22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Посмотрите на Виторгана и сделайте наоборот
03.12.2010

Всегда любимый - в любых ролях и всеми - народный артист России Эммануил Виторган скоро приезжает в Израиль. Вместе с Кларой Новиковой и Леонидом Каневским Эммануил Виторган сыграет в знаменитом спектакле "Последняя любовь" по Исааку Башевису Зингеру. Поставил эту пьесу четыре года назад главный режиссер театра "Гешер" Евгений Арье, и она уже шла на сцене "Ноги".

- Эммануил Гедеонович, вы ведь в "Последней любви" Арье не сразу играли, пришли лишь после того, как артист, игравший Марка, сорвал московскую премьеру. Как вы отнеслись к этой ситуации?

- Я был в тот вечер в зале, на премьере - нас с женой Леня Каневский пригласил. В Театре эстрады был аншлаг - но мы ждали, ждали, а спектакль все не начинался, и в результате объявили, что все отменяется. Я зашел за кулисы и увидел лица ребят - они были убиты... Что касается поступка этого артиста - я не буду называть его по фамилии - то тут никаких объяснений, оправданий быть не может. Это антипрофессиональный поступок, и о нем хочется забыть и никогда больше не вспоминать.

- Про вас пишут: "Природа наделила Эммануила Виторгана пластичным, подвижным артистическим талантом и такими внешними данными, которые, кажется, обрекали его на роли благородных или коварных, но только непременно героев-любовников". А в "Последней любви" вы играете не главную роль, не героя-любовника…

- Поверьте, я прожил такое огромное количество жизней в театре и на экране, что для меня не всегда важно, главная это роль или нет. Важно, какого человека я буду играть.

- Почему роль Марка, после того как спектакль покинул артист, сорвавший московскую премьеру, досталась именно вам?

- Еще несколько лет назад дочь великого режиссера Леонида Викторовича Варпаховского Аня, с которой я когда-то работал в Театре имени Станиславского, организовала в Канаде, где она живет, театр и предложила мне участвовать в спектакле по пьесе "Поздняя любовь" - в главной роли. Я отказался. В то время я очень много снимался, были премьеры в театре, и я не мог ехать в Канаду. Леня с Кларой тоже предлагали мне участвовать в этом спектакле с самого начала, но у меня опять же был период очень сильной занятости, и я вынужден был отказаться. Леня на следующий день после этой катастрофы с премьерой позвонил мне и предложил роль. И вот тут я не отказал. Тем более что мы знакомы тысячу лет, приятельствуем, а в последние годы он вообще очень близкий моей судьбе человек.

- И вот вы - всенародно любимый, известный артист, - пришли на замену. Какие были ощущения?

- Не могу вспомнить случая, чтобы я вводился в спектакль. Я должен быть соучастником с самого начала, поэтому всегда элегантно отказываюсь от вводов. Мне действительно это не нужно. Но тут… Я видел, в каком состоянии находятся ребята, знал, какой адский труд был вложен в эту постановку, - и согласился.

- Критика пишет, что "народный артист России Эммануил Виторган прекрасно справился с ролью Марка - пластичного и смешливого". Как вы чувствуете себя в "шкуре" этого персонажа, Марка?

- Рисунок роли был задан режиссером, и большого труда она не представляла, тем более что мне материал нравится, как и сам спектакль, и его сюжет. Автор пьесы сделал его, на мой взгляд, еще лучше, чем было в повести.

- Что вы подарили своему герою от себя лично?

- Я должен сказать, что в жизни я совершенно другой, не такой, как персонажи, которых я играю. Мои герои более мужественные, более агрессивные. А я человек довольно мягкий. Я прекрасно отношусь к женщине - к любой женщине. Рядом со мной любимая и любящая меня жена. Во мне столько мягкости, и я подчиняюсь с удовольствием, тем более что рядом со мной славная и прекрасная женщина. Вот на эту основу я и положил характер своего героя. Больше я вряд ли что-то Марку подарил. Разве что свой опыт и профессионализм.

- Четыре года назад Леонид Каневский настоял, чтобы пьесу ставил непременно Евгений Арье и именно в театре "Гешер". Так и было сделано, но поскольку Арье - очень занятой режиссер, у него нашелся только один месяц, причем летом, в дикую жару. Актеры собрались в Израиле и интенсивно репетировали, пока не довели спектакль до премьеры. А в каких условиях вас вводили в спектакль?

- Мне не пришлось, как Лене с Кларой, репетировать в жару адскую. Но и в Москве мы репетировали чуть ли не до потери сознания. Сроки были еще короче - значительно короче, и я наверстывал что-то не только в процессе репетиций, но и на сцене. И продолжаю, очевидно, это делать. Каждый раз, выходя на сцену, волнуюсь жутко, как школьник, который первый раз в первый класс. Вот же интересно - сколько лет работаю, и все равно - никакие звания, никакие хвалебные отзывы ничего не меняют.

- Вы встречались с Евгением Арье?

- Не мог, к сожалению, Женя Арье репетировать со мной в Москве. Я очень хорошо к Арье отношусь и люблю очень многие его спектакли. Он же работал у нас в Театре Маяковского… Да и вообще театр "Гешер" - наши ребята! В Театре Маяковского все они были такие молодые, такие талантливые! И это была такая потеря для театра, когда они уехали…

- Вы уже играли на сцене нашего "Гешера"?

- Я был в театре, заходил за кулисы, поздравлял ребят, но на сцену в Израиле в этом спектакле я еще не выходил. Так что это будет мой дебют. А у Жени Арье будет возможность подправить роль.

- Вы играете Марка, верного друга и помощника Бендинера, скрашивающего его одиночество, но собирающегося уезжать в Израиль. А вот вы, еврей Эммануил Виторган, живущий в России, собирались когда-нибудь уезжать в Израиль?

- Я - чистокровнейший, повторю, чистокровнейший, без всяких примесей, еврей. А собирался ли я уезжать в Израиль? Нет, честно признаюсь, - никогда. Во-первых, чтобы жить в другом государстве, надо очень хорошо знать язык, - а в том, что играть надо на иврите, я никогда не сомневался. Я видел, как Леня учил иврит. У него вся квартира была обвешена словами - все стены, вплоть до туалета, где висели слова роли. А я ни к ивриту, ни к другим языкам совершенно не приспособлен. У меня в семье не разговаривают ни на каких языках, кроме русского.

- Как к актеру приходит роль - он ее выбирает или она выбирает его?

- Наша профессия не похожа ни на одну другую. Мы зависим от вся и всех - от режиссеров, операторов, партнеров… Сначала ты соглашаешься на любые роли, лишь бы дали. Бывают - и у меня были - такие моменты, когда хочется вообще уйти из профессии. Другое дело, что когда ты приобретаешь какое-то положение, то уже можешь сказать: "Я - такой-то!" И можешь сам выбирать роли.

- А почему вы чаще играли злодеев, чем хороших людей? Ведь зрители часто переносят отношение к персонажу на артиста, который его играет…

- Я старался больше играть отрицательных героев, на положительных редко соглашался. Потому что важнее всего, чтобы люди, приходя в театр или в кинотеатр, видя моих персонажей, понимали, что это - далеко не лучший способ проживания жизни. Это понимание для меня очень важно. И я продолжаю над этим работать с упорством барана.

- У вас есть совершенно уникальный проект - "Виторган-клуб". Как возникла его идея?

- Когда-то мы его организовали вместе с Аллочкой (покойная Алла Балтер - первая супруга Эммануила Виторгана. - Прим. ред.). Мы всегда верили, что главное в жизни - это общаться и помогать друг другу, и поэтому организовали этот клуб. А Ириша (вторая супруга актера. - Прим. ред.) помогала нам организационно - приглашать интересных людей, распространять билеты. Когда Аллочки не стало, мы продолжили это дело с Иришей. Люди собираются замечательные - у нас знакомятся, женятся и выходят замуж, рождаются дети, люди начинают общаться и помогать друг другу…

- В вашем клубе вы ставите и свои спектакли?

- Да, в этом помещении на Остоженке, в центре Москвы, которое мне подарил еще бывший мэр Лужков, есть зрительный зал со сценой. Я ведь ушел из Театра Маяковского, в котором прожил 20 с лишним лет. Ушел из жизни Андрей Александрович Гончаров, далеко не самый сладкий, но безусловно талантливый режиссер. Пришел новый человек, и атмосфера в театре стала для меня неприемлемой. Я ушел оттуда, а потом, со временем, начал уходить и от всякого подчинения вообще. И поэтому сегодня существует театр Эммануила Виторгана - театр негосударственной антрепризы. Теперь я выбираю пьесу, которую я хочу, приглашаю режиссера, которого я хочу, и артистов, которых я хочу. В общем, делаю, что хочу. Уже несколько проектов и спектаклей я поставил в своей антрепризе. Надеюсь, что мы с вами и на них увидимся.

- Одно из интервью с вами называется "Плохой хороший еврей". А какие у вас отношения с собственным еврейством сложились?

- Совсем недавно я начал посещать синагогу, но, честно признаюсь, не для того, чтобы молиться, а чтобы почувствовать принадлежность к своему народу. Я хожу на праздники, у меня есть приглашения из всех синагог Москвы. Вот моя супруга Иришка - она такая "еврейка евреистая". Она всегда дружила только с мальчиками-евреями. Она и меня приобщила. Я-то родом из Советского Союза, и как в то время относились к религии, известно. Я вырос атеистом, но теперь чувствую, что вера у человека должна быть.

- Вы говорили уже о своем отношении к женщинам. В вашей жизни были и есть прекрасные дамы - и покойная Алла Балтер, и нынешняя супруга Ирина…

- Первая моя семья, из которой я ушел, - она была ни в чем не виновата. Ни в чем! И ребенок был маленький… Но я встретил Аллочку - и только тогда понял, что означает слово "любовь". Мы прожили с ней тридцать лет. Последние три года она умирала от рака позвоночника. Все это время мы боролись, но в 2000 году она ушла. Это был такой удар, что я думал, что уже не вернусь к жизни. Но меня опять спасла женщина - моя Ириша, моя жена, которую я бесконечно люблю и уважаю.

- Спектакль называется "Поздняя любовь". И он, и ваша история - живые доказательства того, что любви действительно все возрасты покорны. Отличается ли по накалу чувств любовь, которая приходит в зрелом возрасте, от любви молодых?

- И да, и нет. По глубине чувств зрелая любовь молодой не уступает, а, наоборот, превосходит. Я никогда не думал, что познаю такую любовь, которую познал с Аллочкой. Никогда не думал, что переживу ее и буду еще любить - так, как я сейчас люблю. Это другая любовь. Но - любовь. Более того, когда-то я и представить не мог, что доживу до такого возраста. Но я дожил - и я уже прадедушка! И у меня есть и обожаемая жена, и дочка, и сын, и внуки, и правнук! И я уверен: надо продолжать жить, что бы ни случилось.

- Получается, что вы - абсолютно счастливый человек?

- Так нельзя говорить, но я скажу. Да, это так.

- И по-прежнему не отказываете дать взаймы?

- Теперь я это делаю по-другому - мы с Иришей организуем в нашем клубе благотворительные вечера и собранные на них средства передаем тем, кто в них нуждается. Совсем недавно провели благотворительный вечер для Николая Караченцева - вы бы знали, сколько стоят лекарства, которые ему нужны! А потом - вечер в память об Аллочке - в этом году 10 лет, как ее не стало. Планируем и другие вечера. Вот так и помогаем.


 
Количество просмотров:
1091
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.