Пелагея Панорман
Скандал, разразившийся год назад вокруг установленного в парке Штефана чел Маре ханукального светильника, до сих пор не улегся.
Ощущение грядущей «второй серии» усиливается по мере приближения начала декабря – Хануки 2010-го. Будет ли снова омрачен еврейский праздник и кому все это вообще нужно? В особенности в контексте намеченных на те же даты судьбоносных выборов...
В декабре 2009 года в «Сквере Европы» был установлен бронзовый ханукальный восьмисвечник. При этом проявился некий внутренний конфликт в еврейской общине – несмотря на религиозный характер праздника, ни один раввин в торжественном зажигании свечей в течение нескольких дней ни разу не участвовал. Затем группа возмущенных прихожан общества «Святой Матроны», усмотрев в светильнике оскорбление христианских символов, разобрала ханукию и отнесла ее к памятнику Штефана чел Маре. Последовавший скандал в прессе выплеснулся далеко за пределы нашей страны, при этом протоиерей Анатолий Чибрик, руководивший демонтажем ханукии, был обвинен в вандализме и организации погрома.
Однако спустя некоторое время молодой и инициативный раввин кишиневской синагоги Исраэль Лившиц внезапно разрушил консенсус и дистанциировался от дискредитации Чибрика, заявив, что «рассуждать об антисемитизме в Молдове неуместно». За такую отъявленную крамолу рав Лившиц подвергся интенсивному оплевыванию в местной и зарубежной еврейской прессе и был исключен из правления Еврейской общины, что, впрочем, не помешало ему продолжать свою общественную деятельность и провести несколько заметных мероприятий. Сегодня он согласился ответить на вопросы нашего корреспондента и пролить свет на эти события и на то, что за ними скрывается.
– Как бы вы подытожили уроки прошлой Хануки?
– После печальной истории с Ханукией мне припомнилась крылатая фраза, произнесенная лет 50 назад одним мудрым раввином: «Ханукальная свеча обижается на евреев. Она столько хочет им рассказать, столькому научить, а они отворачиваются и убегают от нее!». Учение Торы, духовный свет которого выражает ханукальная свеча, – это учение мира. Как сказано: «Все пути Ее – мир». Знаменитым словом «шалом» («мир») заканчиваются все наши молитвы, этим словом приветствуют друг друга, оно является священным. Нет абсолютно никакого смысла совершать действия, провоцирующие рознь и оскорбляющие кого бы то ни было из наших соседей.
Я хотел бы подчеркнуть, что еврейский Закон обязывает зажигать ханукальные свечи только в частных домах, а также внутри синагоги, и тем самым полностью исключает всякую возможность ущемления религиозных и национальных чувств других народов. Еврейские раввины испокон веков осуждали любые попытки посеять рознь и разрушить добрососедские отношения, и посему в ряде случаев было введено постановление зажигать ханукальные свечи так, чтобы их даже не было видно с улицы. Как религиозный человек я прекрасно понимаю, что православными двигали не антисемитские настроения, а стремление встать на защиту своих святынь. Я встречался с г-ном Чибриком и его сторонниками, у нас состоялся вполне культурный и уважительный диалог. И, как это ни удивительно прозвучит для некоторых деятелей Еврейской общины, никто меня не оскорблял и по морде не бил, хотя я не маскировался и ермолку в карман не прятал, так что желание нарисовать православных эдакими жидоедами построено, скорее, на чьих-то предпочтениях, нежели на реальности. Считаю делом первостепенной важности привить общественному сознанию принцип неотъемлемых прав каждого народа на уважение к своим национальным и религиозным символам.
– Вы не жалеете, что вследствие вашего публичного выступления вы потеряли связь с Еврейской общиной?
– Во-первых, связь с Еврейской общиной я никоим образом не потерял, о чем свидетельствует постоянно увеличивающийся интерес со стороны частных людей к деятельности Сенной синагоги, в т.ч. к кошерным продуктам питания, праздникам и обрядам. Разрыв произошел только с администрацией некой структуры, претендующей на громкое название «Еврейская община», – при том что многие уважаемые евреи избегают любых с ней контактов, в т.ч. люди щедрые и не чуждые благотворительности. Это вряд ли связано с тем, что иудеи бывают разных течений – ашкеназы и сефарды (т.е. европейские и восточные), литовские и хасиды. В данном случае, видимо, имеет место разделение евреев на «движимых» и «недвижимых». «Движимые» – это те, кем движет Вера и кого все время стараются «подвинуть» куда подальше, ну а «недвижимые» – это те евреи, которых интересует в основном историческая недвижимость (ешивы, синагоги), а ее в стране и столице пруд пруди, и довольно аппетитной. В политике этой самозванной «Еврейской общины» меня не устраивают также такие характерные ее стороны, как перманентная сосредоточенность на теме антисемитизма и Катастрофы, причем юдофобия настойчиво разыскивается и усматривается в чем только возможно. Безусловно, память о невинных жертвах нацизма и о героических подвигах солдат-освободителей свята, но не кажется ли вам, что бесчисленные мемориальные мероприятия и дни Катастрофы по 10 раз в год выглядят несколько странно в Молдове, народ которой (в отличие от соседних стран) не несет никакой ответственности за преступления фашистов? Два этих набивших оскомину куплета – «Антисемитизм! Катастрофа!» – заменяют собой для них всю духовную жизнь еврейского народа. Религиозные символы превращаются в пустой фетиш, сознательно выхолащиваются от своего истинного содержания. Когда трепетно относящийся к заповедям бизнесмен предлагает пожертвовать кошерную еду на общественный Пасхальный вечер, а это встречается в штыки его устроителями, возникает вопрос – а зачем тогда вообще праздновать Песах, если открыто нарушаются его законы? Взрослые люди по собственной воле приходят к нам в синагогу и мужественно проходят обряд обрезания (которое невозможно было сделать во времена советских гонений на религию), а в ангажировнной газетке это событие издевательски называется «своеобразным посвящением в иудеи» – что ж здесь они усмотрели «своеобразного?» Мне кажется, своеобразностью как раз отличаются такие выходки господ-благодетелей, как подсылание работников «Водоканала» с заданием отключить воду в синагоге в день еврейского Нового года, прямо посреди молитвы (это, видимо, такой оригинальный способ поздравить с праздником нашу общину, в т.ч. детей и малышей, проживающих на территории комплекса Сенной Синагоги), или постоянные попытки отключить электричество и отопление (нетривиальный метод ведения диалога с соплеменниками, которые имеют другое мнение). Такого отношения к религиозным евреям, я думаю, стены нашей синагоги не видели с тех пор, как в них располагалось кишиневское гестапо!
– Но вы же не станете отрицать, что Еврейская община делает и много полезного?
– Безусловно. Например, в сфере реституции исторического еврейского имущества. 70 лет знаменитая ешива рава Цирельсона стоит разрушенной, и вдруг не далее как месяц назад в результате инвестиционного конкурса, проведенного без излишней огласки, 55 соток земли в центре города всего лишь за 450 тысяч долларов передаются в собственность Еврейской общины. И это, уверен, не последний их подвиг на поприще борьбы за возвращение-освоение общественной недвижимости. Во всяком случае, в сегодняшней коррумпированной обстановке, когда возможны и такие «схемы», как создание иностранными гражданами фиктивной «просветительской» организации с целью получения у властей очередной синагоги в центре столицы, с последующей «продажей» этого здания все тем же заокеанским «благодетелям». Как не трудно догадаться, условия сделки таковы, что никто из сторон внакладе не остается. Кроме, разве что, никчемных верующих, которым снова негде собраться, провести Субботу и помолиться. Но это почтенных «отцов города» и их компаньонов-временщиков-градоуправителей и зарубежных корифеев благотворительности и провещения интересует не больше, чем заброшенное еврейское кладбище...
– Невозможно обойти стороной сегодняшнюю политическую ситуацию в стране. Как вы относитесь к идеологии объединения с Румынией?
– Вы знаете, где-то на правом берегу Днестра есть замечательное место, где ровно 80 лет назад неутомимого мечтателя о свободе и финансовом благополучии Остапа Бендера постигло горькое разочарование, когда его, с таким трудом убежавшего на Запад, тут же обобрали до нитки алчные сотрудники румынской сигуранцы. Вот где в назидание потомкам стоило бы поставить памятник, дабы не повторяли ошибки прошлого! Кстати, не потому ли страдающие римско-имперскими комплексами идеологи и придумали назвать валахов румынами, чтобы намекнуть на границы Рима времен императора Траяна – от Атлантики до Евфрата? В этой связи приведу знаменитое высказывание еврейского мудреца 2000-летней давности: «Берегитесь римлян! Они прикидываются друзьями, когда им это выгодно, но не заступятся за человека в трудный для него час».
– В таком случае, что вы думаете о «Восточном партнерстве»?
– В Торе мы видим, что «глаза Всевышнего устремлены на Восток». Россия переживает сегодня значительный духовный подъем, в то время как западные страны погрязли в пороках и безверии. Равнодушие к надвигающейся опасности и феноменальная безответственность по отношению к национальным интересам отличали правителей Западной Европы еще в средневековье. Помните, возле Парижа викинги грабили и жгли деревни, а в это время мимо спокойно проезжала армия французского короля, направляясь на очередную междоусобную феодальную войнушку? Вам ничего это не напоминает из современных реалий? Чтобы бороться с угрожающими всему миру экстремизмом и террором, нужны сильная воля и разум. Кстати, когда Штефан чел Маре обратился за помощью ко всей Европе в борьбе против турецких агрессоров, никто не откликнулся, кроме Московского Княжества. Россияне освободили молдаван от фашистских захватчиков и спасли нас, евреев, от тотального истребления. Я вижу в воссоздании экономического и политического союза с Россией историческую справедливость, поскольку без помощи России у молдавского народа вообще сегодня не было бы своей государственности и никакого права выбора. Заслуга России в том, что она сохранила все свои народы, в то время как в западных странах нетитульные национальности утратили язык, самобытность, культуру. Сегодняшние политики-марионетки боятся России, скорее всего, потому, что она может существенно повлиять на восстановление порядка в стране и сломать патронаж и коррупцию, пышно цветущие в затхлой местечковой атмосфере. Сотрудничество с Россией тождественно возрождению молдавского народа и его духа, поэтому Гуманистическая партия во главе с Валериу Пасатом, на мой взгляд, – это свежая, насыщенная кислородом кровь, которая способна вдохнуть энергию в уставшую от стагнации и неопределенности Молдову.
– Каких политических изменений вы лично ждете?
– Я бы хотел вновь обратить внимание на существующую в экономически развитых странах обширную диаспору выходцев из Бессарабии, большинство из которых даже не слыхало о существовании Республики Молдова. Я считаю, что наша страна жизненно нуждается в этом невостребованном людском и финансовом ресурсе, это интерес всех граждан без исключения. К сожалению, власти до сих пор ничего не сделали для реализации этого потенциала. Стоит в руинах столица хасидов – Рашков, разорено дотла еврейское кладбище в Скулянах, в то время как прямые потомки тамошних евреев, проживающие сегодня в США, Канаде и Израиле, и сегодня с гордостью называют себя «скуленскими хасидами», при этом не зная, что Скуляны находятся в Молдове. Это не абсурд? Нам необходима мудрая, дальновидная политика правительства, направленная на восстановление богатейшего культурно-религиозного наследия древней еврейской общины Молдовы, а не сегодняшние сомнительные манипуляции с исторической недвижимостью, которая быстро будет превращена в доходные дома без реальной пользы для государства и общества в целом. Из политических лидеров Молдовы, с которыми мне довелось общаться, я бы выделил Валериу Пасата. Его независимость от местных мафиозных «схем», целеустремленность и решительность – это именно те качества, которые чрезвычайно важны для выхода из сегодняшнего государственного, экономического и морального кризиса. И, надо заметить, в политике Молдовы существует острый дефицит таких идейных людей, как г-н Пасат – людей действительно принципиальных и вызывающих уважение и доверие у граждан всех национальностей.
– Как вы считаете, грядущая Ханука пройдет на этот раз без эксцессов?
– Хотелось бы надеяться! Однако у меня, к сожалению, нет уверенности в том, что светским деятелям Еврейской общины хватит благоразумия не жаждать реванша и не провоцировать всплеска религиозных и национальных чувств православных. Выступающим от имени евреев дельцам и чиновникам, мне кажется, не дает спокойно жить тот факт, что население Молдовы все больше обращается к духовным ценностям и является традиционно верующим, и это глубоко чуждо и непонятно людям, которые ничем, кроме себя и своих плоских меркантильных целей, не интересуются. Так называемая Еврейская община не сплотила евреев страны, а, скорее, наоборот, что ярко выражается в отсутствии заметной финансовой поддержки ее деятельности со стороны местных бизнесменов, хотя найти многих наших соплеменников в деловых кругах Молдовы совсем нетрудно. Из личного опыта общения с людьми могу отметить, что одиозные акции саморекламы, сопровождающиеся вполне прогнозируемыми громкими скандалами на международном уровне, уже давно осуждаются большинством уважаемых евреев, высоко ценящих сложившиеся веками миролюбивые и благожелательные взаимоотношения с остальными гражданами Молдовы. Давайте называть вещи своими именам – если вы абсолютно светские люди, зачем вам нужен религиозный праздник Ханука? Неужели только для того, чтоб под прикрытием вывески «Еврейская община» и «борьба с антисемитами» отнимать у тех, кому дорога Тора, их синагогу?
– Ваши пожелания читателям газеты в преддверии выборов?
– Давайте осознаем ответственность за судьбу страны, нашей дорогой Молдовы! Лично я солидарен с теми, кто желает быть гордым гражданином независимой страны молдавского народа, возрождать и развивать национальное самосознание, в т.ч. традиции добрососедских и плодотворных взаимоотношений с еврейской общиной как интегральной частью Молдовы на протяжении многих поколений. Всевышний да благословит Молдову и возвратит ей славу и процветание!