22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Молдавское вино - праздник не заканчивается!
05.01.2002
Алена Сорокина

Виноградарство и виноделие – две части одного целого, две отрасли, обеспечивающие главную гордость Молдовы. Молдавские вина… И перед глазами встает летний день, виноградник на залитом солнцем холме, ощущается терпкий запах созревающих гроздьев и неповторимый вкус молодого вина.
Все начинается с виноделия, это сельскохозяйственная наука, а виноделие – переработка винограда. От того, насколько хорошо выращен и переработан виноград, зависит качество напитка. Николай Таран, Заместитель директора по науке Национального института винограда и вина, рассказывает о том, как обстоят дела в этой отрасли сегодня.

- На каком уровне наше виноделие находится сейчас?

Расцвет виноделия в Молдове пришелся на 70-80-е гг., когда обеспечивалось достаточное финансирование, молдавские специалисты проходили стажировку в Москве, в институте «Магарач» в Ялте, в Одессе. Наука виноделия была на европейском уровне, мы могли конкурировать с Германией, Францией, Америкой. У нас была возможность научно обосновать технические процессы, провести модные разработки в шампанском, например, хересе. Это был «золотой век». В 85 году в Институте появился первый доктор наук, а к 94-му еще 10. Таким образом, количество перешло в качество.

Но теперь, в соответствии с законом эволюции, после пика наступил спад. Кризис 98-го года сильно нас задел, и сейчас мы пытаемся держаться хотя бы на существующем уровне, пытаемся не допустить дальнейшего спада, но мы не развиваемся. Институт живет сегодняшним днем вместо того, чтобы смотреть в будущее и быть впереди на 10-15 лет. Это происходит от недостатка финансирования – только 25% мы получаем от государства, остальные 75% вынуждены искать сами, сотрудничать непосредственно с предприятиями. На это и уходят силы.

Тем не менее, мы занимаем не последнее место по производству вин с контрольным наименованием по происхождению (КНП), например, Каберне де Чумай, Алиготэ де Ставчень. Кроме этого, сейчас расширяется выпуск элитных вин, стоимость которых, соответственно, выше в 3-4 раза, это 24 новые марки. Их разработка началась еще в начале 90-ых гг. В Молдове есть участки, на которых можно выращивать особые сорта винограда для этих вин, по 30-40 га почвы со специфическими характеристиками, особыми экологическими условиями. Такие участки есть в Пуркарь, Романештах, Хынчешть, Кызыклии. Сопутствующие проблемы – экспорт, ведь цена одной бутылки такого элитного вина выше, чем обычного, и оно не по карману большинству потребителей. Не секрет, что 80% экспорта молдавских вин уходит в Россию. Но для того, чтобы относительно дорогое вино было конкурентоспособным, необходимы реклама, маркетинговые мероприятия. Этим должны заниматься уже непосредственно производители вин и госструктуры.

Также мы разрабатываем новшества по улучшению качества столовых белых вин, так как технология, которая использовалась с 70-ых гг., устарела. Необходимы новые технические решения, новые материалы, обширная научная работа. Ведь объем производства белых вин составляет 70% от общего количества, и только 30% производства приходится на красные вина. Например, мы ведем работы по запуску завода по выпуску сухих дрожжей, чтобы не зависеть от импорта. Сейчас дрожжи импортируются из Франции. Сотрудничая с Институтом Пищевой химии Бухареста, мы налаживаем местную линию для наших нужд.

В области производства шампанских вин наблюдается спад. Сейчас производится около 30 млн. бутылок в год, что составляет лишь 10% от мощности. Затруднен экспорт игристых вин в Россию из-за высокого налога, введенного нашим правительством. А в России уже много игристых вин местного производства и достаточно высокого качества, а высокая цена нашего шампанского делает его неконкурентоспособным.

Тем не менее, мы работаем над ассортиментом игристых вин. Думаю, вы заметили, что, если раньше в продаже была только одна марка шампанского – «Советское», то сейчас это и красное криковское, и другие марки, разработанные самими производителями. Мы работаем над новой технологией – уменьшением цикла созревания игристых вин до 9 месяцев вместо 3 лет, в соответствии с новыми европейскими стандартами.

Еще один из наших проектов – утилизация вторичных продуктов виноделия. Уже сейчас предприятие Nistru-Vin выпускает винное масло, использующееся в медицинских целях. Препарат Regesan способствует регенерации тканей человеческого организма при внутреннем и наружном употреблении. Эту работу ведут наши аспиранты. Так как это перспективное направление, они заинтересованы в исследованиях. Таким образом, мы уверены, что работы будут доведены до конца.

- Чем бы занялся Институт в первую очередь, если бы было получено достаточное финансирование?

Первое, что мы сделаем, когда получим достаточное финансирование, это утилизация осадка берлинской лазури, циансодержащего вещества, остающегося после диметализации вин. Уже сейчас в стране скопилось несколько тонн этого токсичного вещества, которое хранится в бункерах на предприятиях по производству вина. Над этой проблемой мы работаем уже 5 лет. Существует технология их герметичного уничтожения в специальных печах и последующего использования в строительной промышленности. На ее внедрение требуется 200 тысяч леев, из которых нам выделено всего 25 тысяч.

Важный вопрос, который стоит перед нами – это срок гарантии вина, и без соответствующего финансирования опять же невозможно его разрешение. Необходимо провести работу по улучшению стабильности винной продукции, чтобы производитель мог дать гарантию потребителю.

- Неужели виноделие в Молдове находится в таком плачевном состоянии?

Есть у нас и чем гордиться. В Институте установлено новое оборудование, купленное по кредиту Мирового Банка в размере около $US 1млн. Это отличная лаборатория по контролю качества, оборудование для анализа, например, жидкокристаллические хромотографы HP. Но это направление нужно поддержать, чтобы вернуть кредит. Тем не менее, лаборатория почти не востребована отраслью, так как нет средств на проведение работ. Например, она могла бы использоваться для контроля качества вин, отправляемых на экспорт.

- Решаете ли вы проблемы винодельческой промышленности?

Конечно, Институт борется и с проблемами в виноделии. Одна из главных – фальсификация винной продукции. На сегодняшний день до 60% вин на внутреннем рынке это подделка. Так говорит статистика, но я бы дал и все 80%. Мы разработали метод определения натуральности вин, а также крепких напитков – водки, коньяка, бренди. Это направление очень перспективно, и у нас есть научные кадры для проведения исследований, есть идеи.

- Давайте поговорим немного и о виноградарстве. Ведь для того, чтобы производить вино, нужен виноград. А Институт проводит исследования и в этом направлении.

Да, и здесь, как ни странно, наблюдается настоящий ажиотаж – новые посадки винограда. Мы выводим новые комплексноустойчивые сорта. Такие, которые выносливы и к погодным условиям, и к почве, и ко многим другим факторам. В этой области мы сотрудничаем с Китаем, эта страна очень заинтересована в таких сортах винограда, так как они требуют меньше ухода и затрат и имеют много преимуществ.

Конечно, сейчас нам сложнее и с виноградом. Если в лучшие годы в Молдове было до 250 тысяч га виноградников, с которых собирали 1,5 миллиона тонн винограда в год, то сейчас это всего 100 тысяч га и 800 тысяч тонн винограда в год. Оптимальным было бы количество 1 млн. тонн винограда, и 60 декалитров вина. Для этого необходимо повысить урожайность наших виноградников до 100 цга, так как сейчас они дают всего 30-40 цга. Причиной этому являются некачественные посадки. В результате снижается прибыльность виноградников, и вследствие этого повышается цена на виноград, и, конечно, на вино. А высокая стоимость вина снижает его конкурентоспособность. Сейчас многие страны производят хорошие вина и экспортируют их. Южная Африка, Южная Америка, Китай, Чили, Аргентина – это так называемые новые винодельческие страны. Европа уже теряет свои позиции.

- Что представляет собой Институт сегодня?

Я начну с истории. В 1910 году декретом Николая II был образован наш Институт «как образцовый сад на Юго-Западе Российской Империи для развития виноградарства, виноделия и плодоводства». Тогда было вложено около 2 миллионов рублей, что составляет огромную сумму. Было завезено около 90 сортов винограда со всей Европы, целая коллекция.

Сейчас, конечно, невозможно говорить о таком размахе. Но мы сохранили, несмотря на кризис, все отделы, все лаборатории. Персонал уменьшился, кто ушел на пенсию, кто в коммерческие структуры. Сейчас эта отрасль стала непривлекательной для молодежи, хотя раньше было престижно быть аспирантом в Институте виноградарства и виноделия. Средний возраст наших сотрудников 50 лет. Всего же на сегодня их 200, из них 12 докторов хабилитат, 50 кандидатов наук, и 26 аспирантов. Мы сохранили потенциал, костяк, мозговой центр. Мы сотрудничаем с частными лабораториями, которые решают проблемы конкретного производителя, одновременно и конкурируем с ними. В то же время, у них нет таких возможностей как у нас, они не могут себе позволить оборудование за 1 млн. долларов.


 
Количество просмотров:
295
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.