25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Андрей Негуца: Формулировка "все проблемы решены" относится к мертвым процессам
10.02.2011

Посол Республики Молдова в России АНДРЕЙ НЕГУЦА рассказал корреспонденту "Ъ" ВЛАДИМИРУ СОЛОВЬЕВУ - специально для "Ъ-MD" - о том, окончательно ли снят вопрос экспорта молдавского вина в РФ, когда может быть урегулирован долг Приднестровья за российский газ и как в Москве восприняли повторный приход к власти в Кишиневе альянса "За европейскую интеграцию".

- Москву посетил спикер парламента Молдовы Мариан Лупу. Что он обсуждал на встрече со своим российским коллегой Борисом Грызловым? Встречался ли он еще с кем-нибудь?

- У него состоялась встреча с российским коллегой - спикером Госдумы Борисом Грызловым. Они пообщались c глазу на глаз и обсудили (об этом потом господин Лупу рассказал и на брифинге в Кишиневе) вопросы формирования в молдавском парламенте группы дружбы с РФ и межпарламентского комитета по сотрудничеству. Обе стороны высказались за более тесные контакты между правительствами, затронув тему проведения во второй половине марта в Москве очередного заседания межпарламентской молдавско-российской комиссии по сотрудничеству. По-моему, других встреч у Мариана Лупу здесь не было.

- У вас нет ощущения, что Москва не в восторге от того, что к власти в Молдове снова пришел АЕИ? Вы общаетесь с российскими политиками и дипломатами - они разочарованы тем, что Кремлю не удалось создать альянс демократов с коммунистами?

- В России политики и дипломаты ведут себя как политики и дипломаты. Они говорят: "Это внутреннее дело Республики Молдова, и мы в него не вмешиваемся молдавским партиям и фракциям виднее, что делать". Для нас, добавляют они, важно укреплять отношения и сотрудничество.

Свидетельством того, что отношения крепнут, обычно являются встречи руководителей двух стран. Владимир Филат, конечно, встречался с Владимиром Путиным, но не настолько часто, чтобы говорить о прекрасных отношениях.

В прошлом году было две таких встречи.

- Да, но в рамках саммитов.

- Здесь сказывается политическая ситуация в Молдове. Да, молдавское правительство утверждено и работает. Парламент переизбран и тоже заработал. Но процессы формирования власти не окончены - не избран президент. И это сказывается. Сейчас обсуждается возможность визита главы МИДЕИ Юрия Лянкэ в Москву, чтобы обсудить, в том числе, вопрос о возможном визите сюда молдавского премьера Владимира Филата. Так что в целом динамика отношений высокая. Но могла бы быть еще выше, если бы Молдова не пребывала так долго в режиме избирательной кампании. Ведь если кто-то из российского руководства в разгар предвыборной борьбы решит встретиться с молдавским политиком, это сразу будет расценено как вмешательство во внутренние дела. Поэтому российская сторона этого и не делала, да и мы не очень-то предлагали.

- Появится ли в обозримом будущем в Молдове избранный президент?

- У меня есть мнение на этот счет, но я не считаю нужным его сейчас высказывать. Ситуация такая: у парламентского альянса есть 59 голосов, а нужно 61. Значит, следует найти пресловутые два голоса. Возможно это?

Теоретически - да. Прецеденты ухода людей из Компартии были.

Как практически будет - увидим. Сейчас все в руках парламентских партий и правительства.

- Российское направление - одно из ключевых в молдавской внешней политике. В том числе из-за приднестровской проблемы - Россия одна из стран-гарантов мирного урегулирования конфликта на Днестре. В последние два года никаких серьезных решений на приднестровском направлении не принималось. Сейчас, по вашим ощущениям, появилось у Москвы желание двигаться дальше?

- Этот вопрос многослойный. С одной стороны, в последнее время приднестровская сторона в качестве оправдания своего нежелания вести предметные переговоры не раз заявляла, что в Кишиневе не с кем иметь дело, поскольку не избран президент. С этой точки зрения нам нужно поскорей решить этот вопрос и избавиться от этой приставки и. о. (исполняющий обязанности), чтобы не давать Тирасполю повода делать такие заявления. Впрочем, я думаю, что даже в этом случае у приднестровской администрации найдется другая причина, по которой переговоры с их стороны будут буксовать.

- Почему?

- Потому что существуют две принципиально разные позиции. Кишинев, вне зависимости от того, кто находится у власти, последовательно стремится объединить страну. Без этого к нам не идут инвесторы, страдают простые люди, разделенные границей. Так что это центральная задача и правительства, которое сейчас пришло к власти. Но при этом задача приднестровской администрации с нашей не совпадает вовсе. Она состоит в том, чтобы сохранить статус-кво режима.

Но последний год заставляет нас быть оптимистами. Вспомним хотя бы трехстороннюю встречу в Довиле (19 ноября прошлого года лидеры РФ, Франции и Германии договорились вместе способствовать решению приднестровского конфликта. - "Ъ-MD"). Или можно вспомнить роль Германии, которая проявилась в 2010 году (Берлин в прошлом году больше остальных говорил о необходимости урегулировать ситуацию с Приднестровьем. - "Ъ-MD"). Россия также постоянно подчеркивает, что в условиях суверенитета и территориальной целостности Молдовы нужно дать широкий статус Приднестровью. Так что, по сути, на приднестровском треке открываются новые возможности, которых до 2010 года не было. В таких условиях нам, я имею в виду Молдове, следует избрать президента, выйти из политического кризиса, после чего переговорный процесс по урегулированию конфликта пойдет быстрее.

- Есть еще один региональный игрок - Румыния. И существует точка зрения, что эта страна часто играет деструктивную роль в процессе приднестровского урегулирования, создавая негативный фон.

- Я не специалист по Румынии и не считаю необходимым это комментировать. Мы благодарны Бухаресту за то, что со всех европейских трибун он говорит о желании помочь Молдове в деле евроинтеграции. У нас в республике проводятся разные опросы общественного мнения. Но всегда 2/3 населения высказываются за интеграцию в ЕС. И это, пожалуй, единственный консенсус в молдавском обществе. А что до практической деятельности правительства Румынии, то наше общество делится на две составляющие - одни винят Румынию во вмешательстве во внутренние дела, а другие воспринимают политику Румынии мягче, положительно. Но нет сомнений, что нам и Румынии надо развиваться, как двум разным, независимым государствам.

- Можно ли сказать, что в молдавско-российских отношениях решены такие вопросы, как винная проблема? Вы уверены, что главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко больше не почувствует вкус дибутилфталата в молдавском вине, если в Кишиневе кто-нибудь опять решит учредить день советской оккупации?

- Формулировка "все проблемы решены" относится к мертвым процессам. У нас в стране постоянно производится вино. И в нем может быть то больше каких-то веществ, то меньше. Так что, наверное, время от времени вопросы возникать будут. Но у нас очень хорошие рычаги для их решения. В прошлом году после определенного перерыва в Кишиневе заседала межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Сейчас очередное такое заседание готовится в Москве. Соответствующие российские и молдавские министерства решают проблемы между собой. Например, сколько раз была необходимость в том, чтобы я лично приезжал в Роспотребнадзор, столько раз я и встречался с Геннадием Григорьевичем (Онищенко. - "Ъ-MD"). И эти вопросы решались. А законченности у всех этих процессов нет.

- А сейчас с молдавским вином все хорошо? Оно без проблем ввозится в Россию?

- Да. Еще встречаются отдельные случаи, когда вино возвращают назад именно по причине обнаружения в нем недопустимого процента дибутилфталата. Но сейчас вы не увидите почти ежедневных сообщений об этом в прессе, как раньше. Или очередей из молдавских машин у ворот таможенного терминала в Солнцево.

- И в каких же объемах восстановился ввоз молдавского вина в Россию?

- Смотрите. Если в 2009 году в РФ было завезено 2,460 млн декалитров, то в 2010 году - 2,338 млн декалитров, то есть чуть меньше.

- Объемы упали из-за проблем, возникших летом?

- Да. Можно сравнить еще и такие цифры. ЕС на 2011 год выделил Молдове квоту на ввоз 1,5 млн декалитров. Это больше, чем было в 2010 году, почти вдвое. А если эту цифру сравнить с тем, что нам было возвращено 223,409 декалитров из России, то окажется, что нам вернули примерно 1/5 от экспорта в Евросоюз. Эти цифры о многом говорят. Приведенные мной показатели касались вина в бутылках. В цистернах же мы в 2009 году завезли в РФ 400 тыс. декалитров, а в прошлом году - 1,700 млн. Это объясняется тем, что во время запрета на экспорт в предыдущие годы на заводах скопилось большое количество виноматериалов. И мы ставили задачу завершить в 2010 году их экспорт, чтобы в новом 2011 году производить только бутилированное вино.

Теперь, что касается вопроса о том, влияет ли на винную проблему политика. Меня часто просят высказаться на этот счет, но я считаю, что для посольства гораздо важнее концентрироваться на решении технических, организационных и производственных задач, которые встают в процессе экспорта, чем обращать внимание на то, совпали ли по времени возникшие проблемы с установлением одного памятника или другого. Посольство решает конкретные задачи. И когда они возникают, мы стараемся их обсудить с российской стороной.

- Сейчас много говорят, что не исключен газовый кризис в отношениях между РФ и Молдовой. Москва повысила цену до среднеевропейской (по данным "Ъ-MD", она теперь составляет $295 за тыс. кубометров). И теперь начались разговоры о повышении цены на транзит российского газа через молдавскую территорию. Возможен ли газовый кризис, аналогичный тем, что не раз случались в российско-украинских отношениях?

- Мой ответ отрицательный. Я не считаю, что может возникнуть газовый кризис. "Молдовагаз" - совместное молдавско-российское акционерное общество. И это гарантия того, что все вопросы будут решаться. Это подтверждает опыт, накопленный с момента образования этой компании.

- Да, есть вопросы. Ведь в течение последних трех лет при расчете цены на газ применялся понижающий коэффициент, согласно Соглашения между правительствами наших стран. И 2011-й это первый год, когда нет никакой разницы в цене для Молдовы и среднеевропейской ценой.

- Между тем молдавские специалисты, работающие в этой отрасли, поднимают и другой вопрос: очень давно не повышался тариф на транзит газа через молдавскую территорию. В Молдове существуют станции, которые перекачивают этот газ дальше в Европу, и 14 лет тариф составлял $2,5 за прокачку тысячи кубометров на каждые 100 км. Сейчас он вырос до $3. Однако специалисты говорят, что и эти $3 не то что не приносят прибыли, но даже не окупают расходов на перекачку топлива. Эти вопросы будут ставиться, и я не исключаю, что они будут обсуждаться в ходе заседания межправкомиссии и решаться в рабочем порядке. Но еще раз повторю - все это нельзя охарактеризовать словом кризис.

- А что с оплатой российского газа Приднестровьем? Долг региона давно перевалил за $2 млрд.

- Да, долг сегодня составляет 2,5 млрд долларов США. Здесь клубок проблем, в котором можно легко запутаться. Потянув за одну ниточку, его не распутаешь. С одной стороны, договор на поставку газа заключен с Республикой Молдова. С другой стороны, этот газ приходит в Приднестровье. В 2008 году, кажется, был последний платеж, когда было уплачено около 8,5% от необходимой суммы. В последующие годы - ноль. Они (власти Тирасполя. - "Ъ-MD") за счет этого пытаются поднять качество жизни в Приднестровье. Де-юре - приднестровский регион это Молдова, де-факто же они берут газ и не платят за него. Единственное решение этой проблемы - урегулирование конфликта и объединение Молдовы.

- Интересно, сколько нолей добавится к приднестровскому долгу к этому времени?

- Я думаю, когда решится проблема Приднестровья, тогда правительства Молдовы и России обсудят газовый долг. А сейчас ситуация тупиковая. Приднестровье просто отказывается платить.

- Вы были членом парламента от Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и стали послом во времена правления Владимира Воронина. Но коммунисты уже второй год как не у власти, а вы по-прежнему посол? Это такой пример молдавской демократии?

- Я действительно вручал президенту России Дмитрию Медведеву верительные грамоты, подписанные тогдашним президентом Молдовы Владимиром Ворониным. Что касается вашего вопроса, то решение оставить меня послом вытекает из сложившейся ситуации. Что я имею в виду? Альянс "За европейскую интеграцию" (АЕИ) в 2009 году - это относительно новая структура была. Большинство министров в правительстве, сформированном АЕИ, были не слишком известны в России. То есть новому кабмину еще предстояло получить кредит доверия. А поскольку Альянс декларировал стратегическое партнерство с Россией, как это было, кстати, и во время прошлых правительств, то моментальная замена посла вряд ли способствовала установлению доверия. Я полагаю, что правительство Владимира Филата и руководство МИДЕИ Молдовы исходило именно из этих соображений, принимая решение оставить меня в Москве. Зачем добавлять в отношения с Россией какое-то недопонимание.


 
Количество просмотров:
1626
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.