В праздничной новогодней и посленовогодней телепрограмме каждый год есть этот фильм – "Д'Артаньян и три мушкетера" Юнгвальд-Хилькевича. И хотя экранизаций этого романа Александра Дюма было бессчетное количество - но куда там французам и американцам, когда у нас есть Д'Артаньян - Боярский, Атос - Смехов, Портос - Смирнитский, Арамис - Старыгин, король - Табаков, королева - Фрейндлих, миледи - Терехова! Мушкетеры и актеры, их сыгравшие, стали народными любимцами сразу же после выхода фильма и уже много лет несут это сладкое бремя.
Заслуженный артист России Валентин Смирнитский, Портос, давно и взаимно "дружит" с Израилем, часто бывает на гастролях и скоро вновь собирается на Святую Землю. Конечно же, он - самый подходящий собеседник на Новый год.
- Валентин Георгиевич, до Нового года осталось всего ничего - как настроение, новогоднее?
- Еще какое новогоднее! Елочка дома уже стоит, все в порядке, все готово. Но я работаю - и до Нового года, и после…
- То есть как? В России ведь Новый год - большой праздник, мы вам завидуем: целых десять дней официального, оплачиваемого государством, отпуска!
- Ну, на нашего брата-актера это не распространяется.
- Говорят, что у артистов 31 декабря целый год кормит. Не случайно ведь родился анекдот про то, как русский артист отказался сниматься в Голливуде у Стивена Спилберга: мол, с первого по десятое не могу - у меня елки!
- Да, есть такое (смеется).
- А какие "елки" у вас на Новый год?
- Ну, например, 1 января у меня спектакль "Любовь по системе Станиславского".
- Но в Израиль вы приезжаете с другим спектаклем?
- Да, мы приезжаем со спектаклем по пьесе Михаила Задорнова, который играем уже десять лет. С этой постановкой мы объехали уже всю Россию, побывали с ней и в Америке, и в Канаде, и практически во всех европейских странах - в Германии, Испании, Бельгии… Но так случилось, что почему-то до Израиля мы пока не доехали, хотя Израиль - один из первых "потребителей" нашей театральной продукции, если можно так выразиться. И вот, наконец, мы к вам едем. Спектакль называется "Хочу купить вашего мужа", мы играем его, как я уже говорил, десять лет, и все это время - сплошные аншлаги. На сцене Галина Польских, Ирина Жорж и я.
- Вас, блистательного Портоса из культовых "Мушкетеров", мы знаем и любим не менее, чем знаменитую Галину Польских, ну, а с Ириной Жорж мы еще познакомимся. Не сомневаюсь, что, раз вы взяли ее в свою компанию, значит, она того заслуживает. Вы, конечно, играете того самого мужа?
- Естественно, я - муж, которого хотят купить. Пьеса написана в стиле гротескового фарса. Там такой необычный любовный треугольник, но, тем не менее, эта история очень похожа на жизнь. Где бы мы ее ни показывали - она везде воспринимается очень живо и актуально, скажем так. Тем более в наше время, когда все покупается и продается, когда правят бал деньги… Так что происходящее на сцене очень хорошо соотосится с сегодняшним днем.
- Я думаю, что, поскольку у нас любят и Михаила Задорнова, и вас, и Галину Польских, да еще и тема актуальная, – вас, без сомнения, ждет успех!
- Дай Бог, я надеюсь! Я у вас часто бываю с разными театральными проектами, которые проходят удачно. Практически каждый год посещаю вашу замечательную страну - и еду как к себе домой, как говорится.
- Наверное, с особым удовольствием - после ваших-то московских морозов!
- Да уж. После московских морозов у вас в феврале тепло. Хотя в феврале и у вас, бывает, ветры дуют, дождик моросит…
- Наступающий 2011-й - год Кролика. Вы интересуетесь астрологией? Знаете ли уже, что год грядущий вам готовит?
- Интересуюсь постольку поскольку - на бытовом уровне, как, впрочем, и все. А так я этим делом не увлекаюсь и отношусь к разного рода предсказаниям достаточно спокойно. Вот жена больше гороскопы читает, - как многие женщины, наверное. Но иногда, тем не менее, слушаю, что говорит мне мой гороскоп. Слушаю и прислушиваюсь.
- Если верить астрологам, то год обещает быть удачным для людей творческих профессий - им, как говоря, Кролик покровительствует больше других. Вас радует мысль о том, что, возможно, в наступающем году вы будете хорошо зарабатывать?
- Честно говоря - не очень! В последнее время я зарабатываю более или менее приличные - по крайней мере, для меня - деньги. Но за прошедшие 20 лет я изменил свое отношение к богатству. У меня есть знакомые, которые занимаются крупным бизнесом, я смотрю на них и спрашиваю себя: хотел ли бы я так жить? Хотел бы я иметь крупный счет в банке, яхту, дом в Монте-Карло?.. И отвечаю, что, наверное, нет! Потому что есть только два пути взаимоотношения с деньгами: или ты - хозяин денег, или ты - их раб. А я не хочу быть рабом. Я внутренне человек свободный. И никому не хочу быть должен - даже своим деньгам.
- Доводилось ли вам когда-нибудь играть Деда Мороза?
- Нет, конкретно Дедом Морозом не был, но когда был молодым актером, в елочных представлениях участвовал. Изображал всех традиционных персонажей детского новогоднего фольклора. Но это было очень давно.
- И даже для внуков деда Мороза не играете?
- Нет, не играю…
- Ну, а новогодние подарки дарите?
- Да, каждый год приходится, мучаясь, выбирать… Но я стараюсь рационально к этому делу подходить: чтобы это был и приятный подарок, и полезный… Предварительно осторожно выясняю, что бы кому хотелось… Стараюсь подарить не просто сувенирчик бездумный, а что-то, что пригодилось бы для дела.
- А как обстоит у вас с новогодними поздравлениями? Имею в виду, к примеру, что технический прогресс, интернет мощно вмешался в нашу жизнь. Благодаря социальным сетям у человека может быть и двести друзей… И само собой разумеется, что лично всех обзвонить просто физически невозможно…
- Я спокойно к этому отношусь. У меня есть свой сайт. Поскольку я - публичное лицо, мне много всякой почты приходит. И поздравлений сейчас приходит много - от зрителей, почитателей, друзей-товарищей… Друзья, кстати, сейчас тоже все постепенно переходят на "более современные средства связи", в интернет. Но некоторые до сих пор присылают открыточки из разных городов, и это всегда очень приятно и мило. Поздравляют и по телефону…
- Какому новогоднему звонку вы больше всего обрадуетесь?
- Ну, наверное, звонку своей дочери (дочь Валентина Смирнитского Марфа - талантливый художник), сестры, племянницы - своих родственников, безусловно.
- А звонков от других своих "родственников" - мушкетеров - ждете? Вы же с ними тоже уже семья!
- Ну, с ними мы постоянно общаемся - и телефонными звонками обмениваемся, и часто встречаемся просто так… Буквально на днях я поздравлял Михаила Сергеевича Боярского с днем рождения.
- Но одного звонка среди них не будет - хитреца Арамиса, красавца Игоря Старыгина, по признанию Юнгвальда-Хилькевича, "самого молодого, самого красивого и самого изящного из всех моих мушкетеров"…
- Да, такое печальное событие произошло в прошлом году - Игоря не стало. Ужасно… К сожалению, мы не молодеем, а стареем. И он был не самый старый из нашей четверки - но он долго болел. Мы его всегда вспоминаем, ведь нас связывают десятки лет дружбы и совместной работы… Но с остальными мушкетерами перед Новым годом мы обязательно созвонимся и поздравим друг друга. Это у нас уже такая традиция многолетняя счастливо сложилась.
- Актеры по-разному относятся к ролям, которые их прославляют. Особенно если это - одна роль, которая, как потом выясняется, затмевает собой все другие, как бы хороши они ни были. Как вы относитесь к своему Портосу? Ведь сколько лет прошло, а вас до сих пор в первую очередь отождествляют именно с ним!
- Адекватно отношусь! Во-первых, я уже к этому адаптировался, потому что уже очень давно он со мной, несколько десятков лет. Во-вторых, я это воспринимаю так же, как многие мои коллеги, которые попали под пресс телевизионной популярности и тоже стали заложниками одной роли. И ведь очень известные актеры попадали под это дело. По этому поводу у меня никаких комплексов нет. Я в роли Портоса выступил в определенном качестве и потом это качество не эксплуатировал в профессиональной жизни.
- Портос очень любил хорошо покушать… А вы?
- Ну, я люблю хорошую еду. Я сам готовлю, поэтому и отношение к еде у меня соответствующее. Но чтобы как Портос - нет, конечно. Я питаюсь умеренно, у меня уже и возраст такой, что едой увлекаться не надо.
- У вас есть коронное блюдо?
- Что-нибудь мясное - рецепты не буду зачитывать, долго… А еще я умею и люблю делать вкусные супчики. Вообще много чего умею. Только выпечкой не увлекаюсь - не умею замешивать тесто. Все остальное готовлю с удовольствием. Любовь к куланарии у меня с молодости, когда, бывало, долго жил самостоятельно и сам себя кормил и обеспечивал. Я в этом смысле человек подготовленный.
- У вас есть любимый новогодний анекдот?
- Трудно выбрать – слишком много анекдотов я знаю и люблю. Но вот тот, что вы рассказывали, про "у меня елки" - прекрасный анекдот! Он очень российский, во-первых, и очень подходящий для русского актера, во-вторых. Голливуд - Голливуд - а у меня елки! Это один из моих самых любимых анекдотов!
- А традиционный новогодний тост от Смирнитского?
- За здоровье! Потому что все остальное приложится, было бы здоровье! Чтобы как можно дольше оно сохранялось!
- Как вы относитесь к тому, что в Израиле отмечают два новых года – вначале еврейский, Рош ха-Шана, потом обычный?
- Я, кстати, у вас был в сентябре, как раз на еврейский Новый год, - гастролировал и встречал его в городе Эйлате.
- И как вам наша фаршированная рыба?
- Да!
- Что вам пожелать в наступающем новом году?
- Того же, что я пожелал вам, всем израильтянам: здоровья! Потому что будет здоровье - все состоится и все будет хорошо! Все остальное мы сделаем!
Досье
Валентин Смирнитский - заслуженный артист России. Родился в 1944 году в Москве. В 1965 году закончил Театральное училище им. Щукина. Работал с режиссером Анатолием Эфросом в "Ленкоме" и Театре на Малой Бронной. Служил в Театре Луны. В последнее время предпочитает работать по контракту. Снимался в фильмах "Двое", "Щит и меч", всех лентах о д'Артаньяне и трех мушкетерах, "Отцы и деды", "Визит дамы" и т. д.
Если коротко, то в жизни Валентин Смирнитский - сибарит. Любит отдыхать с друзьями на природе, животных, хороший табак, стильные штучки, при этом совершенно лишен чувства накопительства, рвачества, жадности.
Достаточно равнодушен к материальным благам. Считает, что вещи должны служить человеку, а не наоборот.
Одинаково комфортно чувствует себя и в роскошных пятизвездночных апартаментах и маленьком номере провинициальной гостиницы. Главное - чтобы в душе была гармония, остальное можно пережить.