|
|
|||||
Интервью
Ион Тома Об альянсе, власти, оппозиции и перспективах избрания главы государства мы беседовали с исполняющим обязанности президента Молдовы, председателем парламента Марианом Лупу. Довольны ли Вы выбором, сделанным в пользу бывших товарищей по альянсу? Во-первых, я хотел бы, чтобы все поняли, что восстановление Альянса за европейскую интеграцию – это был выбор не мой или Демократической партии. Это было решение, принятое в результате очень серьезного, далеко не легкого переговорного процесса. Во-вторых, решение было принято, исходя из интересов государства Республика Молдова, и ни в коем случае не в пользу кого-то.
Соответственно, оценки, которые я буду давать, будут далеки от моего личного удовлетворения или недовольства. Эти оценки будут объективными и будут зависеть – я повторяю – лишь от того, каким образом Альянс за европейскую интеграцию и, соответственно, коллеги по альянсу, будут способны работать в интересах общества и государства Республика Молдова.
Хочу вас заверить, что Демократическая партия свою точку зрения не изменила. Лично я, также как и формирование, которое я возглавляю, остаемся и впредь будем тверды в своей позиции, что руководство страны должно работать исключительно на пользу общества в целом, и каждого гражданина в отдельности.
Когда нам следует ожидать выборов президента? Нынешняя ситуация, однако, несколько иная. Существует соглашение Альянса за европейскую интеграцию – силы, управляющей страной. Упомянутое соглашение, подписанное лидерами правящих партий, весьма четко устанавливает, среди прочего, порядок распределения руководящих должностей. Я убежден, что это всем хорошо известно, поскольку соответствующие решения были обнародованы сразу же после подписания соглашения.
Существует ли компромиссный кандидат, поскольку председатель ПКРМ заявил, что они проголосовали бы за кандидата вне парламента? Задумывались ли Вы о том, кто мог бы справиться с этой функцией, и в то же время был бы вне политики, как того требует Владимир Воронин? Теперь, для тех, кто по-прежнему хочет видеть у власти г-на Воронина, я вновь повторю свою позицию, о которой я неоднократно заявлял по разным поводам. Я, Мариан Лупу, не одержим желанием любой ценой занять президентское кресло. Более того, я считаю, что в стране есть много достойных людей, поэтому я готов состязаться с ними в ходе выборов. Вариант, что главой государства должен быть человек "вне парламента" – поскольку именно этот термин заменил в коммунистическом заявлении неверное определение "аполитичный президент" – имеет право на существование. Однако, и здесь я настаиваю, этот вариант необходимо обсудить с максимальной тщательностью, поскольку подобный поворот означает изменение характера полупрезидентского/полупарламентского устройства молдавского государства. То есть, реализация этого варианта означает переход к классической парламентской республике и по умолчанию изменение конституционных полномочий подобного президента. Поскольку в парламентской республике президент страны, лишенный политической поддержки, является декоративной должностью. Как следствие и полномочия его будут соответствующими. В противном случае мы рискуем получить не государство, а несбалансированную и очень опасную помесь "верблюда с носорогом".
Я опущу детальное описание подобной процедуры, поскольку это относится к различным аргументам правового характера, но и из уже сказанного понятно, почему реализация данного варианта, пусть даже решение об этом будет принято на политическом уровне, не может произойти немедленно.
Некоторые аналитики утверждают, что двухмесячный срок более не действителен в сложившейся ситуации, и выборы президента могут быть отложены до того, как будет достигнуто соглашение с ПКРМ, либо до того как будет изменен закон. Каким, по Вашему мнению, было бы правильное решение, и как скоро должен быть избран президент? Лично я не просто верю, а твердо убежден, что в сложившейся ситуации необходимо неукоснительно соблюдать положения закона, и я намерен проследить за тем, чтобы все проходило чрезвычайно осмотрительно и исключительно в рамках закона. В этой связи мы очень тесно сотрудничаем с наиболее подходящими для этого зарубежными партнерами – Советом Европы и Венецианской комиссией, с чьим руководством я встречался во время моего недавнего визита в Страсбург.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|