Станислав Лужанский
Супруге и внучке посетившего недавно нашу страну Джозефа Байдена показали одну из главных гордостей Молдовы — Криковские подвалы. Путь кортежа с близкими важного американского гостя пролегал по Оргеевскому шоссе.
Хорошо, что тонированные лимузины мчались на большой скорости. Иначе не избежать нам, молдаванам, позора — гости из Америки могли заметить неприкрытые зеленью обочины, устланные мусором. «Достопримечательность» эта куда более откровенная, чем элитные винные погреба.
«Отравэ, отравэ!»
Да, молдаване — беднейшая нация в Европе. Да, наши разбитые дороги и неприглядные дома – не вина простых граждан. Но уж прибираться в своем общем доме мы можем? Не можем. По данным Счетной палаты, каждый год в Молдове появляется около 3000 новых стихийных свалок. Населенные пункты окружены множеством мелких и несколькими крупными помойками. «Туризм» – это слово в настоящее время неприменимо к нашей стране. Ну разве что найдется какой-нибудь чудак, решивший приехать в Молдову, дабы поглазеть на пример того, как сильно можно не любить себя и природу.
У нас 1415 гектаров земли занято свалками. В 2009 году их насчитывалось 1868. Почти половина из них незаконные. На совести каждого жителя нашей страны около 14 кубометров мусора. И это только те отходы, которые удалось подсчитать. Значительная их часть подвергнется распаду лишь через сотни лет. Например, алюминиевые банки, в зависимости от различных факторов, разлагаются до 100 лет, платиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты — до 1000, а стекло – до 4000 лет. Поблагодарят ли нас за это потомки? 22 марта – Международный день воды. Праздник неживой реки Бык и сотен других униженных свалками молдавских речушек. За это стоит выпить.
По материалам аудита Счетной палаты в области управления твердыми бытовыми отходами (ТБО), «существующая система регламентирования и управления сбором и размещением твердых бытовых отходов не является эффективной и не минимизирует отрицательное воздействие утилизации отходов на окружающую среду».
Передовые европейские страны основываются на концепции иерархии отходов. В идеале отходов не должно быть вовсе. Если же появление ТБО предотвратить нельзя, мусор перерабатывается. Свалки – это худший вариант для окружающей среды и, кроме прочего, означают потерю ресурсов.
Тем не менее в Молдове используются только первые стадии избавления от ТБО – сбор и транспортировка к местам размещения на земле. В итоге от токсинов страдает почва, грунтовые воды, воздух (свалки нередко горят). Наконец, помойки портят эстетический вид изначально очень живописных молдавских ландшафтов.
В упомянутом отчете Счетной палаты приведена резкая критика институтов государственной власти, ответственных за состояние окружающей среды. Например, частица «не» настолько часто встречается в докладе применительно к Министерству окружающей среды (МОС), что позволяет утвержать о полном фиаско этого ведомстсва в отношении избавления от ТБО. Примечательно, что большая часть недостатков не связана с недостатком финансирования в этой отрасли.
В 2000 году была разработана Национальная программа использования отходов. Как значится в отчете, ее срок истек, а стратегия государства в данной области не была определена.
Программа предусматривала меры по минимизации отходов, их максимальному включению в хозяйственный оборот и экологически обоснованному размещению. Однако она не была выполнена в указанный срок. В отчете говорится, что в качестве мотива выступали объективные и субъективные факторы: отсутствие процедур и методов для осуществления; финансовая необеспеченность; институциональные изменения в правительственных структурах, перераспределение полномочий и т.д. Не были проведены официальные исследования потребностей страны, а также текущей ситуации и возможности для ее преодоления.
Двадцати лет независимости не хватило Молдове для того, чтобы регламентировать сферу управления ТБО. Так, в 2001 году приказом МОС была утверждена Типовая технологическая схема свалок ТБО, однако этот документ не опубликовали, а значит, не придали ему статус официального акта. По данным этого же министерства, некоторые стандарты России и Румынии в данной области были объявлены национальными. Но и эти стандарты не опубликованы, а потому не являются правовыми нормами.
Свалки не определены по категориям, отсутствуют правила по их управлению. Это делает невозможным планирование мер по рекультивации земель. «Хотя МОС, согласно законодательству, должно было установить порядок разработки нормативов по размещению отходов, они не были определены... невозможен контроль формирования и размещения отходов из-за отсутствия нормативов и лимитов по размещению... не были созданы предпосылки для организации санитарной очистки в сельских населенных пунктах», – говорится в анализе Счетной палаты.
В самом министерстве признаются, что большинство свалок перегружены и не подвергаются надзору со стороны ответственных лиц. Из-за этого часть отходов размещается за пределами свалок.
Мало того, Счетная палата констатировала, что контроль за утилизацией ТБО со стороны экологической инспекции не оказывает существенного влияния на состояние окружающей среды. Спрашивается, зачем тогда в течение многих лет тратить бюджетные средства на содержание целого министерства, если оно не способно улучшить ситуацию со свалками?
Не лучше обстоит дело и с другими госорганами. Так, санитарно-эпидемиологический контроль в этой сфере назван в отчете «неадекватным». Например, медицинские, в том числе инфекционные, отходы не сжигаются в специальных крематориях, а выбрасываются после дезинфекции на свалки для бытовых отходов. В некоторых больницах печи для сжигания имеются, однако их использование не регламентировано.
Куда попало
Если в крупных молдавских городах проблема мусора хоть как-то решается, то в большинстве сел санитарной очистки не существует вовсе. В результате не выполнены положения Концепции санитарной очистки с периодом внедрения 2007-2010 гг.
– Во многих населенных пунктах нет служб по сбору мусора, и местные власти решают эту проблему кто как, – рассказывает председатель Кишиневской территориальной организации Экологического движения Молдовы Владимир Гараба. – Почти в каждом селе трактор с прицепом вывозит мусор непонятно куда. Санитарные службы бездействуют и способны лишь наказывать за организацию незаконных свалок, хотя именно они должны способствовать ликвидации причин такого положения дел.
Гараба считает, что снизить вред экологии от свалок можно путем создания в населенных пунктах оборудованных перевалочных баз для мусора, где накапливались бы отходы, а затем вывозились в худшем случае на легальные свалки, в лучшем — на переработку. В идеале на таких базах должна работать линия по сортировке мусора.
Кроме того, эколог уверен, что не обойтись без повышения тарифов на вывоз отходов.
– Мы как-то подсчитали, что каждый сельский житель в среднем тратит на вывоз мусора около одного лея в год. Это очень мало. Если наладить работу в этой области, неизбежно вырастет и финансовое бремя тех, кто производит отходы. Хотя доходы сельчан и так невысокие, – отметил специалист.
Он привел в пример развитые европейские страны, где 90% продуктов продаются в многоразовой или быстрораспадающейся таре, а все отходы сортируются и используются вторично.
В нашей стране лишь в Унгенах избавляются от мусора по-европейски. Совместное молдо-австрийское предприятие «AVE-Ungheni» наладило в городе раздельный сбор отходов из пластика, стекла, картона и пищевой органики.
«Хотя национальное законодательство в области управления отходами предусматривает их раздельный сбор, не были разработаны процедуры и не были созданы условия для осуществления этих действий», – полагают специалисты Счетной палаты.
Неужели все так безнадежно? А как же планы по строительству мусоросжигательного завода в Кишиневе?. Дело в том, что договор с итальянской фирмой был подписан в отсутствие законодательной базы о сжигании отходов. Европейские директивы предусматривают нормативы по функционированию печей для сжигания в целях контроля выброса газа в атмосферу. Однако в Молдове строительство таких печей не регламентировано. Не установлены и предельные объемы вредных выбросов.
Создается впечатление, что в исчезновении свалок и реализации передового подхода к проблеме ТБО не заинтересованы не только чиновники, но и большинство молдавских граждан. Иначе парки и леса с приходом весны не были бы завалены следами бурно проведенных пикников, а подъезды домов, лифты и тротуары не представляли бы из себя продолжение мусоропровода. С весной вас и Международным днем воды, дорогие граждане!