными веселыми глазами. При внешней интеллигентности чувствуется - внутри кремень и сталь. В предварительном слове он откровенно заявил, что телевидение для него - хобби. Уж слишком много навалилось организаторской работы для топ-менеджера крупнейшего в Европе медиа-холдинга - ВГТРК. Би-Би-Си и им подобные намного мельче. Киселёв отвечает за информационный блок. А это 200 часов новостей в сутки и вещание на 54 языках России. В одном только Дагестане - на 14 языках. Плюс на плечах Дмитрия - кинопроизводство, многочисленные сериалы. Годовая прибыль холдинга - 600 миллионов долларов в год (выручка от рекламы). Эти деньжищи идут на самоподдержку и производство программ.

По словам москвича, в ВГТРК работает множество выдающихся журналистов. К примеру, Сергей Пашков, который трудится в Израиле и посылает оттуда глубокие, яркие, опасные репортажи - из подземелий, из-под бомб. Израильтяне считают его насквозь своим. Не зря Достоевский сказал, что русский - это всечеловек.

Дети на помойке

Что касается национальной идеи России, то, по словам выступавшего, её в России так до сих пор и не нашли. Традиционно национальное воспринимается как этническое. Но это узко. Национальные интересы не всегда совпадают с государственными или каких-то национальных групп. На все явления жизни можно смотреть в створе национальных интересов. В том числе и на секс. Сделал Киселёв однажды передачу на эту тему. В студии сперва хихикали, а потом встал Тёма Троицкий и сказал о безответственности мужчин и женщин. О проистекающем отсюда чемпионстве России в мире по абортам, разводам и брошенным детям.

«Нужно через магическое стекло смотреть на мир и отшелушивать: что относится к национальным интересам, скажем, Молдовы, а что ведёт к распылению страны, к культурному перерождению ее территории, к самоликвидации. Государство - резервуар для общества. Нельзя его лишаться. Молдова ищет демократии? Но если вы распустите своё государство, то о какой демократии может идти речь? Демократия без демократов?

На вопрос из зала, насколько продвинулась Россия в поисках собственных национальных интересов, гость сказал, что «главное в этом смысле - сохранить свою культуру. И необходимый спектр для жизнедеятельности: работа, школа, лечение. продолжение дела предков. Ермаку без мобильника в Сибири было легче? Национальным интересом может стать стабильное устойчивое развитие. Дети: это ли не ценность? А у нас полтора миллиона абортов в год. Выскребаем полтора миллиона детей из женщин - и на помойку! Уважение к старшим - это, увы, не универсальная для России ценность».

Кто кого назвал воровкой?

Поскольку Дмитрий Киселев 6 лет работал на Украине, он рассказал о том, как ему работалось в Незалежной. С нуля сделал новостную программу, выиграл все высшие ТВ-призы, получил звание «золотого пера», входил в сотню наиболее влиятельных людей страны. «Глубоко знаю Украину. Пережил «оранжевую революцию» - циничный обман нации, результат технологий по замутнению сознания. Правительство проворовалось. Президент называл своего премьера воровкой. Экономический кризис навалился, появились большие долги. Правительство Януковича вынуждено всё это разгребать. В Молдове подобное тоже происходит, но мягче».

На вопрос одного из журналистов о патриотизме сказал, что это сложная пока тема для России, где существует территория несогласия. На ней присутствует и русский фашизм, и маргинальные группы, и «Антифа», бьющие нацистов. Кому-то кажется, что из патриотических соображений надо отправить Путина в отставку. Правозащитники пытаются легализовать митинги. Понятие патриотизма в конечном счёте не определено. Странно, но в России мало ценностей, с которыми согласны абсолютно все.

Судьба левого берега

Был поднят вопрос о романтичном отношении гостя к Молдове и как оно увязывается с тем, что в 90-е произошло в Приднестровье. Он ответил, что ему нравятся молдаване и он не чувствует себя здесь за границей. Приднестровье же для него в указанное время - это когда люди стреляют друг в друга и их не успевают хоронить, поэтому держат в рефрижераторе с включёнными генераторами. Горестный опыт.

Спросили: «В чём национальные интересы РФ в Приднестровье, не считая армии пенсионеров с российскими паспортами? Ведь Молдова рвётся в Европу». Ответил: «Мы хотели бы, чтобы Приднестровье оставалось частью РМ. Однако если у вас победят националистические силы, Россия поддержит Приднестровье. Это выбор не России, а Молдовы».

О национализме. Он везде играет злую шутку, вплоть до распада государств. Если опять таки в нашей республике победят правые, государство будет дробиться на горошины. А оно нужно народу для безопасности. Ликвидация государства - это национальное предательство. Чем сильнее тренд в сторону Румынии, тем больше процентов по соединению России с Приднестровьем. А если Приднестровью будет комфортно, то эти проценты будут таять.

Юрий, батька и Рамзан

На вопрос о массированных атаках СМИ на Лужкова, батьку Лукашенко и об идеальности кадыровского правления в Чечне сказал: «Был всплеск информационных атак, спровоцированных самим Лужковым, который в «Московском комсомольце», а потом в газете «Россия» под псевдонимом и без много чего сказал, в том числе и то, что новым президентом будет тот, кого выберет он, хозяин Москвы. В России не всегда элегантно, а часто топорно делаются многие такие вещи. Но это был мужественный шаг - снятие Лужкова. Москву ждут большие перемены. Наши каналы взвешенно говорили о Лужкове. Юрий Михайлович сидел на Москве больше Брежнева - последний 18 лет, а первый 18 и 2 месяца. Стал путать своих овец и общественных. А его жена входит в тройку самых богатых людей страны. Всех прорвало.

Что касается Лукашенко, то он повёл себя по-хамски перед сотней российских журналистов. Медведев в видеоблоге просто по-человечески высказался, и ничего более. Обличительные фильмы о батьке прошли только на НТВ».

О кадыровском управлении Ичкрией. «Нынешняя Чечня - это что вам, спокойная Швейцария? Я задал однажды подобный вопрос Путину. Он: «А что вы хотите? Андрея Сахарова или правозащитника Ковалёва, что ли, послать править Чечней?» Кадыров хотя бы понятен. Иногда он жесток. Но он сохраняет экономический рост. Чечня - чемпион РФ по рождаемости (12 на 1000). В городах - мир. Там нет детских домов, всех сирот разобрали по семьям. Нормальные дороги, красивые медцентры, крупнейшая в Европе мечеть. Да, он хотел ввести многожёнство, спрашивал об этом. Ему ответили: нет, в России единое законодательство. И потом он деликатно отказался от того, чтобы называть себя президентом Чечни. Ну, а такие национальные особенности, как девочки в платочках - что в этом такого? Может быть, с точки зрения датчан Рамзан не идеален. Но пусть придут и сами поуправляют Чечнёй».

О душе и планете

Корреспондент «PRESS-обозрения» спросила, может ли национальным интересом стать загадочная русская душа и не пора ли вообще-то разрозненные национальные интересы заменить на общепланетарный - по защите Земли от нас самих. Дмитрий (потом за эти вопросы он вручил журналистке приз - диск с записью неожиданно-исповедального интервью с Горбачевым) - ответил: «Мне не хотелось бы считать русскую душу загадочной. Много списывается на нее. Некоторые говорят нам: сделались бы протестантами - жили бы теперь как в Швеции. Мол, для православных земная жизнь - транзит, поэтому пол можно не подметать, а главное - работа души. Это вульгарная трактовка, которую трудно принять. Хорошим билбордом были бы настоящие семейные ценности. Что касается общепланетарных интересов, то нам вверена Россия, вам - Молдова. В результате политического авантюризма существуют угрозы и риски. Сделайте жизнь в своей стране чистой, детей - воспитанными, умытыми. Это и есть мировая миссия каждого. А поддержку ядерного баланса Россия возьмёт на себя. Каждому человеку на планете нужно начинать с себя».

Честный джаз

Прозвучал вопрос о джазовом фестивале в Коктебеле, рождённом Киселёвым. Объяснил, что у него это получилось нечаянно. В этом году прошел уже 8-й выпуск. Фестиваль джаза - крупнейший в России. А получилось вот как. Однажды Виктор Ерофеев потащил его в Крым, в Коктебель - подбил купить кусок земли. В поселке живёт 3,5 тысячи человек, которыми руководит симпатичный мэр Алексей Булыга. И вот, чтобы спасти обложенный шашлычными дом Волошина, Дмитрий решил купить площадь возле неё и очистить от трговцев. Спросил мэра: сколько стоит. Тот попросил 100 тысяч долларов. И Киселёв начал искать деньги. Чтобы быстрее очищалась площадь, сказал, что хочет провести на ней джазовый фестиваль. В Украине нашлись богатые люди, которые быстро собрали эти 100 тысяч. Их имена написаны на граните. Стали приезжать музыканты, жить в палатках. Потом появился проект «Джаз и скорость света». Лучшие в мире российские программисты сделали так, что синхронно в нескольких странах мира музыканты играли, и всё это соединялось на экране. Люди плакали. Джаз вообще - честная музыка, под фанеру ее не играют.

Джипом - по святыне

Спросили о расслоении общества на бедных и богатых. Какие, мол, могут быть общие интересы у олигарха и голодного работяги? Киселёв сказал, что справедливость входит в набор национальных интересов. В России разрыв между богатыми и бедными огромен - в 18 раз. Миллиардеры, выросшие на углеводородах, не хотят развиваться.

Вопрос о гастарбайтерах и вызванной ими волне криминала. Ответил: «Хорошо, что Россия привлекательна для трудовых мигрантов. Это сглаживает демографический кризис. Гастарбайтеры совершают преступления, но мелкие, а не против личности. Те же самые таджики с их сильными клановыми связями. Загремит в тюрьму - семья помрёт от голода. Их труд конвертируется в России. Нужно просто адаптировать этих людей к русской культуре.

Хотя некоторые вещи наводят на размышления. Вопиющий эпизод: студент МГИМО из Чечни на «Лэндровере» ворвался к Вечному огню (туда даже президент не ездит), покружился-покуражился и стал уходить от милиции. Он - второкурсник-хвостист, папенькин сынок, ведёт себя вызывающе. Суд дал ему всего трое суток ареста. (Если бы мексиканец на джипе заехал на арлингтонское кладбище, то тремя сутками вряд ли бы отделался). Это резонансный случай. А еще чеченцы устроили автопробег под стенами Кремля со стрельбой в небо - вот такие мы славные, мол, пацаны. А русские ребята, которые зажарили живьем человека у Вечного огня - они лучше? Это проблема молодёжи. Надо иметь твёрдые ценности в обществе.

Пока что по большому счету кавказцы выглядят привлекательнее: культ семьи, уважение к старшим, нет алкоголизма и беспризорников. Но это только у себя дома. А остальная Россия для них - свободная зона, гуляй-поле. Финны вот пересекают границу с Россией и сразу расслабляются - вливают в себя бутылку водки. У нас еще молодая либеральная культура. И вообще культурная традиция в России прервана: сосуществуют и золотой орёл, и звезды Кремля».

 «С другой стороны, в России не строят мультикультурное общество, поэтому там нет религиозных войн. Нормально себя чувствуют 20 миллионов мусульман. А вот в Германии проект построения мультикультурного общества провалился. Турки живут сами по себе».

Режимы окрашивают отношения

Вопрос о диктате зарубежных грантов. Ответ: «Политика - слишком серьёзное дело, чтобы её отдавать политикам. Среди них много проходимцев, стремящихся к власти и деньгам. Дискутируйте, есть свободные площадки, а есть и грантовые, на денежки доноров. Если кто-то доит гранты и с пеной у рта кричит о защите интересов хозяев - это моральное уродство. Не будет самостоятельного субъекта, если существует позиция, лишь бы к кому-то присосаться. И вообще никакой внешний закон не заработает, пока внутренний не начнёт действовать».

В ответ на жалобу, что в Кишинёве прозябает русский театр им. Чехова, не отапливаем, требует ремонта, и что Россия могла бы взять его к себе на баланс, прозвучало: «Если б мы справились со своими проблемами, то помогли бы всем. У нас треть населения живёт за чертой бедности. Россия тоже болеет, но мы выздоравливаем. И есть ещё один фактор. Когда Путина упрекнули: почему, мол, не помогаете Украине, Владимир Владимирович ответил: «Западные немцы платили за объединение Германии. А нас просят проплатить разъединение с Украиной». Режимы окрашивают межгосударственные отношения. Сами мы ничего не требуем от Молдовы».

Казнь беременной

О смертной казни - насколько она эффективна? «В России её нет, мораторий продлён. Но существует американский и китайский взгляд на смертную казнь. В США смертников сажают на электрический стул, вводят инъекцию, расстреливают или вешают - по выбору. В России общество раскололось по этому вопросу. Особенно в отношении педофилов. А вот китайцы публично расстреляли беременную женщину, которая под юбкой проносила наркотики. Предлагалось приводить на казнь детей, которым объясняли: «Эта тётя могла отравить твою маму».

«Как посоветуете работать региональным журналистам, чтобы не «ложиться» под власть?» «Да, есть риск превратиться в пиар-агентство местных «губернаторов». Надо держаться от властей на расстоянии вытянутой руки. Если вы предлагаете что-то более, чем лояльность - это ваше дело. Если не берёте взяток, не путаете журналистику с пиаром, вы - независимы. А если путаете - становитесь уязвимы. Репутацию потерять легко. Вообще же журналистика - самая лучшая профессия на Земле, так что не предавайте себя».

Как не продаться

О статусе русского языка. «Подумайте хорошенько, хотите ли вы оставаться в информационном поле - всё в мире переводится на русский язык, а не, скажем, на украинский. В Молдове русский язык более понятен, чем английский. Финны, вон, учат русский, а нам всем он на постсоветском пространстве сам собой подарен. Если его искусственно отторгать, это приведёт к снижению конкурентоспособности нации. К примеру. Европе вряд ли нужны молдавские вина. А сами столько вина выпьете? А мы в России ваше вино любим».

Задали вопрос, что сплачивает российский народ. Дмитрий ответил, что «в России, к сожалению, есть проблема сплачивающих ценностей. Но одна бесспорна - Победа. Извне ценностей никто не внесёт. Это рождается внутри. Мне кажется, что русские и молдаване - родные люди. У нас общие проблемы. Мы лучше понимаем друг друга и можем взаимодействовать. Для России дружба с Молдовой не входит в вопрос жизни и смерти. Зато для Молдовы российский рынок - вещь принципиальная. Не надо относиться друг к другу, как обиженные любовники».

Спросили о том, почему впятеро уменьшилось количество мест в российских вузах для выпускников Молдовы. Россия даёт 155 мест, Румыния - более 3000. Киселев согласился, что нужно давать больше мест - бесплатных. Но на платные могут поступить все. Как же так, хотите отвернуться от России и просите халявные места?

В Красной Поляне, в Сочи, на возведении объектов работает огромное количество молдаван - честно работают. Но стражи порядка их постоянно унижают, буквально издеваются, бесконечно проверяют. Дмитрий прокомментировал: «Мы поднимали эту тему, делали фильмы и разговорные передачи. Да, есть сложности с милицией. Но сами посудите: олимпийские объекты возводятся - где? На Кавказе! Как быть с безопасностью? Поэтому милиция работает на усиление. Из зала возразили: «Но ведь тем самым даётся почва для журнала «Штерн» - писать гадости». Ответ: «Штерн в любом случае будет писать гадости».

Приезжайте!

Вопрос: «Сколково в самом деле взрастит научных гениев?» Ответ: «Сколково - это акт безысходности. Другого способа нет - не растёт кокос. Сам Путин не уверен, что идея заработает. Это пока пилот, но в дальнейшем обязательно будет много Сколковых».

Вопрос корреспондента «PRESS-обозрения»: «По путинской программе добровольного переселения в Россию поехало много людей, в том числе из Молдовы. Отслеживаете ли вы, как они себя чувствуют? Нет ли психологического давления». Дмитрий Киселёв ответил: «Информация идёт неоднородная. В целом, общество приветствует приезжающих. Второсортными - нет, не считают. Мало едут, понятно. Трудно срываться с мест.

Приезжайте! Правда, конкуренция в стране высокая, жёсткая».


 
Количество просмотров:
2024
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.