Я ненавижу слово «инвалид». Или тут мне мой почти родной английский вредит? Ведь по-английски «invalid» дословно означает недействительный. Хорошо помню, как в очередях в Союзе раздавались крики « Мне без очереди – я инвалид!». И смотришь с зеленой тоской на человека, называющего себя недействительным. И с не менее зеленой тоской на общество, называющее этих людей недействительными.
Да уж, велик и оскорбителен иногда русский язык! Но и английский не лучше: мы пользуемся в русском языке словом «гандикап» без всякого двойного смысла, забывая или не ведая, что в английском именно это слово использовалось для обозначения людей «недействительных«. HAND (рука) и CAP (кепка): с кепкой в руках! Побирушка-калека! Вы мне не поверите, но именно так официально назывались люди с ограниченными возможностями в США. И это при том, что в английском словарный запас – полтора миллиона слов! И вот такая вдруг языковая убогость с кепкой в руке!
Все началось со скандала на выборном участке. Некто на культяпках не осилил лестницу и не смог проголосовать. 26 июля 2010 года этот культяпый в своем инвалидном кресле осилил ступени Белого дома, чтобы принять личные поздравления Президента с двадцатилетием принятия Закона об инвалидах Америки (ADA). В его лице Барак Обама поблагодарил всех, кто заставил американское общество не только признать равными права людей с ограниченными возможностями, но и создать для них равные по доступности условия полноценного существования.
Это не описка: я сознательно воспользовалась словом «заставил». Увы, ни в чем не спешит человечество вершить справедливость. Даже в обществе, называющем себя демократическим, те, кому хуже, чем нам, долго стояли с кепкой в руках.
Шестидесятые годы для США были переломными в плане борьбы за гражданские права. За всю историю Соединенных Штатов не было принято столько законов по защите гражданских прав, как в это десятилетие: права женщин, права меньшинств, права голоса, права черных… Принимается в 1964 году революционный Закон о гражданских правах. Но об инвалидах нигде ни слова – не видит общество их нужд! Там где-то, в каком-то 504 параграфе Акта о реабилитации что-то невнятно сказано об этих людях. И до 1973 года инвалиды Америки бьются за признание Акта о реабилитации Законом о реабилитации.
Но не хлебом единым: не помирали с голоду или от неоказания медицинской помощи люди с ограниченными возможностями. В плане жизненных благ обижены они не были никогда. Борьба кипела за возможность равного доступа ко всем благам цивилизации: равного права на работу, на отдых, на образование… Не нужны были им подачки добрых самаритян – инвалиды Америки требовали Закона о правах инвалидов Америки.
И вот всего лишь 20 лет назад такой закон был принят. Мы-то с вами знаем, что законов хороших много, а работают они не все и не в полную меру. Но этот закон действительно работает. Назовите мне сами любую сферу деятельности человека, и я смогу показать вам, как туда вписывается человек с ограниченными возможностями. Если вы открыли прачечную, ресторан, школу, завод, кинотеатр, офис (давайте, давайте!) и в нем хоть что-то недоступно инвалиду, я силой закона об инвалидах Америки завтра же закрою такой бизнес. К чертовой матери!
Если инвалид не нашел пандуса на тротуаре в пределах одного квартала, лифта или подъемника в пределах одного городского сооружения, туалета, простите, куда можно заехать по делам на коляске, общественного транспорта, куда нельзя въехать на инвалидном скутере, я завтра засужу такой город догола! Если инвалиду отказано в работе или в приеме на учебу именно из-за его ограниченных возможностей, молись своему богу такой работодатель или ректор – пощады не будет.
Если в общественных помещениях нет специальной разметки надписей для незрячих, нет звукового счетчика этажей в лифтах, то несдобровать владельцам таких помещений. Все кары небесные падут на тех, кто не обеспечил инвалидам равного доступа к чему бы то ни было.
Слава богу, государства у нас в жизни минимум: мы терпим его в малых дозированных порциях и только там, где без его чуткого руководства обществу действительно не обойтись. Но вот тут был именно тот случай, когда тяжелое государственное давление и контроль сделали Закон об инвалидах Америки работающим. Государство раскошелилось первым – начали с себя. Все, что власти могли сделать для инвалидов в плане равного доступа, они сделали, муниципалитеты «приспособили» города для людей с ограниченными возможностями.
Но как заставить частный бизнес, мелкий, крупный, средний, – раскошелиться на равный доступ, как проконтролировать исполнение закона? Как простимулировать? Как создать новые рабочие места для инвалидов?
Я поискала цифры, и вот что нашла: сейчас в США очень высокий уровень безработицы – почти 10%. А каков уровень безработицы среди наших инвалидов? Как хотелось бы отнести ответ в конец учебника, но сюрприза не получится в рамках статьи: всего 14% (!) от всего работоспособного количества официальных граждан со статусом инвалидности. Но все-таки постараюсь выудить для вас сюрприз – точно такой же процент безработных среди наших инвалидов держался долгие годы и до кризиса!
Государство дает налоговые льготы работодателям за создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Да я скорее здорового уволю на улицу – мне выгодней сохранить рабочее место для инвалида! Департамент труда и его отделения по пособиям безработным в первую очередь трудоустраивают потерявших работу инвалидов. (И пусть заявитель-работодатель только не посмеет взять его на работу!)
Заставить частника раскошелиться в наше время на равный доступ – задача непростая. Но если государство предложит частнику налоговую скидку, он клюнет: считать деньги народ хорошо умеет!
Спросите, почему я так зациклилась на вопросе о работе? А потому, что право инвалида на труд является для него самым главным на сегодняшний день в США. Я счастлива дожить до времен, когда инвалиды страны не борются за льготы, за привилегии, за послабления, этого у них достаточно, и не в этом дело. А просто эти люди не хотят жить, обложенные ватой, они хотят работать наравне с другими гражданами, они не хотят жить на пенсии по инвалидности на всем бесплатном и готовом – люди хотят и имеют возможность зарабатывать свой хлеб своим же трудом!
Их руки уже давно не желают держать кепки. Они уже давно перестали быть «недействительными» людьми в обществе. Им труднее, чем нам живется в этом мире. Милосердие, жалость, сострадание – все это хорошо до умиления. Но не это нужно человеку, которому живется труднее. Он хочет от общества, чтобы ему были созданы условия, при которых его ограниченные возможности станут неограниченными.
Предлагаю игру: давайте проведем эксперимент хоть на один-единственный рядовой день в году. Проживите этот день глазами человека с ограниченными возможностями. Пусть это будет ваше обычное окружение, обычная среда. Посмотрите своими глазами, удобно и доступно ли будет человеку незрячему, глухому, с ампутированной ногой в этом месте, в эту минуту… Посмотрите своими зрячими глазами, что бы надо сделать для равного доступа, сделайте это своими работящими руками… И посмотрите, что из этого получится.
P.S. Один инвалид четыре срока подряд был удостоен чести быть избранником народа на высшем посту государственной власти страны. Звали инвалида Франклин Делано Рузвельт. А?..