Наталья Порубина, Лилиана Урсу и Центр журналистских расследований. Специально для «Панорамы»
Задумчивые, с грустными глазами, но в фирменной одежде. Так чаще всего выглядят дети мигрантов. Несколько лет подряд власти обнародуют одну и ту же цифру, отражающую численность в Молдове детей с одним или обоими родителями, уехавшими на заработки за рубеж, – 100 тысяч.
Однако эта цифра далеко не отражает действительности. Специалисты в области прав ребенка утверждают, что реально таких детей намного больше.
С автомобилем и компьютером, но без родителей
По данным районного отдела социальной помощи и защиты семьи, в Каларашском районе проживают 920 детей с одним уехавшим на заработки родителем. А у 530 детей за границей трудятся и мама, и папа.
Из села Вэрзэрештий-Ной, например, уехали более 270 человек, утверждает местный социальный ассистент Анжела Попеску. Большинство – в Россию, Италию, Португалию, Францию.
– Мы часто посещаем их, – рассказывает Анжела Попеску, – они прекрасно обеспечены материально, имеют всё. Но душу человека не утешить, не согреть только деньгами. У этих детей мобильные телефоны последнего поколения, самые современные компьютеры, фирменная одежда. У некоторых есть даже автомобили, на которых они разъезжают только по селу, поскольку не имеют еще водительских прав. Но вот глаза у них печальные.
В другом селе Каларашского района, Сипотень, живет девочка, которая уже шесть лет не видела своей матери. Ленуца рассказывает, что мама уехала на работу в Италию, когда ей было всего шесть лет. С тех пор в начале каждого учебного года девочка приходила в школу на торжественную линейку в сопровождении кого-то из родственников и с завистью смотрела на детей, которых приводили за ручку родители.
Все это время Ленуца ни в чем не испытывала нужды. У нее было всё, за исключением материнской любви и ласки. Ребенок не знает, что значит поговорить с мамой, попросить у нее совета, когда что-то не ладится в школе или не знаешь, как поступить в щекотливой ситуации в отношениях с одноклассниками.
Три года одни дома
Двое братьев, Ионел и Петруц, из района Резина, уже третью по счету зиму пережили сами дома. Родители оставили их на попечении соседки и уехали в Россию, когда детям было всего 8 и 9 лет. С тех пор братьям приходилось по большей части самим заботиться о себе, понемногу помогают соседи и местный социальный ассистент. Зимой сами растапливали печку, сами, как могут, заботятся о хозяйстве, стараясь быть не хуже других. Родители не балуют их своим вниманием, а соседка, согласившаяся ухаживать и заботиться о них, заболела, и другая односельчанка согласилась время от времени готовить им еду и стирать одежду.
По словам школьных учителей, братья учатся хорошо и, в отличие от других детей, оказавшихся в аналогичном положении, не бросили школу, не пропускают занятия.
Их родители, когда вернутся в село, вероятнее всего, будут лишены родительских прав, говорит местный социальный ассистент. Однако рано повзрослевшие мальчики очень ждут возвращения матери и отца. Хотят рассказать им, как им жилось, как управлялись со всеми делами без них, и убедить не оставлять их больше одних дома.
Родители-отказники
И из Вулканештского района сотни людей уехали на заработки за границу. Большинство из них работают в Турции. Оставшиеся дома дети говорят, что последуют примеру родителей сразу же после окончания средней школы. Пример родителей для них непреложная модель жизни, искоренить которую очень сложно. Все же дети мигрантов очень уязвимы к стрессам и социальным рискам, утверждает директор Психосоциального центра города Вулканешты Надежда Мокан.
Центру довелось оказывать помощь двум несовершеннолетним, которые попытались покончить жизнь самоубийством в то время, когда родители были на заработках за рубежом.
Чтобы привести этих ребят в нормальное состояние и помочь им реинтегрироваться в общество и в коллектив сверстников, потребовалось множество сеансов психологической реабилитации, – рассказывает Надежда Мокан.
В Кагульском районе были случаи, когда уехавшие на заработки родители полностью забывали о своих детях, – сокрушается главный специалист Кагульского управления социальной помощи Елена Бакалу.
По словам специалиста, есть даже случаи, когда родители через некоторое время возвращаются и подают заявление об отказе от детей. Отказываются от своих детей из Молдовы, поскольку чаще всего создают новые семьи за границей.
Кто заботится о них?
Ответственность за мальчиков и девочек, оставшихся без родительского попечения (то есть оказавшихся в трудном положении или в ситуации риска), – в компетенции министерств социальной защиты, просвещения, внутренних дел, здравоохранения и Национальной кассы социального страхования. На местном уровне ответственность за сирот при живых родителях несут не только социальные ассистенты, примары, но также учителя, медработники и другие специалисты.
Однако без эффективной системы «учета» детей мигрантов властям сложно им помогать.
Ситуация с ними далеко неоднозначна, сильно отличается от случая к случаю. Есть и материально обеспеченные дети, у которых есть все, за исключением родителей, но есть и дети, живущие в крайней нужде, испытывающие голод и холод, так как уехавшие на заработки мамы и папы годами не дают о себе знать, – констатирует заведующая кафедрой социологии Государственного университета Молдовы Диана Кеяну-Андрей.
Она разрабатывает концепцию переписи детей, оставшихся без попечения родителей – трудовых мигрантов. Проблемы, с которыми сталкиваются дети из этой категории, самые разнообразные, начиная от физического и сексуального насилия до случайной беременности и ранних абортов.
Как реагирует государство?
Ответ государства на явление «одиноких» детей материализовался в план действий по защите детей, оставшихся без родительской опеки, на 2010-2012 годы. Этот документ предусматривает изменение законодательной основы в целях защиты прав детей посредством повышения ответственности родителей, уехавших на заработки за рубеж.
Проблема ребят, оставшихся без попечения родителей, является приоритетной для правительства и Министерства труда, социальной защиты и семьи. Миграция, бедность и другие явления пагубно отразились на семье в Республике Молдова, в результате чего сегодня у нас примерно 100 тыс. (!) брошенных на произвол судьбы детей. «Ныне действующая законодательная основа не всегда обеспечивает им адекватную защиту», – заявила министр труда Валентина Булига на заседании Клуба журналистов-расследователей, организованном совместно с Международной организацией по миграции.
По словам Булиги, министерство планирует разработать базу данных детей в трудном положении, включающую и детей мигрантов, которая обеспечит публичным властям возможность лучше знать реальное состояние дел и содействовать решению проблем таких детей. Власти предлагают также упростить процедуру учреждения опеки, чтобы лицо, на попечении которого оставлен ребенок, несло законную ответственность за его безопасность.
Существует постановление правительства, обязывающее мигрантов, легально уезжающих на заработки за рубеж, представлять на пунктах перехода границы документ, подтверждающий, что они поручили конкретному лицу опеку над ребенком. Однако, как нам удалось узнать в районных отделах социальной помощи и защиты семьи и ребенка, в каждом районе очень мало случаев легальной трудовой миграции. Большинство молдаван уезжают за рубеж нелегально, а значит, вышеназванное обязательство к ним не может быть применено.