22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Виорика Кэраре: Экономические агенты нарушили закон под руководством Агентства по лекарствам
30.06.2011

Ион Тома

О случаях с инсулином, лекарствами, предприятием "Apa-Canal" и импортерами нефтепродуктов мы беседовали с директором Национального агентства по защите конкуренции Виорикой Кэраре. Как Агентство определяет картельный сговор, и в каких отношениях оно находится с экономическими агентами и государственными учреждениями – читайте в интервью.

"Инсулиновое дело" сейчас находится в центре внимания общественности, и, надо признать, что это довольно громкое дело. Вас уведомили о ситуации на этом рынке, или же инициатива по проведению расследования принадлежит вам?

В "инсулиновом деле" инициатива принадлежит нам. Мы обратили внимание на этот случай еще два года назад, все это время велось расследование, и лишь по совпадению он всплыл сейчас. В принципе, картельный сговор очень тяжело доказать с нашим устаревшим законодательством. Но нам все же кое-что удается сделать, и в последнем громком деле с рынком нефтепродуктов нам удалось доказать наличие сговора между ними. В результате они изменили свое поведение, и если вы заметили, больше не повышают цены в тот же день на точно такую же сумму.

Мы и в дальнейшем будем проводить расследования и принимать меры, когда это будет необходимо. Сейчас, к примеру, ведется работа по расследованию множество дел, связанных с туристическими фирмами, авиакомпаниями, с продажей хлора. Большинство проблем и соглашений наблюдаются в сфере государственных закупок, поэтому мы начали очень тесно сотрудничать с коллегами из Агентства государственных закупок. С одной стороны, они сообщают нам о возможных проблемах, чтобы мы могли отреагировать, а, с другой стороны, мы объясняем им, какие аспекты и моменты могут служить основанием для жалобы.

Что происходит с другими жизненно важными лекарствами?

Проблема лекарственных препаратов должна находиться в ведении Агентства по лекарствам и Министерства здравоохранения. Мы вмешиваемся только в случае нарушений. На сегодняшний день это очень актуальная проблема. Мы изучаем рынок, проводим расследование и, возможно, примем меры в некоторых случаях. Не так давно мы закрыли дело о пищевых добавках, итоги которого будут опубликованы в скором будущем. Это очень интересная сфера, но все же приоритет в администрировании данной отрасли должен принадлежать профильным ведомствам.

В ответ на объявление о нарушениях, выявленных в организации тендера на закупку инсулина, Вас обвинили во вмешательстве в сферу, в которой Вы не разбираетесь, при этом акцент был сделан на качестве продукта, а не на его цене. Насколько справедливы эти замечания?

О каком качестве и цене может идти речь, если они просто напросто разделили партию и поставили ту же цену с точностью до четырех знаков после запятой. Это называется совпадение?

Мы с одной стороны оштрафовали экономических агентов на один процент от дохода, полученного за весь период нарушения, а с другой стороны, издали предписание Агентству по лекарствам и проинформировали Министерство здравоохранения. Здесь следует отметить, что экономические агенты нарушили закон под руководством Агентства по лекарствам, то есть они разделили партию и разрешили им принять участие в тендере, тем самым сымитировав процедуру проведения тендера. Это было нарушение не только компаний, но и ответственных лиц Агентства. В предписании мы требуем от них в будущем закон не нарушать.

В целом, создалось впечатление, что с начала создания вашего Агентства вас жестко критиковали все экономические агенты и государственные ведомства, которые хоть раз упоминались в ваших отчетах, пусть даже косвенно. Как Вы думаете, почему это происходит?

Вы очень хорошо сказали: все, кто упоминался в наших отчетах... Мы обычно указываем тех, кто нарушает закон, и вы хотите, чтобы они нас хвалили?

Не так давно один депутат обещал, что Вы непременно будете отправлены в отставку, в частности, за неуважение к парламенту. Эти угрозы все еще актуальны, или Вы помирились с законодательным органом?

Я никогда не комментирую заявления моих коллег. В целом, мы конструктивно работаем со всеми: с предприятиями, государственными учреждениями, правительством и парламентом. В конце концов, важны результаты нашей деятельности. Мы стараемся обеспечить максимальную прозрачность, в том числе организуя брифинги, которые мы регулярно проводим в последнее время.

Другим резонансным делом стал случай с Apa Canal. В конечном итоге, чего вы добились, была ли пересмотрена методология начисления потребителей?

Хочу сказать, что "Apa Canal" остался на своей позиции и отказался нам подчиниться. В настоящее время мы решаем спор с этим предприятием в суде.

Я бы хотела отметить, что мы расширили сферу наших расследований и проверили все предприятия Apa Canal в Республике Молдова, и большая часть из них подчинились нашему решению. Мы надеемся, что с "Apa-Canal Chisinau" нам удастся прийти к общему знаменателю.

Правда, недавно мы начали новое дело по предприятию "Apa-Canal Chisinau", но уже касательно их отношений с экономическими агентами.

Много говорилось, в том числе и Вами, о картельных сговорах, якобы существующих в нашей стране. Можете ли вы доказать их существование в случае судебного разбирательства, и какие сферы контролируются картелями?

В этом-то и заключается проблема: в то время как все говорят, что и невооруженным взглядом видно, что это картельный сговор, мы не можем и шагу сделать без доказательств. Любое наше решение может быть обжаловано в суде, и тогда нам  необходима серьезная доказательная база, основанная на конкретных уликах и доказательствах.

В случае с агентами рынка нефтепродуктов у нас есть их заявления в НАРЭ об увеличении цен на топливо, которые были поданы в тот же день и точно на такую же сумму. Это стало основным нашим доказательством, помимо нескольких второстепенных. Но и здесь проблема заключалась не только в экономических агентах, но и в регулирующем органе, который, фактически, косвенно толкает их на это нарушение.

В настоящее время мы работаем над новым законом, в котором более четко будет определено, что можно делать и что нельзя, каковы критерии определения картельного сговора, когда, как и при каких условиях должны быть назначены санкции.


 
Количество просмотров:
1267
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.