22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Петр Лучинский: Людей, подобных мне, сколько угодно, но мне, как говорят молдаване, повезло
31.01.2011

Ион Тома

Что сейчас более важно, нежели изменение Конституции, каким образом может быть избран глава государства, какой президент нужен Молдове, и кто именно может им стать, об этом нам поведал экс-президент Республики Молдова Петр Лучинский. Почему он оставил политику, и чем занимается сегодня – читайте в нашем интервью.

Что Вы думаете об инициативе Альянса по изменению действующей Конституции?

Первая комиссия по подготовке Конституции была создана в 1990 году. На этапе окончательной доработки текста Конституции я был председателем этой комиссии. В то время я был председателем парламента... Люди должны знать, что процедура подготовки высшего закона была очень сложной: были приглашены лучшие европейские специалисты, эксперты Совета Европы, проводились конференции с участием специалистов в области конституционного права из других стран и т.д. Конституция стала результатом кропотливой работы многих специалистов в данной области.

Следует отметить, что в то время Совет Европы выдвинул два условия, чтобы Молдова была принята в качестве государства-члена. Первое касалось проведения свободных выборов. Здесь хотелось бы в скобках отметить, что мы организовали такие выборы в 1994 году (и те, что состоялись в 1990 году, были свободными, только они не были основаны на многопартийности). Тогда даже вопрос не стоял о "подкупе избирателей" или каких-то других вещах, актуальных сегодня… была здоровая конкуренция... Вторым условием, поставленным Советом Европы, было принятие новой Конституции.

Работа, затраченная на разработку высшего закона, привела к тому, что он стал, как недавно заявил и председатель Конституционного суда, одним из лучших на постсоветском пространстве и даже в европейских странах. Иной проблемой является исполнение Конституции.

В настоящее время я не вижу больших проблем, для решения которых необходимо менять Конституцию. Есть, конечно, определенные моменты, которые могут быть улучшены. К примеру, мы увидели, что избрание президента является проблемой, которая требует изменений на конституционном уровне. Есть еще несколько статей, которые касаются судебной системы, прокуратуры и т.д. Но это не горит... Эти изменения должны быть осуществлены спокойно, продумано, консультируясь с европейскими институтами. Если вновь поставим это во главу угла, то снова окажемся в тупике…

Сегодня необходимо решить ряд вопросов, связанных с повседневной жизнью людей, - человек должен платить по счетам, устраивать свою жизнь, зарабатывать деньги, и так далее. Я уже неоднократно говорил, что, отталкиваясь от потребностей человека, есть 7 моментов, для реализации которых все партии, независимо от ориентации, от того, находятся они во власти или в оппозиции, должны объединиться. Они связаны с тем фактом, что каждый человек должен родиться, есть, одеваться, лечиться, учиться, работать и получать достойную зарплату и свободно ездить, куда он захочет. Вот, господа, 7 проблем... можете ли вы объединиться ради этих 7 проблем, независимо от того, являетесь ли вы коммунистами, сверхкоммунистами, либералами, или сверхлибералами?!  Эти права обеспечены Конституцией, а их решения хватит на 4 года, даже на 8. Я думаю, только так мы можем консолидировать наше общество.

Готово ли наше общество и, не в последнюю очередь, политический класс к качественному изменению высшего закона? И почему?

Здесь не нужна большая подготовка. Конституция всегда что-то предвосхищает. В какой-то степени Конституция – это шаг в будущее, она не только отражает сегодняшнюю ситуацию, но и показывает нам, к чему нам следует стремиться. С этой точки зрения, общество всегда готовится.

У нас наблюдается тенденция, особенно в электронных средствах массовой информации, комментировать то, что произошло сегодня. Это тоже хорошо, однако существуют фундаментальные вещи, которые касаются будущего, состояния человека, перспектив... Существуют нормы и правила, заложенные в Библии, в основных правах человека... Это непрерывный процесс, о котором необходимо говорить, даже если общество в данный момент к этому не готово.

Какие статьи, на Ваш взгляд, непременно нуждаются в изменении, а какие не следует трогать в ходе конституционной реформы?

Я хочу подчеркнуть одну вещь: жизнь действительно требует от нас определенных перемен. Они должны быть продуманы и проведены с большим спокойствием. Неверно делать из этого предвыборную кампанию.

Следует спокойно признать, что да, пришло время внести некоторые изменения, обсудили с представителями гражданского общества, пришли к консенсусу и пошли дальше...

А что Вы лично думаете о существующем сегодня способе избрания главы государства? И почему?

Наша Конституция и ее исполнение не настолько зависят от деятельности главы государства. Парламент и правительство – вот два института, отвечающие за развитие страны. Президент носит функции координации и представления. Если он не избирается, действует процедура временного исполнения его обязанностей. Если до сих пор были кое-какие проблемы, то сейчас, с господином Лупу, у нас проблем нет – он достаточно опытный, современный человек. В этих условиях, если президент будет избран – хорошо, если же нет – у нас что, за год ноги отсохнут?! В Швейцарии, например, референдум проводится каждые 2-3 месяца... я проблемы не вижу. Да, на это будут потрачены деньги, но с другой стороны, все мы как граждане должны внести свой вклад в развитие государства. Я не вижу большой трагедии.

На самом деле я вижу несколько вариантов: либо пойти на сделку с коммунистами, которые в обмен на должности примут участие в выборах, либо избрать главу государства, не принадлежащего к какой-либо партии (я не говорю, аполитичного, потому что президент должен заниматься политикой развития государства). В мире есть довольно удачные примеры избрания президента, который не представляет какую-то определенную партию. Избрание президента на основе консенсуса всего парламента, стало бы хорошим знаком для нашего общества.

У избранного народом президента больше власти? Во время Вашего мандата в качестве главы государства Вы чувствовали большую поддержку и открытость по отношению к своим инициативам, нежели президент Воронин? 

Ясно, что всенародно избранный президент чувствует себя иначе, не обязательно у него больше полномочий, данных ему законом, а с моральной точки зрения – он представляет весь народ. В то же время и избранный всем парламентом глава государства также является представительным. Возможно, это также вопрос менталитета... Мы должны понимать, что в демократическом государстве есть три власти: законодательная, исполнительная и судебная. В рамках этой системы, президенту отводится роль координатора. В том году, когда правил АЕИ 1, у нас не было координации... Я знаю механизмы власти и понимаю, для того, чтобы машина ехала, недостаточно очень хорошего двигателя, необходимо, чтобы кто-то был у руля. Я не выступаю за президента, который взял бы на себя роль дирижера, скорее, больше подходит роль арбитра.

Много говорится о разделении полномочий между институтом президента, парламентом и правительством. По Вашему мнению, какой режим правления больше всего подошел бы Молдове?

Я думаю, что в переходный период больше всего подходит президентская система. Но этот период уже прошел. Мы сейчас идем по европейскому пути, который, фактически, не исключает президентскую систему. И общество бы ее приняло, хотя последние 8 лет правления коммунистов напугали людей: довольно опасно зависеть от одного человека, который даже был избран не всем народом, а лишь его фракцией.

Исходя из этих соображений, я бы пошел по тому пути, на котором находимся мы – необходим президент с полномочиями координатора. В свое время я боролся за систему, подобную той, что действует в Португалии. Скажу вам откровенно, за то время, что я был президентом, я никогда не видел португальского главу государства на саммитах… всегда приезжал премьер-министр. Президент является символом, но с очень важными прерогативами: может распустить парламент и правительство в случае конфликта. Зная это, политики координируют свои действия и ищут решения. Вот такой вариант подходит Молдове. Конечно же, у президента есть и другие полномочия, уже ставшие традиционными, но он ничего не делает напрямую, иными словами, он назначает судей по предложению парламента, послов по предложению правительства и так далее. Вот суть демократической власти.

Было озвучено предложение найти на пост президента кандидата вне политики. Лично Вы кого бы предложили, зная людей, а также программу работы главы государства?

Это вопрос конкурсного отбора. Парламентские фракции должны найти нужных людей. Мы говорим об успехе стран Балтии... там Валдас Адамкус (бывший президент Литвы – прим. ред.) был приглашен из Америки, Вайра Вике-Фрейберга (бывший президент Латвии – прим. ред.) – из Канады, нынешний президент Эстонии (Тоомас Хендрик Ильвес) приглашен из Швеции. Почему мы боимся, и забываем о тех, кто покинул страну?! К примеру, г-н Попов - был министром иностранных дел, нашим послом в Париже, нашим послом в Брюсселе, работал в нашем посольстве в России, в посольстве СССР в Румынии, родился в Приднестровье, ему 62 года, знает английский и французский языки, чрезвычайно образованный человек... в чем проблема?! Или же вспомним Веронику Бакалу, бывшего заместителя губернатора Национального банка, – 10 лет работает во Всемирном банке в Вашингтоне. Я знаю их по своей работе...

В любом случае, фракции должны сесть и прийти к консенсусу.

Чем занимается президент спустя месяц после завершения его полномочий, когда страсти улеглись, уже видны первые решения нового главы государства? Как проходит адаптация от крайне жесткого режима работы к распорядку обычного человека?

У меня завершение мандата совпало с серьезной болезнью моей жены. Я практически мгновенно занялся вопросами, связанными с диагностикой, лечением и т. д.

Скажу вам откровенно, я подготовился к этому моменту еще в молодости. Как-то во Львове я был на кладбище, на могилах были написаны эпитафии, в двух строках которых описывалась вся жизнь человека. Я подумал тогда, что после того как выйду на пенсию, напишу и я книгу эпитафий. И я действительно написал ее: "Esenta vietii" (Жизни суть). Позже я заметил, что многие из тех, кто приходит в политику, понятия не имеют об истории этого народа. И я подумал издать книгу "Молдова и молдаване".

Я подготовился, и потому мне есть чем заняться, однако очень многие считают, что это конец света. Возможно, есть и такие, кто преувеличивает свою роль. Я, к примеру, всегда осознавал тот факт, что все, чего я добился, получилось не только благодаря моим личным качествам, но и совпадению некоторых факторов... людей, подобных мне, сколько угодно, но мне, как говорят молдаване, повезло, я оказался в нужное время в нужном месте.

Почему Вы оставили политику?

Я ушел сознательно. Я считаю, что в каждом возрасте есть своя красота, и каждый человек должен жить по определенным правилам. Думаю, что в определенный момент ты должен стать опорой для молодых, а не препятствием, наставником, а не конкурентом. Это ненормально, когда кто-то держится за пост всю свою жизнь...


 
Количество просмотров:
1550
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.