На добровольные пожертвования православных прихожан Мельбурна батюшка из молдавского села восстановил старинный храм.
НРАВСТВЕННЫЙ ТЕСТ
Скажите, как бы большинство использовало 1 миллион евро, которым доверили распорядиться обеспеченные жители далекой Австралии? Вопрос риторический. Но отец Андрей на добровольные пожертвования прихожан Мельбурна восстановил старинный храм в Трушенах. Отец Андрей - человек мудрый, но далеко не старец. Просто забота о большой семье - четверо детей и матушка – научила его быть неравнодушным и к судьбам тех, кто окружает, верует и слышит от него слово божие. Он, по его словам, служит Господу, значит, и его творению земному – человеку.
В общем, думается, далеко не все наши сограждане распорядились бы такой огромной подаренной суммой так, как этот молодой священник.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЗАРЯД
Познакомиться с ним удалось два года назад на открытии и освящении мемориальной доски воину-интернационалисту Иону Лазуру. 20-летний паренек ушел из родного села и не вернулся. Отслужив в Афганистане почти весь срок срочной службы, полег в бою, исполняя приказ, будучи верен присяге. То, какими словами при освящении доски отец Андрей объяснял события 20-летней давности сегодняшним сельским молдавским школьникам, которые знают о таком государстве, как СССР, его истории лишь понаслышке, заслуживает глубочайшего уважения. Через призыв к героическим поступкам ради родины и воинского долга священник создал при исполнении своего пастырского долга энергетический заряд мощной силы. Дети - не менее сотни, да и взрослые - бывшие солдаты, учителя, другие селяне слушали отца Андрея не просто внимательно, а проникновенно. Таких глаз я не видел давно…
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА
К слову, энергетика духовности образуется везде, где бывает батюшка. Любопытно, но факт, когда отец Андрей шесть лет назад решился возводить новый храм, то под место для его строительства выбрал стены старой церкви. И немудрено - божья обитель в Трушенах старше города Кишинева и любого из его храмов. Сельской церкви больше 500 лет. Она помнит еще времена татаро-монгольского нашествия… Ее древние стены – свидетели благих и страшных событий - и стали главным образующим залом для отправления служб.
Многим сложно объяснить энергетику в храмах, но движение воздуха внутри его при плотно закрытых дверях – это и есть созидание той силы духа у прихожан и священников, которая и создает феномен «намоленного места». Причем двери храма новомодные - стеклопакеты, такие можно открыть, лишь применив усилие, а захлопываются они крепко. Так что нет здесь никого лукавства - в зале с куполом высотой в 34 метра, открыты проникновению мощного потока солнечных лучей, колеблется воздух. Он как бы обволакивает прихожан, ласкает их лица и руки, приобщая к возвышенному.
ПРИХОЖАНЕ
На одной из самых длительных служб - перед Великим постом, главный зал храма на глазах прихожан как будто бы разрастался. В воссозданной церкви поместилось до 1000 человек. И это были не только прихожане - жители села. За оградой стояло несколько престижных машин - за благословением к отцу Андрею приезжают и преуспевающие жители столицы.
МИЛЛИОН ЕВРО
Как он достался батюшке из Трушен? Оказывается, молодой священник почти год проработал в далеком Мельбурне, одном из крупнейших мегаполисов Австралии. Отец Андрей объясняет: "На пятимиллионный приморский промышленно-развитый центр приходится три православных прихода. А жителей там, что исповедуют православие, - великое множество. На службе не протолкнуться. Это и русские, и украинцы, и румыны, и болгары. Как правило, потомки давно покинувших свою историческую родину эмигрантов. Народ большей частью не бедный, веру они почитают и готовы на нее жертвовать".
ПО ЛИЧНОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ
В Австралию батюшка попал по личной рекомендации ныне Его Святейшества патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в то время работавшего председателем Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года - Отдел внешних церковных связей). К россиянам обратились представители православных приходов Австралии с просьбой найти молодого, активного клирика, владеющего тремя языками - английским, русским и молдавским. Нашли отца Андрея. Он служил в приходе города Григориополя. Сын советского военнослужащего, батюшка помотался с родителями по дальним гарнизонам, да и сам послужил отечеству. Прошел армейскую службу в Псковском полку специального назначения Минобороны СССР. Его уход из мирской жизни - проблема деликатная. Главное в другом - он выбрал стезю служения Богу. И справляется с бременем забот простого сельского священника достаточно успешно.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ ПРИХОЖАН
Как собрался миллион евро? "Это добровольные пожертвования прихожан Мельбурна, - поясняет отец Андрей. - Потихоньку я направлял эти средства на специальный счет в одном из коммерческих банков Молдовы, потому как понимал - вернусь домой рано или поздно. А по возвращении - начну строить храм. Место в Трушенах я выбрал давно".
Батюшка с энтузиазмом рассказывает о том, что уже сделано. Немало! На имеющиеся и привлеченные средства выполнены основные работы. Возведено главное здание церкви и множество помещений, прилегающих к нему. Отец Андрей хочет открыть не просто обновленный храм, но обитель, куда могли бы приходить не только сельские прихожане на службы по обряду, но и приезжать гости, где можно было бы приютить страждущих. Есть место для библиотеки, клироса для хора и для трапезной.
ЗАЛ С ПОДОГРЕВОМ И КОМПЬЮТЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
По словам отца Андрея, уже сейчас, наблюдая, как многие приводят на службу маленьких детей, он сделал обширный по периметру пол с подогревом. Колоколами храма управляет не по старинке - звонарь, а компьютер. В подземном помещении храма священник устроил усыпальницу. В ней будут хоронить тех, кто принес церкви в Трушенах максимальную пользу. Первой нашла там вечный покой женщина, подарившая семье священника дом, когда он только вернулся из-за границы.
ПРОЙДЯ ЛИШЬ ЧАСТЬ ПУТИ
Отец Андрей признается: "Конечно, мне нужна помощь. Я в своих заботах о храме остановился, пройдя лишь часть пути. Представьте, что кроме перечисленного, я скупил в округе храма все дома (церковь стоит на возвышенности), чтобы ее стратегическое над селом положение было явно и отчетливо. Это нужно хотя бы для того, чтобы малиновый звон колоколов разносился как можно дальше. Современная физика доказала, что именно этот звук лечит. Конечно, мне и приходу нужна поддержка. Но она может быть не только материальной... Возьмем и стройматериалы, и дерево, и бетон. К слову, бетона мы залили в основание храма при различных работах уже несколько тысяч кубометров. Так что храм простоит еще 500 лет", - уверен священник.
Что движет отче…? Казалось бы ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Он - пастырь, и в столь непростое время объединяет своих прихожан и других верующих, опираясь на православные традиции. Но многие ли из нас смогли бы преодолеть искушение и не обогатиться в одиночку, свалившимся в руки даром? Поделиться им со всем миром?
Важно еще и то, что отец Андрей делает это искренне, естественно, понимая и осознавая свою миссию, но никак не исходя только из своей личной веры. Быть верующим в его понимании, значит быть любящим, а не фанатиком православия суть которого зачастую надуманна, агрессивна и нетерпима к другим вероисповеданиям. На этом фоне мечты батюшки о возрождении храма не кажутся несбыточными.
У отца Андрея все получится… А желающие ему помочь могут найти его в маленьком селе недалеко от Кишинева.