22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Андрей Волентир: Скандалы – это удел СМИ
22.04.2011

Ион Тома

О местных выборах, инновациях и новых правилах мы беседовали с новым секретарем Центральной избирательной комиссии. Каково это – организовывать выборы спустя лишь несколько месяцев после назначения и каким видится избирательный процесс "по ту сторону баррикад", читайте в интервью с Андреем Волентиром.

Недавно Вы были назначены секретарем ЦИК. Как Вам удалось адаптироваться с одной стороны к новому качеству, а с другой – в новом коллективе?

Мне было совсем не трудно адаптироваться к новой должности, тем более, когда речь идет об интеграции в коллектив Комиссии. Поскольку, работая какое-то время в качестве представителя электорального конкурента в Центральной избирательной комиссии, я смог познакомиться со всеми, кто работает в этом учреждении. Даже если мне, исходя из интересов партии, которую я представлял, неоднократно приходилось оспаривать многие акты ЦИК, я никогда (я подчеркиваю это!) не находился во враждебных отношениях ни с членами ЦИК, ни, тем более, с представителями Аппарата ЦИК. Как следствие, я сохранил дружеские и коллегиальные отношения со всеми, кто здесь работает, поэтому у меня не было каких-либо трудностей в "адаптации". Кроме того, я хорошо знаю "внутреннюю кухню" Комиссии, учитывая, что в моем активе - 5 избирательных кампаний в качестве представителя с правом консультативного голоса в Центральной избирательной комиссии сначала от Социал-либеральной, а затем от Демократической партии.

Какова ситуация с независимыми кандидатами на различные выборные должности? Не думаете ли Вы, что они находятся в неравных условиях по сравнению с кандидатами от партий?

Разница между партией и независимым кандидатом, как электоральных конкурентов, заключается в том, что формирование является коллективным субъектом права, а независимый кандидат – индивидуальным. Отсюда и различия в подходах. В случае кандидата, выдвинутого партией, предполагается его поддержка определенной группой граждан, основанная на том соображении, что политическая партия сама по себе является организованной группой людей, а регистрация формирования в Министерстве юстиции обусловлена наличием необходимого минимума сторонников. Как следствие, в свете Кодекса о выборах, простого утверждения компетентным органом данной партии кандидатуры человека на выборную должность вполне достаточно. Совершенно иная ситуация с независимым кандидатом. Он, как я уже говорил, является индивидуальным субъектом административного права (Электоральное права) и, в соответствии с законом, должен продемонстрировать свой избирательный потенциал, т. е. его способность привлечь симпатии избирателей.

Вот почему законодательным органом оговорено условие, в соответствие с которым независимый кандидат должен представить подписные листы с определенным количеством подписей граждан в поддержку своей кандидатуры. Подобная поддержка, с точки зрения закона, эквивалентна поддержке партийного кандидата компетентным органом партии. Порядок поддержки кандидата, таким образом, является единственным отличием в условиях, определенных в отношении кандидата от партии и независимого кандидата.

В остальном, и тот, и другой должны подать одинаковый пакет документов, а позже, проводя свои предвыборные кампании, оба находятся в равных условиях. Таким образом, единственной проблемой, с которой сталкивается независимый кандидат, является тот факт, что он не может принять участие в предвыборной гонке сразу же после начала электорального процесса, а только после того, как наберет достаточное количество подписей в свою поддержку. В то время как партийный кандидат может быть выдвинут гораздо быстрее, следовательно, в его распоряжении находится большее количество времени для проведения предвыборной агитации.

На выборах в этом году, электоральным конкурентам не будет предоставлено бесплатное эфирное время на телеканалах и радиостанциях. Как в этом случае кандидат может быть услышан?

Действительно, недавно Парламент внес ряд изменений в Кодекс о выборах, в том числе были доработаны ст. 64 и 64 /1, в том что касается предоставления компаниями общественного вещания бесплатного эфирного времени электоральным кандидатам.  Согласно внесенным законодательным органом поправок, предоставление бесплатных минут действительно только в рамках выборов национального уровня: парламентских выборов и республиканских референдумов. Данное вмешательство было необходимо, если бы это не было сделало, эта норма могла бы привести к коллапсу государственных средств массовой информации. Поскольку, если бы общественная компания "Телерадио-Молдова", к примеру, предоставила бы бесплатные минуты порядка 100 тысячам электоральных конкурентов, то и 24 часов в сутки было бы недостаточно для удовлетворения всех запросов. Кроме того, это привело бы к банкротству этого учреждения, поскольку оно было бы вынуждено отказаться от многих передач, программ и коммерческой рекламы.

Что касается собственно вопроса, хочу отметить, что, согласно Кодексу о выборах, в распоряжении кандидатов есть целый арсенал других средств и инструментов предвыборной агитации, в том числе и платная реклама. Думаю, что кандидат может быть услышан и в ходе прямых встреч, и при помощи печатных СМИ, и в телевизионных дебатах. И хотелось бы отметить, что и международная практика в этой области разнообразна. В Литве, например, предвыборная реклама на телевидении и радио - речь идет о рекламных роликах, как бесплатных, так и платных – категорически запрещена, а у кандидатов есть возможность заявить о себе при помощи телевидения и радио только в рамках предвыборных дебатов.

Мы видели, что ЦИК проанализировал существующие избирательные списки, в ходе чего стал известен целый ряд проблем. Какие гарантии есть у жителей Молдовы, что на этих выборах списки избирателей будут более качественными? Что для этого предпринимает Комиссия?

Да, проблемы со списками избирателей все еще остаются, к сожалению. Списки пока еще не идеальны, но, по крайней мере, они совершенствуются. Мы не зря озвучили проблемы, связанные со списками. Тем самым мы хотели привлечь внимание как ответственных лиц (я имею в виду, в первую очередь, органы местного самоуправления), так и электоральных субъектов: политических партий, граждан, гражданского общества, наблюдателей. У последних есть возможность оказывать давление на местные органы власти, чтобы они исправили выявленные ошибки. Если же списки останутся без изменений, то, как только они будут представлены на избирательных участках, у данных субъектов электорального права будет возможность вовремя их обжаловать. Так, совместным усилиям мы можем обеспечить качество списков избирателей, и подозрения более не будут витать над ними.

Какие программы, если таковые имеются, реализует ЦИК для того, чтобы люди с ограниченными возможностями также могли голосовать?

В настоящее время эта проблема находится в поле зрения ЦИК. Мы провели серию консультаций с внешними партнерами. Не так давно у нас в гостях был бывший председатель федеральной избирательной комиссии США, который предложил нам целый ряд решений по обеспечению возможностей для голосования для людей с ограниченными возможностями, уже успешно применяемых в других странах. Проблема заключается в том, что эти решения трудно реализовать у нас, поскольку в их основе лежит электронное голосование.

Так, нам было представлено специально разработанное программное обеспечение, призванное помочь людям с ограниченными возможностями ознакомиться с бюллетенем для голосования без помощи другого человека, и сделать свой выбор абсолютно автономно, обеспечив, тем самым, тайну голосования. Однако, во-первых, в настоящее время у нас нет материальных возможностей для оснащения избирательных участков необходимым оборудованием (я имею  виду компьютеры с необходимыми аксессуарами), а также для подготовки лиц, для которых это оборудование предназначено.

В данных обстоятельствах мы вынуждены, по крайней мере, на местных выборах в этом году, прибегнуть к существующим методам – обеспечение доступа в кабину для голосования сопровождающего лица, которое поможет человеку с ограниченными возможностями заполнить бюллетень для голосования, а также обеспечение голосования на дому. В перспективе, однако, мы займемся поисками современных решений.

СМИ постоянно сообщают о различных скандалах, связанных с финансированием  предвыборных кампаний электоральных конкурентов. Что ЦИК намерен создать механизмы для обеспечения большего контроля над тем, как для финансирования избирательных кампаний кандидатов?

Скандалы – это удел СМИ. Такова работа журналиста – сообщать о "горячих" новостях и событиях, способных шокировать общественность. Скандальные сюжеты пробуждают интерес потребителей, что увеличивает тиражи, аудиторию, рейтинги и т.д. Таким образом, мы можем легко понять мотивацию скандалов в прессе. Это естественная вещь для демократии. Особенно когда это касается государственных должностных лиц, кандидатов на выборах. От этого качество демократии в целом лишь возрастает. В конечном итоге, от скандалов в СМИ также есть и положительный эффект – они дисциплинируют всех публичных деятелей.

Другое дело, когда эти скандалы основаны на достоверной информации, а их субъектами являются действующие или будущие государственные должностные лица, то есть те, кто осуществляет или будет осуществлять государственную власть. Отсутствие прозрачности в финансировании предвыборной кампании кандидата на государственный пост является предметом серьезной обеспокоенности для нас, граждан, которые должны выразить ему вотум доверия.

Что касается прошлых медийных скандалов, связанных с финансированием предвыборной кампании некоторых электоральных конкурентов, они, в конечном итоге, так и не имели завершения – обвинения не были доказаны, и до сегодняшнего дня не было возбуждено ни одного дела. Потому, нам и далее необходимо относиться к ним как к искусственно созданным сюжетам, призванным сделать кампанию интереснее, ярче, острее. Зачастую эти скандалы спровоцированы и /или заказаны политическими противниками того или иного кандидата.

Что касается нас, Центральная избирательная комиссия не может себе позволить быть вовлеченной в спекуляции. Комиссия вмешивается только тогда, когда представлены соответствующие доказательства. Однако вынужден отметить, что и в этом случае правовых рычагов, которыми располагает ЦИК, не достаточно. В тех случаях, когда у нас есть достаточно оснований полагать, что один из электоральных конкурентов не совсем следует установленным правилам, максимум, что мы можем сделать, это уведомить следственные органы и органы финансового контроля, а именно Главную государственную налоговую инспекцию и Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Расследованием занимаются они. Мы не являемся ни контролирующим, ни следственным органом. По крайней мере, сегодня мы действуем именно в таких условиях, согласно Кодексу о выборах. Если в будущем парламент внесет изменения в закон, и обеспечит нам более широкие полномочия в этой связи, лишь тогда мы сможем говорить о введении Комиссией более жестких механизмов по контролю за процессом финансирования партий. Отчасти, это станет возможным при финансировании партий из государственного бюджета. Вы знаете, что бюджетное финансирование партий было отложено и будет открыто в два этапа: половина уже в этом году, сразу после местных выборов, а вторая половина – с 1 июля 2017 года.

Так что на этих выборах не ожидается ничего революционного.

Избирательная кампания на всеобщих местных выборах – довольно сложный процесс. Насколько национальное законодательство и члены ЦИК готовы защитить себя от политического фактора для обеспечения свободных и честных выборов?

Да, с технической точки зрения местные выборы довольно специфичны, и процесс их организации несколько сложнее. Однако, в отличие от парламентских выборов, их проведение обеспечивает большее количество избирательных органов. Так, помимо окружных избирательных советов второго уровня, у нас есть и окружные избирательные советы первого уровня. Как следствие, ко всей архитектуре избирательных органов добавляются порядка 900 дополнительных, что полностью обеспечит процесс организации выборов. В связи с этим, Центральной избирательной комиссии остается лишь координировать деятельность других органов.

Что касается вероятности вмешательства политического фактора в рабочий процесс Центральной избирательной комиссии, все девять членов ЦИКа либо заявили о выходе из партии, либо подтвердили, что не принадлежат ни к одной из политической партий. Когда мы были избраны членами Комиссии, все мы, в соответствии с законом, торжественно принесли клятву, в которой заявили, что в нашей деятельности в период действия мандата  мы не будем делать политических заявлений, не будем участвовать в политической деятельности той или иной политической партии. Хочу вас заверить, что, по крайней мере, руководство Центральной избирательной комиссии будет пресекать любые попытки вмешательства в свою деятельность любой политической партии, и немедленно уведомит общественность о подобных попытках.


 
Количество просмотров:
1046
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.