В соответствии с требованиями ЕС, в ближайшее время в Молдове должны быть сформированы четыре винодельческие зоны по географическому признаку возделывания винограда и производства вина, чтобы уже в 2012 году экспортировать отечественную алкогольную продукцию под своим оригинальным названием.
Молдавскому обществу предлагается провести широкие дискуссии о том, как будут называться эти винодельческие зоны. А пока же, как сообщил корреспонденту «Панорамы» начальник отдела виноделия главного управления рыночной политики в виноградарско-винодельческой отрасли Минсельхозпищепрома Ион Выртосу, предварительно речь идет о зонах Траяновы валы на юге, Штефан Водэ на востоке вдоль Днестра, Кодру в центре и Бельцы на севере страны. Решение об их создании уже принято в отраслевом ведомстве с участием ассоциаций производителей и экспортеров винограда, вина и других алкогольных напитков, а также ученых. Планируется, что после широких обсуждений и дискуссий на местах все эти зоны будут зарегистрированы как торговые марки в Агентстве по интеллектуальной собственности Молдовы и впоследствии будут использоваться отечественными виноделами. Как это делается во всем мире.
- Географическое указание – это обозначение, используемое на товарах, которые имеют особое географическое происхождение и обладают свойствами и репутацией, присущими именно этому месту их возделывания и производства. Например, в соответствии с международными нормами виноделия, в Молдове уже несколько лет применяются альтернативные названия для отечественных вин и коньяков. Так, вина типа херес переименованы в шервин, портвейн – в прометеу, мадера – в лучафэр, кагор — в пастораль, а коньяк – в дивин. Наконец-то мы перестали быть французами и стали молдаванами, – и в шутку, и всерьез отметил Ион Выртосу.
Однако проблема перехода на маркировку алкогольной продукции по географическому признаку возделывания и производства вызывает среди виноделов и молдавской общественности неоднозначную оценку. В частности, на юге страны специалисты отрасли предлагают именовать свою продукцию не брендом «Траяновы валы», как предлагается, а более привычным и понятным словом «Буджак» по названию обширной части юга Молдовы, где развито виноделие. Тем более, отмечают они, международная конвенция наименований по месту происхождения требует не применять исторические наименования по происхождению к напиткам. Ниже в порядке начавшейся дискуссии мы публикуем мнение Петра Пашалы, директора Торгово-промышленной палаты (ТПП) Гагаузии, доктора истории.
История Траяновых валов...
О существовании этих легендарных земельных сооружений древности известно далеко за пределами Пруто-Днестровского междуречья, которое они пересекают строго с запада на восток. В разные времена их называли Бессарабскими и Траяновыми, а то и просто Траянами. Официально же эти длинные рукотворные насыпи именуются со второй половины XIX века верхним (северным) и нижним (южным) Траяновыми валами.
Петр Пашалы привел технические и исторические данные об этих, безусловно, исторических памятниках. Например, известно, что длина валов строго определена: Верхний Траянов вал (от Прута до Днестра) простирается на 138 км, Нижний (южнее города Вулканешты) – на 124 км, из которых 83 км находятся на территории Одесской области Украины. Самые старые из дошедших до нас письменных упоминаний о Траяновых валах относятся к концу XV – началу XVI веков.
В одной из ранних молдавских грамот, хранящихся в архивах, при определении местоположения земельного участка у реки Бык указывается: «Пониже Траяна у великой Криницы…». В другой грамоте, датированной 13 декабря 1503 года, Траян, как длинная земляная насыпь, фигурирует при описании участка у реки Сарата (в пределах Вулканештского района в старых границах). Здесь вал выступает в качестве хорошо известного ориентира при определении границ размежевания земельных угодий.
Основываясь на бытовавших тогда преданиях и легендах, летописцы связывали возникновение валов с именем римского императора Марка Ульпия Траяна, правившего с 98 по 117 год. Они считали, что эти насыпи являлись свидетельством «вечной памяти» о его походах в восточную Дакию, покоренную римлянами в 105-106 годах. Поэтому именовали их Траяновыми путями – военной дорогой, якобы сооруженной легионерами императора.
- Молдавские летописцы и ученый господарь Кантемир представляли себе Нижний и Верхний валы единым Траяном и, соответственно, картографировали их как одно неразрывное сооружение, – говорит Петр Пашалы. – Первые раздельные изображения валов появились на картах лишь в конце XVII века. Тогда-то ученые и засомневались, что они могли быть засыпаны во времена правления Марка Ульпия Траяна. По древним источникам было установлено, что легионы этого императора никогда между Прутом и Днестром не бывали. Не занимали они и низовий Дуная, не считая небольшого участка у села Орловка (бывший Картал) Ренийского района Одесской области, который римляне захватили за 50 лет до начала правления Траяна. Они построили на «Каменной горе» крепость, которую удерживали, судя по археологическим раскопкам, до середины III века. Археологические исследования Нижнего Траянова вала, проведенные в 1954-1955 годах, показали, что Траян к этому сооружению не имел, да и не мог иметь никакого отношения. Дело в том, что насыпь, которую раскопали близ озера Сасык, имевшая высоту 2,5-3 м, перекрывала часть поселения, существовавшего здесь спустя два столетия после смерти римского императора. Об этом свидетельствовали черепки посуды, так называемой Черняховской культуры III-IV веков, найденные во рву (глубиной 2,5-3 м и шириной 10 м) и в полуземлянке, перекрытой с южной стороны насыпи. А главная находка в этом жилище – бронзовые монеты первой половины IV века! Так что, казалось бы, точка над «i» была, наконец поставлена, и ученые стали относить сооружения Нижнего вала к середине второй половины IV века.
Однако через 30 лет вал неожиданно «омолодился» еще на три века. Это произошло благодаря раскопкам, проведенным в 1986-1988 годах в селе Червоноармейское Болградского района. Под южным краем 200-метрового участка вала было выявлено пять сожженных в древности полуземлянок и шесть находившихся вне их открытых очагов и хозяйственных ям. А в них, у разбитых глинобитных печей, найдено около 200 обломков славянских горшков того времени, каким определились и первые черепки, и несколько фрагментов ранневизантийской посуды, датирующейся началом VII века. Очевидно, что все выявленные жилища оказались на пути строящегося вала.
...никак не связана с историей виноделия в Молдове
– Все исторические факты свидетельствуют о том, что Нижний Траянов вал так и не сыграл должным образом свою главную оборонительную роль, а служил в разное время преимущественно в качестве разграничительной линии. Потеряв постепенно и это значение, вал по-прежнему остался памятником древней истории, но никак не подходит для именования этим географическим названием целого виноградо-винодельческого региона юга Молдовы, – считает доктор истории Петр Пашалы.
Специалист напомнил, что социально-экономический и этнокультурный факторы, влияя на качественные и количественные характеристики расселения Буджакского края, привели к образованию широкой области с хорошо развитым земледелием, виноградарством и животноводством.
Поэтому для обозначения виноградо-винодельческой зоны на юге Молдовы обоснованно подходит слово «Буджак». А на этикетках алкогольной продукции, производимой на территории автономии, рекомендуется применять такое словосочетание: на английском языке – Product of Gagauzia, на молдавском – Producţie din Gagauzia, на русском – «Продукция Гагаузии» и на гагаузском языке – Gagauz malları.