Виктория Тамилина
Вот уже два месяца в театральных кругах обсуждают новость: в Русском театре им. А.П.Чехова новое руководство – один из талантливых артистов труппы, Maestru în artă al RM Константин Харет получил еще и полномочия директора.
Хочется ли ему «рулить» или это производственная необходимость? Нагрузка сумасшедшая. Как он с ней справляется и зачем ему это надо? Об этом наш разговор, кстати, не через стол, как это принято у чиновников, принимающих посетителей, – сидим рядом за чайным столиком и беседуем, как старые знакомые.
- Ваше назначение было неожиданностью для вас?
– Абсолютной. И поначалу я запаниковал – нужны ведь специальные знания и в области финансов, и юридические, и подготовка по менеджменту не помешала бы. Но я привык бросаться с головой в новое. Такие эмоции, как сейчас, испытывал в первое время, служа в армии, а затем – постигая профессию каскадера: страшно, но увлекает.
- Адреналин адреналином, но как физически этот объем работы выдюжить?
– Помогает физическая подготовка, актерское умение распределяться и благие намерения (не будем вспоминать, чем они вымощены). Театр им. А.П.Чехова – это ведь мой дом: за 16 лет пребывания в этом коллективе мы сроднились. Это моя большая семья, и я как мужчина обязан заботиться о ее благополучии, процветании.
- А не раздражают все эти протоколы, докладные, объяснительные, заявки, необходимость бегать по инстанциям, невозможность вырваться за пределы более чем скромного бюджета, ограничивающего полет творческой фантазии?
– Раздражения, как и всякого негатива, я стараюсь избегать или гасить. Всегда требую и от домашних: настраивайтесь на позитив! Нельзя, чтобы негатив доминировал в душе, ведь со сцены мы должны нести только добро и свет.
- Даже в такой роли, как король Ричард III (премьерная работа театра, где у Константина главная роль короля-душегуба – одна из сложнейших в мировой драматургии – прим. автора)?
– Да, эта роль, от которой веет инфернальным злодейством, мне кажется, должна служить предостережением для тех, кто не брезгует никакими средствами в достижении эгоистических целей. В нашей жизни работает закон бумеранга, он так же неумолим, как физические законы, хотя действует на ментальном уровне. Об этом убедительно свидетельствует финал пьесы – воздаяние за зло. Этот закон очень доходчиво объясняет Эрнст Мулдашев в своей известной книге «Камо грядеши».
– А мне вспомнились строчки из раннего Евгения Евтушенко:
«О, человек, чье имя свято,
Подняв глаза с мольбою ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись…»
Мне кажется, их можно взять эпиграфом к постановке «Ричарда», неординарной, во всяком случае.
– Режиссер спектакля Вячеслав Чеботарь прошел собеседование и поступил на высшие режиссерские курсы при Центре Мейерхольда в Москве – два года будет совершенствоваться в режиссуре и, надеемся, вернется к нам.
- Это приятная новость – наши поздравления. Молодым, как известно, везде у нас дорога. А как насчет другой категории, ассоциирующейся со словом «почет»?
– Спасибо, что спросили. Действительно, на днях мы поздравляли наших старших коллег с присвоением почетных званий и заслуженных наград. Назову только их имена: М.Д. Геженко, Л.Т. Колохина, Р.И. Кириллова, С.А. Кожокару.
- О спонсорах, благотворительных фондах даже заикаться не хочется, и так всем известно: отсутствует закон о спонсорстве, кризис на дворе… И все же, если вы приходите к какому-то банкиру, ведь популярного артиста узнают?
– К счастью, узнают. И даже сочувствуют, входят в положение. У нас в стране все же есть люди из мира бизнеса, которые любят театр, смотрят наши спектакли. С ними мы намерены развивать отношения, обсуждать перспективные проекты.
– А пока готовитесь покорить своими достижениями питерцев?
– Совершенно верно. В начале февраля будущего года в рамках международного театрального фестиваля «Балтийский Дом» (его девиз «Встречи в России») будет показан моноспектакль «Александр Вертинский. Бал Господень…», исполнитель Юрий Андрющенко. Спектакль, полюбившийся кишиневцам, идет при аншлагах на Малой сцене уже шестой сезон. А в апреле мы надеемся повезти туда «Братьев Карамазовых». Наша задача с Санду Василаки, главным режиссером театра и постановщиком этого спектакля, найти средства на поездку.
– В Европе, куда мы так безоглядно стремимся, в моде здоровый образ жизни. Когда заходишь в наши театры, от сигаретного дыма – туман, хоть топор вешай. Вы ведь некурящий, как же оздоровить атмосферу в служебном помещении – вентиляция давно не работает, возможно ли оборудовать место для отдыха артистов, приобрести спортивный инвентарь: бильярд, настольный теннис, нарды, шахматы?
– Это входит в наши планы, но пока актуальнее для нас вопросы, где найти финансовые средства, чтобы перестелить пол на сцене (каблуки у актрис проваливаются), и хоть как-то облагородить фасад здания. Что касается курения, лично я бросил курить... во 2-м классе. Когда позвонили из школы, где меня «застукали» (отец был заядлым курильщиком и кофеманом – я старался ему подрожать), мама, народная артистка РМ Паулина Завтони, заплакала, и ее слезы на меня подействовали больше, чем ремень. С тех пор с сигаретой меня можно увидеть разве что в кинокадре.
– Хорошо, что мы вспомнили о детстве, когда еще людям доставляют столько радости праздники? К зимним каникулам в театре традиционно – премьера, а на этот раз их сразу две: «Алиса в Стране Чудес» и «Приключения Винни-Пуха». А в вашей семье есть новогодние и рождественские традиции?
– Конечно, мы всегда собираемся в эти дни всей семьей (три поколения) у моей мамы, с непременной елкой и подарками для всех, маленьких и больших. Но у нас есть еще одна давняя привычка, даже ритуал: мы обмениваемся поцелуями с близкими при встрече и расставании. Жизнь так динамична, так мало времени остается на самых родных людей, что хотя бы таким образом даем почувствовать: мы нужны друг другу, мы – одно целое. Бабушка любила повторять: «Счастье человека – другой человек».