22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Елена Ваенга - созидающий ураган
22.03.2011

Елену Ваенга называют феноменом эстрадной сцены. Буквально за пару лет она поднялась на музыкальные высоты и на равных выступает с давно признанными звездами-тяжеловесами. Хотя с концертами Ваенга выступает с 19 лет. Да что там! Свою первую песню "Голуби", победившую на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов на Кольском полуострове, она написала в 9 лет. На сегодняшний день она написала уже 800 песен, которые исполняет не только она сама, но и Александр Маршал, Татьяна Тишинская, группы "Стрелки", "Божья коровка" и другие известные исполнители.

В 2009 году она получила свой первый приз - "Золотой граммофон" - за песню "Курю", а в следующем году - второй "Золотой граммофон" за песню "Аэропорт". Елена Ваенга стала лауреатом фестиваля "Песня года - 2010", исполнив песню "Абсент". А вот сольный концерт в Государственном Кремлевском дворце - это не каждому удается. Но Елене удалось. В ноябре 2010-го этот самый престижный зал России услышал ее голос.

Музыкальная одаренность, природный яркий темперамент, трудолюбие, жизнерадостность и неиссякаемая энергия. Порой это локальный ураган, который, однако, не разрушает все вокруг себя, но созидает. Жанр, в котором работает Елена, с большим трудом определяет даже она сама: "На 50 процентов это фолк-рок, есть и старинные баллады, и городские романсы, и шансон. Но границы между ними провести почти невозможно".

Она всегда поет вживую и выступает в сопровождении большого музыкального коллектива. Ее творчество не оставляет людей равнодушными, хотя критики и зрители нередко спорят о ее песнях, ее вокальной манере и сценическом образе. Но Елена доказала, что по-настоящему талантливый артист может сформировать свою преданную аудиторию и без принудительной и назойливой раскрутки.

Гастроли Елены Ваенга и ее музыкального коллектива в Израиле были столь же динамичны, как и она сама. Ни минуты покоя, постоянно в пути и в работе. Никто не расслабляется! Поймать, (буквально - поймать) Елену удалось только в последний день гастролей, во время выступления в Тель-Авиве.

- Какие впечатления от первого визита в Израиль?

- Каждодневная работа с тысячами людей наделяет человека - любого человека, включая меня - определенными психологическими качествами. А именно - ты очень тонко чувствуешь, когда что сказать, а когда не надо. Когда что спеть, а когда промолчать. То есть бывают проколы, потому что ты живой человек, а вообще ты в основном чувствуешь зал. И поэтому я очень хорошо понимаю, что 80 процентов людей, которые были в зале, - это люди, которые знали - кто я. Не в плане моей биографии, а знали мои песни, понимали - на что они идут и что они будут слушать. Но 20 процентов зала пришло, совершенно не зная, что это. Присутствовал в начале такой момент, я даже в глазах это у многих людей видела: "Ну, что ты хочешь нам сказать? Чем ты хочешь нас удивить?" Я их, в принципе, не виню, я их понимаю. Почему? Потому, что это люди… Я никогда не хожу на исполнителя, которого просто не знаю и не знаю, что он поет. Для меня это нонсенс. С другой стороны, мне надо их поблагодарить, потому что люди все же пришли. Думаю, что ушли все довольными, скажем так. Думаю, если один на тысячу народу найдется, кто скажет, что это гадость и омерзение, ну, ничего страшного. Всем, как говорят, люб не будешь, это не так проблематично. И различия… Я вот пока не могу понять, но есть разница - в Беэр-Шеве, в Хайфе и в Тель-Авиве. Например, почему-то в Беэр-Шеве я не смогла себе позволить спеть "Пан американо". Вот не знаю почему. А здесь, в Тель-Авиве, захотела и спела.

- Билеты на ваши концерты в Израиле закончились очень быстро. Как вы сами относитесь к популярности? Ведь для зрителя со стороны это выглядит как - "Оп! И откуда-то появилась Ваенга".

- Очень просто. Когда "оп, и появилась" в двадцать лет, - это одна история, а когда "оп" в тридцать четыре - это совсем другая. Абсолютно осознанное к этому отношение, спокойное. Просто раньше меня слушало пять человек, потом пятьдесят, потом пятьсот, теперь пять миллионов. Если не двадцать пять миллионов. Вот и все. Разницы не вижу. Разница только в количестве. Мысли те же, отношение то же, все то же самое.
Но я не люблю, когда кидаются ко мне на грудь, срезая путь с криком "я люблю тебя". Я это все приемлю на концерте, когда исполняется песня. Песня закончилась, и человек находится в эмоциональном потрясении, и он может говорить мне, на самом деле, все что он хочет, потому что он имеет на это полное право. Для меня это совершенно логично. На улице - нет. Да это и для любого человека так. Никому неприятно, что в тот момент, когда тебе этого совсем не нужно, тебя будут дергать за руку и требовать - поговори со мной! На самом деле таких людей единицы. Все равно большинство - люди, деликатно чувствующие.

- Сейчас появилось много непрофессиональных исполнителей. Вроде и талантливый, вроде и поет. Как относитесь к ним?

- Они появились и уйдут, быстро.

- То есть не переживаете?

- Мне-то чего переживать? Я-то не такая.

- Вы-то профессиональный и музыкант, и исполнитель…

- Вот вы сейчас видели две тысячи человек в зале, а я видела двадцать. Не думаю, что бесталанные и безголосые люди могут собрать двадцать тысяч людей, которые будут плакать, подносить цветы. Им нравится жить дураками, так пусть продолжают в том же духе, фанерщики несчастные.

- Значит, "одноразовые" песни и "одноразовые" исполнители вас вообще не беспокоят.

- Абсолютно! У меня есть, слава Богу, люди, на которых можно равняться и учиться у них музыке.

- Кто они?

- БГ (Борис Гребенщиков. - Прим. автора). Это вообще самый первый человек. Понимаете, есть такая пирамидка, и там сверху БГ стоит. А потом, дальше вниз, все остальные идут. Дальше - это Розенбаум, Митяев, Бичевская. Ну, это я имею в виду слова, потому что слово очень важно. А по музыке… ну, по музыке Запад в основном. У нас, у русских, это - "Моральный кодекс", Агутин, "Машина времени". То есть все, что касается живых музыкантов. Мне нравится "Ума Турман". Но при этом при всем, когда я послушала "Уму Турман", я вернулась опять к БГ. Потому что я люблю "кушать мозгами".

- То есть текст первичен.

- Да. Для меня текст первичен, но если там нет вот такой банды, и они все так круто не играют, - а все должны круто играть, все должны быть профессионалами, - то это уже не то. Мне не нужны плохие пианисты или плохие басисты. Если у меня слово, а слово должно звенеть, то вслед должна идти нота баса такая, чтобы догоняла слово.

- А этника в ваших песнях откуда?

- О, это еще половина этники. Ее же всю сразу не выдашь. Это мне придется отдельный народный концерт делать. Ну а, прежде всего, это любовь к народной музыке.

- Так надо сделать концерт.

- Это грядет, мне просто не успеть всего сделать. Была бы у меня возможность, я бы, например, лично стала продюсером Алены Петровской (бэк-вокалистки. - Прим. автора). Серьезно, потому что эта девочка жару даст многим. Вы себе не представляете, что происходит на народных концертах, когда они поют. Калужские песни или уральские поются, это вообще сумасшедший дом творится, когда исполняются разнонациональные песни, на таком концерте. Вот у меня мечта есть - сделать национальный концерт, только из национальных песен. Белорусские, украинские, какие угодно. Вы ведь не слышали на концерте ни одной белорусской песни. "Беловежская пуща" - это современная песня. А вы не слышали, как она поет ту же "Куполинку". Как она поет старинные бабушкины песни, у-у-ух! Это же еще и делается умеючи. Просто-напросто это профессионалы. И еще, знаете, поживешь так, бок о бок с девчонками, у которых на народной музыке все замешено. Ну, представляете, пошли с девчонками на Петровской в джакузи поплавать. Ну и чего? Взяли и калужскую песню выучили. Потому что делать нечего. Потому что без дела невозможно сидеть, надо чего-то попеть. А ее можно "кушать". Есть такое выражение - "кушать талантливого человека". Это когда ты питаешься им. А музыканты, которые пичкают меня с утра до вечера музыкой! Вот есть Рэй Чарльз и его группа "Земля, ветер и огонь". Вы знаете такую музыку? Я, до прихода наших барабанщиков в группу, не знала, что такое "Земля, ветер и огонь". Но когда я увидела это… то пошло-поехало. То есть очень много всего можно сделать с этнической музыкой. Я например, год назад не так относилась к "Битлз", как сейчас. Я тоже меняюсь. А этническая музыка - это бездонная бочка, из которой можно хлебать, хлебать и хлебать. И ее нужно проводить через призму современного, даже не искусства, а бытия. Через живот.

- Вы чьи-то песни, стихи или музыку исполняете?

- Окуджаву, например.

- Для вас нет проблемы исполнить на концерте "чужую" музыку?

- Нет проблемы, потому что я плачу за это авторские вознаграждения. Но для меня это нормально абсолютно.

- Работы много. Тяжелой работы. Бесконечные гастроли, концерты. С личной жизнью тоже трудно при таком режиме работы. Не хотелось как-нибудь взять и сказать себе - а, будь что будет, как-нибудь успеем и разберемся?

- У меня не тот характер. Я не могу сказать "будь что будет". Знаете, я жду того момента, вот даже сейчас в своей жизни, когда я наберусь духу и скажу это хотя бы сама себе. Потому что я себе еще ни разу не позволила сказать - эх, будь что будет. Так как многое не только мной планируется, есть и другие люди. Я в социуме живу. То есть я сто пятьдесят раз подумаю - а что мне скажут? А что они потом будут делать? То есть я не могу поступить до конца так, как я хочу. Мои желания часто не сходятся с моими возможностями. Меня никто не заставляет. Это социум.

- Откуда вы берете столько энергии? Где этот источник, этот родник?

- Не знаю. У меня шило в одном месте всю жизнь.

- У вас их, похоже, три-четыре…

- Ну, не знаю ответа на вопрос. Как-то так удается.

- Сама работа заряжает?

- Ну, конечно! Работа - это любимое дело, от него прет так, что происходит энергетический обмен с людьми, который идет волнами.

- У вас отличная пластика тела и рук…

- Это театральный институт. Когда пять лет балетом позанимаешься, клоунадой и сценическим движением… Я уже не думаю о нем, оно само. Это, конечно, и индивидуальность, потому что я всегда так размахиваю руками.

- Это такой ход или это изнутри?

- Нет-нет. Это как раз пытались задавить, говорили - слишком много машешь руками. Просто раньше это было все угловатым, все кидалось куда-то в стороны. А когда постоишь пять лет у станка, тогда и появляется плавность движений. Это появляется потому, что движение врастает в тебя. Это внутреннее. Просто оно теперь обтесанное. Все, пора бежать, ребята ждут.

- Спасибо вам огромное!

…И неугомонная, энергичная Елена Ваенга, только что отработавшая концерт, с легкостью срывается к своей второй (хотя, может, и первой) семье - музыкантам и вокалистам. Ни тени усталости. Главное - позаботиться о каждом.
Прошедший концерт оставил ощущение искреннего праздника. Со многими исполнителями такое не часто бывает, увы. А общение Елены со зрителями, живое и непосредственное, снимает любое негативное напряжение зала и заряжает новой положительной энергией. И если вы не попали на концерт Елены Ваенга на этих гастролях, то не расстраивайтесь. В июле она снова собирается приехать в Израиль.


 
Количество просмотров:
1074
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.