Станислав Лужанский
Несколько дней назад Экономическая апелляционная палата вынесла решение о признании недействительным договора об установлении узуфрукта между АО «Кишиневский цирк» и кипрской компанией «Pesnex Developments Limited».
Эта новость может служить поводом для надежды на возрождение былой молдавской гордости.
circa.net...
Вот уже семь лет, как в стенах цирка не слышен детский смех. По прогнившему от сырости манежу, ежась от холода, прогуливается разве что единственный на весь комплекс сторож. Здесь нет ни света, ни воды, ни отопления. Отключен и телефон.
Многие жители нашей страны хранят в памяти яркие воспоминания, связанные с этим местом. «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом» – по традиции эта песня завершала выступления в Кишиневском цирке. Если цирк, по словам Константина Станиславского, «лучшее место на земле», то молдавские дети его лишились. Бытует мнение, что здание забросили нарочно, дабы в будущем нажиться на строительстве более «нужной» недвижимости. Взрослые решили, что цирк их детям не нужен.
В 2004 году Кишиневский цирк закрылся на ремонт. С тех пор представления в нем не проводились. За бюджетные деньги привели в порядок гримерные, малый манеж и подлатали кровлю. На том дело закончилось. Если шесть лет назад директор Георгий Слафенко заявлял о необходимости вложить около 2 млн. евро в реконструкцию, то в последние годы называлась сумма в 6 млн. евро. По всей видимости, чем дальше оттягивается капитальный ремонт, тем больший размер инвестиций потребуется в будущем. Помимо того, предприятие имеет долги в размере 2 млн. леев, главным образом, перед коммунальщиками и в виде долгов по заработной плате.
В разное время руководство Министерства культуры, которое является мажоритарным акционером АО «Кишиневский цирк», заявляло об отсутствии у государства средств на ремонт и о необходимости привлечения инвесторов. Иначе как сомнительной сделку с кипрской компанией «Pesnex Developments Limited» назвать сложно. Хозяйничать в Кишиневском цирке этому экономическому агенту позволили, не проведя ни инвестиционный конкурс, ни общее собрание акционеров.
По договору об установлении узуфрукта, инвестору на 29 лет предоставили право пользования цирком с обязанностью сохранения существа вещи. То есть цирк в любом случае должен был оставаться цирком. В пункте 5.11 этого соглашения «Pesnex Developments Limited» обязался выплачивать номинальному собственнику 10% от прибыли. Кроме того, инвестор должен отремонтировать здание и выплачивать работникам заработную плату. Собственно, выплатой в течение некоторого периода зарплаты вложения этой фирмы и закончились. Несмотря на это, пятнадцать постоянных работников цирка не получают ее почти год.
...но очень хочется
Корреспондент «Панорамы» попробовал связаться с директором АО «Кишиневский цирк» Георгием Слафенко.
- К сожалению, муж подойти к телефону не сможет, – трубку подняла Евгения, супруга Слафенко, – он плохо себя чувствует... Все эти переживания, холод, отсутствие зарплаты и надежды на то, что цирк снова заработает, привели его к болезни..., – рыдала женщина. – Знаете, он так мечтал, что цирк возродится...
Чуть позже главный бухгалтер АО «Кишиневский цирк» Дора Корой поведала о том, что Георгий Слафенко болен раком.
- Представители нашего коллектива на днях встречались с министром культуры Борисом Фокшей и просили погасить долги по заработной плате, – рассказывает Дора Корой, – однако наш визит не принес положительного результата. Правительство денег не даст. На протяжении ряда лет руководство цирка вело переговоры о его финансировании. Мы всегда чувствовали отсутствие у чиновников заинтересованности и желания помочь цирку.
Суд признал доводы Генеральной прокуратуры обоснованными. Договор с «Pesnex Developments Limited» фактически не являлся узуфруктом, а представлял из себя соглашение о безвозмездном пользовании. Сделка с узуфруктом была притворой и заключена с целью скрыть другой юридический акт, а потому ее признали недействительной.
Последняя победа прокуратуры не вселила в работников цирка оптимизм, однако в словах министра Бориса Фокши скепсиса нет.
- Решение суда еще может быть обжаловано. Если этого не произойдет и оно останется в силе, Министерство культуры начнет предпринимать шаги в отношении этой проблемы, – сказал министр корреспонденту «Панорамы». – Необходимо будет провести техническую экспертизу, составить предварительный проект реконструкции и смету. После этого, вполне вероятно, будет объявлен инвестиционный тендер. В любом случае цирк останется цирком.
- Допускаете ли вы возможность приватизации этого объекта?
Нужно найти такое решение, при котором цирк будет работать, – ответил Фокша.
Недавно правительство утвердило список госпредприятий, не подлежащих приватизации. Кишиневского цирка в этом списке нет. Это значит, что объект в будущем может быть продан частным лицам, и тогда есть риск потерять его навсегда.
- Кому-то выгодно, чтобы здание оставалось заброшенным. Не верьте тем, кто вам скажет, что цирк — дело убыточное, – говорит, стоя посреди манежа, Дмитрий Веленчук, руководитель акробатического номера «Оригинальные перши», выступал в Кишиневском цирке с начала его основания. – Не верю в то, что для восстановления нужны огромные средства. Да сами артисты способны своими выступлениями заработать в короткий срок на ремонт! Просто у них нет такой возможности. Цирк — дело очень выгодное. Судите сами – в театр и в кино ходят любители, в цирк с удовольствием ходят все. Есть огромное количество способов его восстановить. Вот вам пример: когда-то к нему относилась гостиница, расположенная по соседству. Теперь она находится в частной собственности. Что мешало на деньги от ее продажи отремонтировать цирк?
По мнению Дмитрия Веленчука, практически все молдавские артисты гастролируют, и, если будет возможность выступать в Кишиневском цирке, они с радостью согласятся.
– Уверен, что многие артисты, в том числе зарубежные, покажут свои номера бесплатно, а доходы от продажи билетов могли бы пойти на развитие цирка. Выходы есть, только должно быть желание их искать, – сказал Веленчук. Его оптимистический настрой диссонировал с удручающим состоянием арены зала, делал еще чернее, чем есть, ее стены и купол, еще толще слой пыли на мраморном полу вестибюля. «Дети чиновников, виновных в гибели этого места, цирковых номеров тоже не видят», – от этой мысли на душе стало немного легче.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что 6 апреля директор столичного цирка Георгий Слафенко скоропостижно скончался. А ведь он так мечтал об открытии цирка... Редакция "Панорамы" приносит соболезнования родным и близким.