Елена Узун
В преддверии Великой Пасхи Органный зал приготовил Фестиваль из произведений Иоганна Себастьяна Баха.
Композитор эпохи барокко Бах остался самой величественной фигурой в истории мировой музыкальной культуры, мерилом высокого искусства, планкой ответственности и требовательности, на которую обязаны ориентировать все уважающие себя музыканты.
В рамках фестиваля пройдут четыре концертные программы, представляющие разнообразие жанров объемного баховского наследия в оригинальной и современной аранжировке, охватив и жанр любимой Бахом импровизации.
Откроется фестиваль 25 марта концертом известного французского трубача Бербарда Шустрита и Национального Камерного оркестра под управлением Кристиана Флори с участием молдавских солистов Думитру Хангану, Вячеслава Биля, Лолы Кроитору, Иона Негурэ, Ольги Юхно. Выступление состоится при поддержке Французского альянса в Молдове. В программе прозвучат знаменитые Бранденбургские концерты (Первый, Третий и Пятый), что для Молдовы явление редкое. Эта музыка требует высокого вкуса и блистательного владения духовыми, струнными и клавишными инструментами, что станет серьезным испытанием для молдавских музыкантов. В дополнении концерта прозвучат Третья сюита и цикл «Искусство фуги», и завершится первый день баховских празднеств Концертом для трубы и оркестра в аранжировке Баха–Вивальди.
27 марта «Квинтэссенцию саксофоновских идей» преподнесут пятеро музыкантов из Германии, которые в программе «Бах и современники» исполнят джазовые импровизации на музыку не только Баха, но и Вивальди, Генделя и Моцарта. Это весьма смелая затея на любителя, хотя и немцы в музыке не халтурят и, как правило, знают, что в искусстве позволительно, а что нет. Концерт состоится при поддержке посольства Германии в Кишиневе.
Третий вечер 29 марта будет целиком посвящен любимому инструменту Иоганна Себастьяна Баха – органу. В свое время Бах был в большей степени известен как органист-импровизатор и лишь к концу жизни стал восприниматься как автор музыкальных сочинений. Его органное творчество – подлинная сокровищница идей, приемов и жанров, которую не превзошел никто в мире. Бах, истово служивший церкви, сам стал богом органа, его поэтом, философом и оракулом. И тот, кто берется сегодня исполнить органную музыку Баха, ответствен вдвойне, поскольку должен соответствовать уровню и превзойти других – ведь Баха играли многие великие музыканты. Сейчас вы сможете услышать польскую органистку Ханну Дис, которая выступит благодаря поддержке посольства Польши в Кишиневе.
Завершится фестиваль 31 марта дерзкой попыткой совладать с мощью гения. Впервые в Молдове прозвучит самое главное сочинение И.С.Баха – ВЫСОКАЯ МЕССА СИ МИНОР! Воистину историческое событие для музыкантов республики, потому что берутся за это единичные коллективы в мире. И можно не спрашивать, почему камерный хор под управлением Илоны Степан решился на столь отважный шаг. Ясно, что они шли к этому долго, целеустремленно, достойно, начав подготовку со «Страстей по Матфею» тоже предпасхальной весной два года назад.
Для молодого состава хора и самой Илоны это очевидная цель. Они всегда работают честно, по-музыкантски всерьез, не задумываясь о маленьких зарплатах и мнимой непопулярности классической музыки сегодня. Они практически справились со сложнейшими партитурами культовой музыки Генделя, Гайдна, Россини, Сен-Санса, Сальери. Сейчас вместе с хором выступят молодые солисты-энтузиасты Сергей Пилипецкий, Татьяна Костюк, Виктория Дункашу-Попович, Сильвия Злотковска, Виталий Мачунски и Олег Цыбулько в сопровождении Камерного оркестра и под руководством Кристиана Флори. Хотя лучшим вариантом дирижера был бы немец Патрик Штруб, которого почему-то Органный зал не пригласил.
Месса си минор Баха написана в 1949 году на латинский текст католической литургии, но целиком при жизни композитора она не исполнялась. Такова судьба многих великих музыкальных шедевров, уносивших имена авторов в вечность. Это уже прямая связь с Космосом, потому что просто человеку такое создать не под силу. Состоит Месса из четырех традиционных крупных блоков: 1. Kyrie – Господи помилуй, 2. Gloria – Слава, 3. Credo – Верую и 4. Sanctus – Свят, вместивших 24 части арий, ансамблей и великолепных хоров 4-, 5-, 6- и 8-голосных! А это надо спеть и непременно надо послушать, иначе так и не узнаешь, что такое музыка.
Судьба Высокой мессы необычна. Предназначенная для церковного культа, она почти никогда не исполнялась в храме, став сочинением «очеловеченным» и светским.
От религиозных ораторий, Магнификата, пассионов того же Иоганна Баха Мессу отличает отсутствие картин жизни, повествования о событиях из жизни Христа, хотя элементы легендарно-картинные, и особенно драматические, присутствуют в некоторых отдельных ее частях. Подлинная сфера Высокой мессы — человеческие идеалы в их этически и эстетически обобщенном выражении.
Музыкально-поэтические образы Мессы выражают думы и чувства композитора вне всяких событий и без действующих лиц. Это огромная лирико-философская поэма, и в музыке ее через лирическую сферу обобщенно запечатлена жизнь. Здесь доминируют состояния страдания, скорби, жертвы, смиренной мольбы, горького пафоса, переплетенные с образами радости, света, «триумфа правды». Месса си минор отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Баха разнообразием формообразующих приемов и трактуется как свободный цикл пьес обобщенно-философского содержания с жизнеутверждающей музыкой. Даже по формальным признакам это монументальное произведение нарушает требования церковной службы.
Праздник Баха в Молдове проводится впервые, и это уже третья попытка крупного музыкального моноавторского события после «Девяти симфоний Бетховена» и Рахманиновского восьмиконцертного фестиваля в Национальной филармонии. Такие события любопытны, амбициозны и, в принципе, возможны, но только с условием, что проводятся они с участием опытных исполнителей в данной музыке. Что же касается «Бранденбургских концертов» и Мессы си минор, то тут явно необходимо сотрудничество с немецкими исполнителями, потому что это очень известная, сложная музыка, с которой только молдавские музыканты могут не совладать. А джазовые импровизации могут и не совсем вписаться в сложную палитру других опусов Баха. Посмотрим, чем завершится эксперимент Органного зала.