Наталья Камбур
Вчера Ассоциация предпринимателей и работодателей Молдовы представила результаты анонимного анкетирования представителей малого и среднего бизнеса.
Исследователи обозначили проблемы, с которыми сталкивается бизнес, и предложили свои варианты дальнейшего его развития.
Без прав и со штрафом
Опрос предпринимателей Ассоциация провела в ноябре-декабре 2010 года. Тогда решили поделиться результатами позже, когда «в стране появится президент». Потом поняли: пора политических интриг вполне совместима с насущными проблемами более 40 тыс. экономических агентов, то есть 98% предпринимателей. Ведь именно столько бизнесменов Молдовы подпадает под категорию малого и среднего бизнеса.
Анкетировали разными способами: раздавали опросники, звонили по телефону, опубликовали онлайн-анкеты. Ареал исследования включил в себя 10 районов центра и севера Молдовы – Кишинев, Бричаны, Рышканы, Дрокию, Сороки, Криуляны, Единцы, Шолданешты, Бельцы. Акцент сделали на владельцев и руководителей компаний мелкой розничной и оптовой торговли, строительства и риэлторских услуг, сельского хозяйства и пищевой индустрии, транспортных компаний и предприятий сферы услуг.
По словам администратора Ассоциации предпринимателей и работодателей Алевтины Сайфутдиновой, предприниматели отвечали на вопросы «с большой охотой, но с долей недоверия». Госпожа Сайфутдинова считает, что главная проблема бизнесменов состоит в том, что они не информированы о своих правах и обязанностях.
– Зато контролирующие органы, вместо ликбеза среди предпринимателей, старательно выписывают штрафы, – резюмирует Алевтина Сайфутдинова.
Отсутствие рук, технологий и зарплат
Согласно отчету Ассоциации, в тройке особо беспокоящих проблем – трудные ситуации при ведении бизнеса (эту проблему отметили 98% респондентов), коррупция (97%) и несовершенное законодательство (95%).
Уточним, что под «трудностями» 85% опрошенных указали дефицит квалифицированной рабочей силы, 75% – невозможность внедрить новые технологии и предоставить рабочим высокую заработную плату.
Ко всему, 84% предпринимателей малого и среднего бизнеса признали, что давали взятки.
– Разнятся цифры официального и неофициального общения с чиновниками: много времени на официальный контакт с властями отметили 38% респондентов, а неформально продолжают общаться 60%. Это дает основание предположить, что вопросы решаются не в служебных кабинетах, – говорит президент Ассоциации Вадим Дрелинский.
Согласно опросу, 89% деловых людей Молдовы столкнулись с трудностями в получении кредита и столько же жалуются на высокие налоги. Монополии на рынке беспокоят более половины бизнесменов. А 79% предпринимателей постоянно терроризируют многочисленные инспекции контролирующих органов.
Несмотря на то что в 2010 году в ходе «Гильотины-2+» были существенно упрощены процедуры по лицензированию предприятий, 85% опрошенных утверждают, что механизм получения лицензии «сложен».
Наличие из года в год одних и тех же проблем в опросах предпринимателей экономический эксперт Александр Муравский объясняет привычкой обозначения всех проблем.
Как сообщили «Панораме» источники в Министерстве экономики, бизнес-климат страны анализируется регулярно. Проводится мониторинг международных рейтингов, таких как Doing business, поддерживаются инициативы аналитических центров.
– У бизнеса всегда есть требования, реализовать которые в конкретный момент невозможно. А это, в свою очередь, ведет за собой неверие деловых кругов к чиновникам. Кроме того, бизнес делится на отрасли. И что для одной отрасли «хорошо», то для другой «плохо». Мы принимаем меры, чтобы улучшить бизнес-среду. И, по нашему мнению, процесс достаточно взвешен. Оценку данному сближению может дать только сам бизнес, – считают в Минэкономики.
Ищем корень зла
Проблемой молдавского бизнеса, который, как говорит статистика, на 98% состоит из малых и средних предприятий, Александр Муравский называет недостаточные объемы производства для конкуренции на внешних рынках.
С другой стороны проблему рассматривает профессор экономики международного Института менеджмента, директор консалтингового агентства Alataur – B.I.T.C. Юрий Ларюшин. Эксперт считает, что причина неблагополучия малого и среднего бизнеса – в слабом знании практических основ рыночного управления и предпринимательства.
– Внешние факторы оказывают влияние, но чаще проблема кроется внутри фирмы. Наш опрос показывает, что 88% студентов не удовлетворены программами по бизнесу: в них много словоблудия, теоретических постулатов и догм, но мало практики, – констатирует Ларюшин.
Выход? По мнению эксперта, университетам нужно менять программы обучения, приглашать в университеты предпринимателей-практиков и координировать практику студентов. Компаниям – вводить департаменты или специалистов по HR-ресурсам. По данным главы Alataur – B.I.T.C., соответствующие отделы есть только у 1,45% предприятий Молдовы. Одновременно господин Ларюшин подчеркивает, что сами бизнесмены неохотно раскошеливаются на повышение квалификации своих сотрудников, боятся потерять и работника, и вложенные в него средства.
Мнение эксперта о необходимости подготовки кадров поддерживает директор хлебокомбината Gogoşel Григорий Гурдыш:
– За последний год к нам пришло около 12 человек, заявивших о себе как специалисты-технологи хлебобулочных изделий. Ни один не сумел удержаться на заявленной должности, поскольку не смог конкурировать с более опытным, но без аналогичного образования, коллегой, – рассказал Гурдыш.
По его мнению, кадровый вопрос – «бич сегодняшнего состояния экономики»: рабочих интересует, «где перезимовать, а потом устроиться за границей». В селах ситуация еще хуже, чем в городе. Предприниматели уверены, что село медленно, но верно вымирает и осталось ему лет 20.
– В одиночку решить проблему не то чтобы квалифицированных, а даже просто рабочих рук ни один предприниматель не сможет. Можно было бы собрать предпринимателей и властей региона и вместе выяснить, каких специальностей не хватает для конкретной местности. Затем провести семинары или организовать курсы, – предложила руководитель компании по пошиву рабочей обуви и спецодежды Daxen-Com Аксения Барашьянц.
Как убрать обоюдное неприятие?
На этот вопрос Ассоциация предпринимателей и работодателей предложила усовершенствовать законодательную базу, дальше продолжить борьбу с коррупцией и улучшить работу государственных структур.
Александр Муравский называет главной задачей создание атмосферы нормального диалога деловых людей с теми, кто принимает решения на правительственном уровне.
– Традиция такова, что от периода обоюдной ненависти власть и бизнес уже ушли, но неприятие еще осталось, – считает Муравский, уверяя, что экономическая стабильность Молдовы зависит в большей степени от стабильности в странах–рынках сбыта.
– При всех трудностях, которые наблюдались в Молдове в 2010 году, когда страна работала без президента, а половина парламентариев просто не приходила на заседания, республика показала самый высокий рост ВВП в государствах СНГ – 7%. Уровень инфляции в 8% – сама по себе цифра незаметная. В предыдущие годы она достигала и 14%. Это говорит о том, что мы часто переоцениваем якобы политическую нестабильность Молдовы. У нас не происходит смены экономического режима, разве что одна группа людей приходит на смену другой и начинает дергать уже неугодных ей бизнесменов. Но это нельзя назвать новой экономической моделью. По социально-экономическим программам принципиального различия между бывшей и нынешней властью нет, – уверен Александр Муравский.
Согласно общим выводам экспертов, правительство должно заниматься серьезным мониторингом тенденций на внешних рынках и давать правильные сигналы деловому миру. То есть государство обязано информировать бизнес.
Представители Ассоциации подчеркивают, что экономическая ситуация всегда предлагает несколько решений. Можно увеличивать покупательскую способность населения за счет повышения зарплат и пенсий, пойти на искусственную инфляцию, но при этом раскрутить экономику или «войти в параметры МВФ», заморозить зарплаты и вести жесткую монетарную политику до тех пор, пока не повысится производительность труда.
Но никаких гарантий в том, что какое-то из этих решений должно быть правильным, нет. Все зависит от гибкости правительства.