В минувшую среду Эндрю Стендли, посол ЕС в Государстве Израиль, провел в Иерусалиме, в гостинице "Кинг-Дэвид" пресс-ланч, в ходе которого разъяснил европейскую позицию по актуальным проблемам Ближнего Востока. Пресс-ланч закончился меньше чем за час до взрыва возле Центральной автобусной станции. Репортажи с места трагического события отодвинули на второй план любую другую информацию. Тем не менее, материалы состоявшейся встречи, по нашему мнению представляет общественный интерес, поэтом публикуем их сегодня.
В начале встречи, обращаясь к израильским и иностранным журналистам посол сказал, что волна перемен, которая захлестнула ныне арабский мир, потребовала от ЕС пересмотра стратегического подхода по отношению к южным соседям блока. Скорее всего, новый подход будет базироваться на трех основных элементах, трех "м".
1. Money. Вероятно, потребуются дополнительные финансовые ресурсы, или пересмотр ныне существующих программ помощи., для того, чтобы закрепить происходящий ныне процесс социальных, политических и экономических преобразований в странах, охваченных революциями, и для того, чтобы сделать перемены устойчивыми. Очевидно, что финансовые резервы, которые существуют в бюджете ЕС, очень ограничены, но могут быть привлечены средства Европейского Инвестиционного банка (EIB, Европейского банка исследований и развития. (ERDB), международных фондов.
2. Mobility. Мобильность, свобода передвижения людей. Очень деликатная проблема – с одной стороны ЕС должен ответить на растущее требование о более свободном въезде в ЕС для студентов, бизнесменов, ученых из этих стран, с другой, у Евросоюза есть легитимные требования регулировать приток мигрантов.
3. Market access. Доступ к европейским рынкам. Если в странах, где ныне происходят изменения, будет достигнут существенный экономический рост, нам надо будет обеспечить новые торгово-экономические соглашения, и улучшить доступ к европейским рынкам, возможно, в рамках программы: New Partnership for Democracy and Social progress.
За коротким вступлением последовало множество вопросов.
- Как повлияет происходящее в странах Северной Африки на израильско-палестинских конфликт?
- Мы считаем, что изменения, охватившие регион, могут дать дополнительные стимулы для мирного процесса. При этом ЕС видит свою роль в сближение позиций сторон и приведении их обратно к столу переговоров. Мы стараемся активно действовать в этом направлении.
С другой стороны, мы отдаем себе отчет в том, что нынешняя ситуация несет в себе не только преимущества, но, может быть, она также содержит в себе угрозу. Необходимо внимательно изучать последствия, которые могут быть в регионе. Соображения относительно проблем безопасности в регионе, нас очень беспокоят.
- На ваш взгляд, насколько существенную роль в противостоянии палестинцев Израилю сейчас играет внутрипалестинский конфликт?
- Мы наблюдаем попытки добиться внутрипалестинского перемирия, которые пока не увенчались успехом. "Статус кво" между сторонами очень хрупкий, мы считаем, что политическая ситуация – да, действительно, связана с внутрипалестинской политикой и проблемой достижения перемирия. Возможно, с этим связана и нынешняя эскалация конфликта.
- Палестинские представительства в странах ЕС постепенно переходят в ранги посольств. Саиб Арикат пообещал, что к сентябрю нынешнего года Палестинское государство будет признано ООН. Насколько реальна эта перспектива?
- С точки зрения ЕС, создание Палестинского государства должно быть достигнуто во время переговоров. Мы считаем, что к сентябрю нынешнего года может быть достигнут существенный прогресс в этом направлении. На прошлом заседании ближневосточный квартет вновь заявил, о том, что надеется на достижение существенного продвижения к сентябрю, и вот тогда можно будет говорить о признании или непризнании государства в ООН. Что касается, повышения статуса представительств – то это признание процесса создания институтов власти в ПА, которые проводит премьер-министр Салам Файяд.
Еще раз повторю – наши усилия сфокусированы на возобновлении переговоров и достижении решения в процессе переговоров.
- В мире, в том числе и в странах ЕС растет критика вмешательства ЕС в противостояние в Ливии. Тем не менее действия коалиции продолжаются. Ограничится ли вмешательство европейских стран только Ливией, или пойдет дальше.
- Я хочу подчеркнуть еще раз, и понимание этого чрезвычайно важно: это не наша война! Страны ЕС, вместе с США и арабскими странами выполняют резолюцию ООН о предотвращение катастрофы, жестоких расправ с гражданами страны, которые стремятся выразить свою политическую волю.
-Пугает ли ЕС возможная волна массовой нелегальной эмиграции из стран, где ныне происходят революции? Существует ли какая-то программа на этот счет? Налажено ли сотрудничество с Израилем, который тоже сталкивается с нелегальной эмиграцией?
-Существует очень серьезная озабоченность возможным подъемом нелегальной эмиграции из Туниса, Ливии, Египта и так далее. Мы прекрасно знаем, что место назначение людей, которые покидают эти страны – Европа. В последние дни приняты решение по укреплению морских пограничных служб – через специальные агентства им переданы дополнительные средства. Выделены средства на улучшение условий жизни самих беженцев, и оказание им первой помощи на местах. Италия некоторое время назад заключила с Ливией соглашение о предотвращении нелегальной эмиграции, которое оказалось очень эффективным, мы надеемся, что и в будущем удастся достичь подобного соглашения. Но озабоченность очень серьезна. По сути – это проблема номер один, по степени ее обсуждаемости в европейских СМИ.
Что касается сотрудничества с Израилем в сфере предотвращения нелегальной эмиграции, пока у нас его нет, существует программа международного сотрудничества на европейском уровне, она скорее всего будет укреплена и расширена. Мы понимаем, что часть эмиграционных потоков из Северной Африки может быть перенаправлена в Израиль через Синай, поэтому, вполне возможно, такое сотрудничество будет налажено.
-Спасибо за беседу.