Отшумели майские страсти «Евровидения» в Дюссельдорфе, и жизнь пошла своим чередом. На шуточный вопрос автора статьи «Есть ли жизнь после «Евровидения»?» всерьез отвечали как представители группы «Zdob-şi-Zdub», так и молдавские продюсеры.
Внешне все выглядело достойно – 12-е место в Германии, одной из самых музыкальных стран мира, не то чтобы порадовало, но не удручало. Однако сами ребята по сей день анализируют непростую ситуацию «Евровидения», хотя уже пакуют чемоданы и стремятся окунуться с головой в морскую прохладу.
После конкурса мнения разделились – кто-то горячо поддерживал композицию 2011 года «So lucky», показавшую, что «здубы» могут петь по-другому, работать актерски контрастно, и не только весело, но и тонко, продуманно. Другие абсолютно не приняли последний «шедевр» «иконы» местного этно-рока, упершись в то, что, мол, «Буника» выбила куда лучший, шестой, результат. И нечего, дескать, так неудачно экспериментировать.
Продюсер группы «Zdob-şi-Zdub» Игорь Дынга определил нынешнее «Евровидение» как конкурс бюджетов. «Вперед вырвались те, в кого вкладывалось наибольшее количество финансовых средств. Мы очень подружились с азербайджанцами и точно знаем, что они приехали в Дюссельдорф заранее, для них сняли отдельный концертный зал для репетиций, и тратились огромные деньги на аранжировку и оформление сцены. Правда, надо сказать, что Германия принимала всех очень достойно и гостеприимно. Но «Евровидение» по-прежнему остается не конкурсом оригинальности и таланта, а геополитической конъюнктурой и соревнованием толстосумов», – сказал Дынга.
– На Украине в 2005-м нам было намного легче, там встречали, как дома, говорили на одном языке, было больше свободы общения и душевного тепла, – поделился своим впечатлением гитарист группы «Zdob-şi-Zdub» Михай Гынку. – Страны СНГ нам дали больше баллов в Киеве, а в Дюссельдорфе за нас больше голосовал Запад, чем Восток. В Украине мы были своими, родными и первыми из Молдовы – соседское «плечо» помогло.
– В Европу нельзя было поехать в кушмах из настоящей овечьей шерсти, потому что там очень развито «Green»-движение в защиту животных, – добавил солист группы Роман Ягупов. – Поэтому мы придумали шутку, что наши кушмы сделаны из искусственной шерсти от искусственных овец. Их, конечно, создал не супруг Буники, а мастер-дизайнер, но мы считаем вполне достойным поставить памятник кушме Гугуцы как детищу Спиридона Вангели. Нам она принесла успех, а зрителям веселое настроение! Недавно вернулись из гастролей по Румынии, успели день побывать в Баку и облазили там кучу достопримечательностей! К осени планируем презентацию нового диска, есть идеи поставить номер с языческими элементами. Наш друг из азербайджанской диаспоры в Молдове Сафар пригласил в гости в Баку на «Евровидение-2012», и, думаю, встретят нас там с типично южным гостеприимством. Двенадцатое место среди 43 стран-участниц мы тоже считаем победой и гордимся ею не меньше, чем успехом «Буники» на «Евровидении-2005» в Киеве. Тем более что конкурс в Дюссельдорфе был намного сильнее и конкурентная борьба была предельно острой. Немцы организовали все очень здорово, мощно, и каждый исполнитель выкладывался на пределе. Мы очень рады тому, что группа «Zdob-şi-Zdub» оказалась на уровне. По необычности стиля и оформлению дизайна сцены нас сравнивали с Ирландией и Эстонией, показавшими самые яркие результаты в современном шоу-бизнесе. Еще приятно, что на пресс-конференциях нам не задавали глупых вопросов типа «почему мы не приехали с Буникой».
По мнению руководителя молдавской делегации на «Евровидении» Виталия Кожокару, «большой проблемой «Евровидения-2011» в Молдове стал его поздний старт – аж 16 января. За этот срок нельзя было ничего изменить, добавить, узнать. И в 2012-м мы намерены начать отборочные туры пораньше, с осени, чтобы претенденты смогли не только предложить песню, но и тщательно продумать, как ее лучше подать и аранжировать. У меня есть идея создать фонд конкурса, который смог бы собрать команду, способную мобильно реагировать на любые изменения. Нам не хватает средств, чтобы помочь конкурсантам, и даже самим себе мы с трудом организуем выезд на конкурс. А таланты в Молдове есть, я бы смело повез в Дюссельдорф любого из первой пятерки победителей национального финала в Молдове. Ребята очень ответственно относятся к конкурсу, и это отрадная перспектива, которая даст свои результаты».
- С конкурсом много было интересного, - отшутился Роман Ягупов. – Взять хотя бы кушму – это был третий вариант. Первую шапку растерзал мой сын Давид, определив «на зуб» судьбу песни. Ион Суручану нам предрекал результат, мол, «Сu baba – asta da? Doаr cu «Lucky» – nuuu». Нельзя не отметить и абсолютно оригинальный дизайн одежды и сцены, подготовленный художником Сергеем Букур, который разработал идею взлетающих человечков с кушмами для компьютерной инсталляции сцены. Благодарны мы и немецкому продюсеру Марку Эльснеру, и хореографу Дмитрию Танмошану. Благодаря их усилиям удалось создать номер поистине европейского уровня, за который никому не было стыдно. Очень много зависело от помощи режиссера Санду Василаке, давшего нам репетиции сначала в театре Чехова, потом в театре Эминеску и отнесся к нам очень сердечно. Я лично благодарен Саше Шишкину, который с друзьями буквально за пару дней до отъезда вырезал нам монокль. В Дюссельдорфе было много пафоса, масса нетрадиционных вечеринок, а мы выглядели как представители какого-то неведомого острова «Молдова», который в Европе воспринимается как некая экзотически заброшенная диковинка, где отбывали творческую ссылку Овидий и Пушкин. Но мы очень благодарны всем нашим друзьям, которые абсолютно бескорыстно помогали, чем могли. Низкий всем поклон.