Дмитрий Чубашенко
И сегодня, спустя неделю после объявления ЛДПМ о снятии своего кандидата в генеральные примары Кишинева в пользу кандидата от ЛП, по всему Кишиневу продолжают висеть десятки предвыборных рекламных щитов с изображением Филата и Бодю, как будто он и не был снят с предвыборной гонки.
Возможно, билборды не успели снять по техническим причинам: были праздники, рекламные агентства не работали, или у них не было достаточно бригад для демонтажа панно, или они ждут, теперь непонятно от кого, оплаты за снятие изображений, а это как-никак тысячи евро.
Как бы там ни было, наружная реклама с призывом голосовать за Бодю продолжает висеть по всему городу и вносить смущение в умы и так запутавшихся избирателей. Не знаю, сознательно ли ЛДПМ не снимает эти панно. Но объективно, не на уровне официальных политических деклараций, а реально, на самом деле, мы наблюдаем две вещи: 1) ЛДПМ не хочет, чтобы Дорин Киртоакэ был переизбран на пост примара, и 2) Сняв с выборов своего кандидата, ЛДПМ расчистила путь для победы на выборах кандидату от Партии коммунистов Игорю Додону.
Пепел Альянса
Утверждение о том, что демарш ЛДПМ есть доказательство способности Альянса за европейскую интеграцию возродиться, как птица Феникс из пепла — всего лишь красивая метафора и благое пожелание.
АЕИ — не Феникс, не Жар-птица, и не Финист – Ясный Сокол. Пепел Альянса все больше остывает, и никто из лидеров входящих в правящую коалицию партий не хочет, да уже и не может, раздуть из него свежий огонь.
Официальные мотивы снятия Бодю с выборов Филат огласил в своем публичном заявлении. Там продумана каждая запятая, и все сказано абсолютно политкорректно: надо поддержать кандидата с наибольшими шансами, чтобы не допустить реванша ПКРМ, и прекратить войну между участниками АЕИ. Но очевидно, что есть и скрытые мотивы демарша ЛДПМ, которые публике не сообщили.
Если бы Филат был уверен, что Бодю выиграет выборы, он никогда не снял бы его с гонки. Заявление ЛДПМ было жестом двойной слабости. Во-первых, Филат сказал, что у Киртоакэ больше шансов на победу, и тем самым признал слабость ЛДПМ. Во-вторых, Филат сказал, что во втором туре любой кандидат АЕИ рискует проиграть кандидату от ПКРМ, и тем самым признал слабость всего Альянса.
Все это происходило на фоне скандального ухода из партии первого вице-председателя Михая Годи, который к тому же заявил, что будет баллотироваться на пост примара в качестве независимого кандидата. Не исключено, существовали опасения, что партийный Бодю может получить меньше голосов, чем вышедший из партии Годя, что было бы для ЛДПМ совсем унизительно.
В таких условиях Филат, несмотря на то, что он за много месяцев до выборов заявлял о стремлении ЛДПМ продвинуть своего представителя в генпримары, что еще несколько недель назад Бодю с помпой был выдвинут кандидатом в примары на партийном съезде, что партия уже потратила немало денег на избирательную кампанию, - несмотря на все это, Филат наступил на горло собственной песне и пожертвовал столичной примэрией, хотя очень и очень хотел бы контролировать и ее.
Свое решение Филат назвал стратегическим, и это правда. Оно стратегическое, в первую очередь, для самой ЛДПМ, во вторую очередь, для Молдовы, и только в последнюю очередь для партнеров ЛДПМ по АЕИ. Их судьба волнует Филата меньше всего.
В стратегическом плане отказ ЛДПМ от борьбы за кишиневскую примэрию может превратить Демократическую и Либеральную партии в небольшие маргинальные организации, которые вынуждены будут выступать в роли сателлитов более крупных партий. Если те вообще захотят иметь с ними дело. Что и требовалось (ЛДПМ) доказать.
Подарок для Додона
Кандидат от ПКРМ Игорь Додон назвал решение Филата о снятии Бодю подарком для себя, и у него на то были все основания.
У Дорина Киртоакэ нет никаких шансов выиграть у Додона, а у Бодю такие шансы, если бы он прошел во второй тур, были.
Сегодня не 2007 год, когда Киртоакэ, в силу целого ряда обстоятельств, удалось одолеть кандидата ПКРМ. За прошедшие годы кишиневцы убедились в полной импотенции Киртоакэ как управленца. Они увидели, что он занимается только абстрактной, стерильной борьбой с коммунизмом. Они убедились в том, что Киртоакэ — это экстремист и унионист. Наконец, они полтора года наблюдали «гастроли» дяди Киртоакэ Михая Гимпу в должности председателя парламента и врио президента и поняли, что, голосуя за Киртоакэ, они проталкивают во власть Гимпу.
Бодю представляет умеренную правоцентристскую силу, и мог бы привлечь голоса вменяемой и адекватной части кишиневских избирателей, которым не нравятся ни коммунисты, ни унионисты.
После того, как «буфер» в лице кандидата от ЛДПМ был снят, мы наблюдаем борьбу по принципу «стенка на стенку», и в этой борьбе Киртоакэ не победить.
Посмотрим еще раз на цифры голосования в Кишиневе во время парламентских выборов 28 ноября 2010 года. В тех выборах приняли участие 433 974 избирателя. ПКРМ получила 173 570 голосов (40,19%), ЛДПМ — 122 845 голосов (28,44%), ЛП — 69 266 голосов (16,04%), ДПМ — 35 369 голосов (8,19%), АНМ — 6676 голосов (1,55%), ДЕД – 1696 голосов (0,39%).
Если механически сложить все цифры партий, вошедших в АЕИ, то они перевешивают результат ПКРМ. Но в действительности все не так прямолинейно. Большинство избирателей ДПМ и по крайней мере половина избирателей ЛДПМ не станут голосовать за Киртоакэ. Часть из них просто не пойдет на выборы, тем самым увеличив абсентеизм и снизив общую явку. Другая часть проголосует за Додона. И первый, и второй вариант поведения увеличивает шансы ПКРМ.
Учитывая дисциплинированность коммунистического электората, можно предположить, что партия сохранит за собой на выборах 5 июня не менее 150 тысяч голосов, причем голос за партийный список в Кишиневский муниципальный совет и за партийного кандидата в примары — это практически одно и то же. Больших отклонений тут не будет.
Киртоакэ, при самом благоприятном для себя раскладе, может рассчитывать в первом туре не более чем на 120 тысяч голосов, при этом у него не будет никаких резервов для улучшения этого результата во втором туре. Если, конечно, второй тур вообще будет и Додон не победит с первого захода. Все будет зависеть от явки. В данном случае низкая явка на руку ПКРМ.
Красная дорожка
Вернемся к Филату. Шахматист назвал бы его шаг позиционной жертвой, которая не предполагает быстрый отыгрыш материала, а рассчитана на получение долговременных позиционных преимуществ.
Негласная, но истинная мотивация Филата выглядит так: вам не нравится Бодю? Киртоакэ ведет себя нагло и гадит на ЛДПМ? Плахотнюк объединился с Гимпу против меня? «коллеги» по Альянсу творят мне всякие пакости? перекупили Годю? делают из него «либерально-демократического Лупу»? планируют перекупить еще кого-то? Хорошо! Мы снимаем своего кандидата.
Прямо как в спектакле: «Так не доставайся ж ты (Кишинев и примэрия) никому!». Никому из других участников Альянса не означает никому вообще. Напротив, это означает, что реально Лупу с Плахотнюком и Гимпу с Киртоакэ, при ироничном попустительстве Филата, попали в ловушку, которую они ставили ЛДПМ, и расстелили красную дорожку кандидату ПКРМ в примары.
Внешне все выглядит красиво, придраться не к чему. Не могут же Плахотнюк с Лупу или Гимпу с Киртоакэ сказать: «Нет, не надо, пусть Бодю остается в гонке. Вернись — я все прощу!». Коллеги по АЕИ хотели общего кандидата — ЛДПМ пошла им навстречу. Если, как утверждают некоторые наблюдатели, кто-то из Брюсселя или из Бухареста надавил на Филата, чтобы он не мешал Киртоакэ, то и тут Филат уступил, подтвердив свою лояльность Западу.
В преддверии новых парламентских выборов Киртоакэ и его люди будут выдавлены из кишиневской примэрии. Это лишит ЛП админресурса в столице и еще больше уменьшит ее результат на выборах в парламент. Шансы ДПМ на следующих выборах, после дважды неудачной попытки Мариана Лупу стать президентом и провала ДПМ в Кишиневе, также уменьшаются. Если даже Плахотнюк попытается сменить формальное «лицо» партии с Лупу на кого-то другого, хоть и на самого себя, перед самыми выборами это уже ничего не даст.
Если внеочередные выборы в парламент пройдут уже этой осенью, то ЛП с ДПМ вряд ли удастся получить на них больше 20 процентов на двоих. Правый центр (30-35 процентов) будет сохранен и зачищен под ЛДПМ. Главная интрига сместится на левый фланг партийно-политического спектра, на который приходится до половины всех голосов. Что будет происходить там — большой вопрос.
Стенка на стенку
Плохо то, что в последнее время в молдавском обществе вновь наблюдается рост конфронтационных настроений, в том числе по национальному признаку. Это было очень заметно и в День Победы.
9 Мая на Мемориал «Вечность» в Кишиневе пришли десятки тысяч людей, чтобы почтить память погибших в войне против фашизма. Это были в основном сторонники ПКРМ. При этом коммунисты открыто развернули плакаты «Победили в 1945-м! Победим в 2011-м!». Либералы срывали с машин Георгиевские ленточки, в Кишиневе была сожжена лента цветов румынского триколора. Коммунистическая пропаганда называет Киртоакэ и Гимпу фашистами. Либеральная пропаганда в ответ призывает давить коммунистов до конца, говорит, что «Москва продолжает Ясско-Кишиневскую операцию» и что это будут выборы «между румыном Киртоакэ и молдаванином Додоном», между «имперской Россией» и «цивилизованной Европой».
В молдавской столице, которая претендует на европейскость, опять повеяло конфронтационным, ксенофобским духом двадцатилетней давности. Выборы примара уже в такой атмосфере и завершатся, ничего тут не изменишь: русофобия против румынофобии, «пророссийский молдаванин» против «проевропейского румына».
Но после выборов надо с этим что-то делать.
В ожидании лесника
Происходящее опять напоминает дневник партизана: «Понедельник. Наши выбили врага с опушки. Вторник. Враг выбил наших с опушки. Среда. Наши опять заняли опушку. Четверг. Враг снова выгнал наших с опушки. Пятница. Пришел лесник, и всех разогнал». С одним исключением: нет пока в Молдове такого лесника, который разогнал бы всех экстремистов и авантюристов и навел бы тут порядок.
Судя по всему, на этих местных и на следующих парламентских выборах наступает черед ПКРМ выгнать своих оппонентов с опушки. После этого, надо полагать, либерально-демократическая общественность, напуганная реваншем коммунистов, соберется с силами и попытается снова загнать их в лес. Если надо, организовав для этого еще какое-нибудь 7 апреля. Такая форма прямой демократии сейчас очень модна во всем мире. Так и будут без конца гонять друг друга из власти в оппозицию, и наоборот.
Но людям надоела вся эта партизанщина. Они действительно хотят остановить политическую войну, уйти от конфронтации, сменить недоверие согласием, установить в обществе и в государстве мир.
У АЕИ не получилось укрепить доверие в молдавском обществе. ПКРМ, судя по опыту ее восьмилетнего пребывания у власти и по нынешнему поведению, тоже не склонна к компромиссам. Но ведь когда-то у кого-то должен, если не включиться разум, то хотя бы сработать инстинкт самосохранения. Или для Молдовы это слишком сложный вариант?