22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Экс-премьер Республики Молдова Мирча Друк: Нельзя упрекать человека за те нереализованные планы, что выше его сил.
08.08.2011

Экс-премьер Республики Молдова Мирча Друк ныне пенсионер Он воспитывает внуков и утверждает, что не занимается экономической деятельностью. Сегодня его интересуют биоэкономика, биополитика, биоэнергетика и пограничное сотрудничество. Недавняя его работа «Я и мы» раскрывает малоизвестные аспекты национального освобождения бессарабцев

- Г-н Мирча Друк, по случаю празднования 20-летней годовщины независимости не могу не спросить, какой вам хотелось видеть Республику Молдова и что в ней идет не так? Что вызывает ваше недовольство?

-27 августа 1991 года я был всего лишь депутатом. Но я также голосовал за независимость. Если бы при антигорбачевском путче я был премьер-министром в Кишиневе, ни я, ни тогдашний парламент не проголосовали бы за «независимость МССР». Я понимал риски и последствия, когда убеждал Мирчу Снегура и других народных избранников голосовать за следующие три пункта:

- полное отделение от СССР и Российской империи;
- отказ от советского ультиматума 28 июня 1940 года;
- повторное утверждение акта об Объединении от 27 марта 1918 года.

"Вчерашний и сегодняшний политический класс преимущественно антиунионистский и антизападный"

- Какие ошибки и упущения за этот период привели к серьезным поражениям Республики Молдова?

- Независимость РМ не является заслугой отдельно политического класса Кишинева. Это, скорее, следствие необратимого процесса: после развала Советской империи. Эстония, Литва, Латвия и другие колонии, естественно, проголосовали за независимость. Шесть бессарабских уездов, однако, располагали другим жизнеспособным решением: воссоединение. С большими рисками, конечно. Тираспольские сепаратисты заблокировали бы Днестр. Мы могли потерять Приднестровье. Но тогда бы не было войны на Днестре в 1992 году.

Ошибки? Власти РМ переняли модель развития Центральной Азии вместо балтийской: вхождение в СНГ. Освобождение Смирнова после путча августа 1991 г. Подписание перемирия в Кремле без обмена военнопленными, осуждение, таким образом, на долгие годы заключения настоящих патриотов. Другой большой ошибкой был приход к власти советских аграриев-номенклатурщиков в феврале 1994 года. Было допущено возвращение на политическую арену реваншистской коммунистической партии. Изменение Конституции и переход к парламентской республике было также большой ошибкой.

- Вы не раз с сожалением говорили, что у нас была возможность последовать балтийскому примеру, но мы этого не сделали. По каким причинам?

- Елена Замура подчеркивала в одном политологическом исследовании, что некоторые политики и журналисты Кишинева в 1990 году считали Мирчу Друка ненормальным. А теперь серьезно обсуждают решения и стремления, которые стремился воплотить тот самый безрассудный премьер-министр. Политический класс преимущественно был и остался антиунионистским и антизападным. Быть политическим лидером означает способность принимать решения в кризисных ситуациях и предвидеть роковые события. Перечислите, кто из наших политиков продемонстрировал эти качества за последние два десятилетия?

 «Я не располагал средствами, чтобы заниматься политикой в Кишиневе или Бухаресте»

- Остается неясным для всех: почему великий реформатор и борец Мирча Друк исчез из политической жизни РМ? Вы были примером для румын с оккупированных территорий. Боялись, что вас ликвидируют? Почему вы были «препятствием»?

- Все очень просто. Политик Николай Андроник, к примеру, знает об этом. Во-первых. «государственники» 90-х не позволяли, чтобы любое лицо без гражданства РМ занималось их политикой. Я, едва это стало возможным, восстановил румынское гражданство и не мог от него отказаться в борьбе за кресло в Кишиневе. И ни за какие-нибудь другие привилегии, где бы то ни было. Только сейчас, после ухода коммунистов в оппозицию, двойное гражданство не кажется больше препятствием в карьере кишиневского политика.

Второй аспект. В советские времена лояльность к Компартии была решающим критерием для политиков и номенклатурщиков. Я никогда не был лоялен к советскому режиму. После 1993 года я все же убедился: в обществе потребления экономическая власть является первостепенной. Капитал (национальный или транснациональный, в том числе мафиозный) решает, кто хорош в политике. После распада СССР у меня не было денег, чтобы заниматься политикой в Кишиневе или Бухаресте. Ни один из сегментов капитала не подал знака, что хотел бы представлять интересы униониста Мирчи Друка.


- Как бы вы воплотили нереализованные реформы, если бы остались в Кишиневе?


- Если бы я остался в Кишиневе, то настаивал бы на новом административно-территориальным делении, на экономической реформе в видении Ангела Ружинэ и приватизации по модели Константина Кожокару. В качестве премьер-министра в 1990 году я пригласил этих двух выдающихся экономистов, которые работали тогда в США. Они выступали в парламенте в Кишиневе. Провели дискуссии с нашими учеными. Ангел Ружинэ, профессор кафедры экономики и финансов Бостонского университета, председатель комиссии экономических экспертов при правительстве штата Массачусетс, председатель Международного сообщества по обмену новыми идеями считал возможной реализацию плана по восстановлению экономики, монетарной и финансовой, которая произвела бы «экономическое чудо» на всем румынском пространстве. Он предлагал путь выхода из кризиса и возрождение экономики Румынии и Бессарабии.


План приватизации, разработанный доктором экономики Константином Кожокару, обеспечил бы ещё в 1990 году развитие здорового среднего класса. Кожокару автор выдающейся работы – «Выход из пропасти. Экономическая программа для румынского правления на 2000-2010». Вместе с освобождением от оков Кремля я надеялся на то, что внесу свой вклад в реализацию этих идей. Но кишиневские и бухарестские номенклатурщики преследовали другие цели…Возможно, отсюда и вопрос: «Что нам делать с экономикой Румынии?», сформулированный недавно «Экономистом» - еженедельником экономико-финансового сообщества Румынии. О, святая простота! Романтик-революционер Андрей Вартик неистово предупреждал меня в прессе: «Несмотря на то, что прошло 6 месяцев со дня утверждения в должности, Друк не начал выполнять план Кожокару и воплощать идеи Ангела Ружинэ».

«Для тройки стариков не хватает меня? Где Снегур, Лучинский, Сангели?»

- Как бы вы решили проблему вечного политического кризиса?

- Во внешней политике я бы последовал примеру трех балтийских республик и Бухареста. Каким был бы тогда финальный результат? Не думаю, что без финансовых средств и поддержки (той, которой пользовался Воронин или Смирнов) мы бы достигли большего успеха, чем некоторые искренние пламенные унионисты, оставшиеся в Кишиневе. Я имею в виду Николая Дабижу, Виталию Павличенко, Илие Брату…Список очень длинный.

- Даже спустя два десятилетия с тех исторических событий, простой народ все ещё сердится, что Друк и Лари наделали шуму, разбогатели и сбежали в Румынию.

- Забавно! Я приехал в Кишинев из города Черновцы в ноябре 1989 года. Уехал из Кишинева в Бухарест в мае 1992 года при особых обстоятельствах. Я даже не знал, что за этот промежуток времени я разбогател и поэтому сбежал в Румынию. В Бухаресте, кроме Мирчи Друка, продолжили профессиональную деятельность министры Ион Унгуряну и Николай Мэткаш. В качестве депутатов - Леонида Лари и Илья Илашку. Смешно говорить об их имуществе. На данный момент в румынском парламенте остался единственный депутат-бессарабец – Тудор Пынцару. Проведите журналистское расследование. Сделайте сравнительный анализ их накоплений с имуществом глав правительства Кишинева. Начините с Мирчи Друка и закончите Владом Филатом. Посмотрите тогда, кто богат. Те политики, кто уехал, или те, что остались.

- Все же объясните нам, почему вы бежите от бессарабской реальности? Периодически вы даете прессе интервью с замечательными советами, заверениями, что Объединение – это неизбежный процесс. Что вы для этого делаете?

- Мы не поняли друг друга. Я никогда не забывал о Северной Буковине, Бессарабии, уезде Херца, о Приднестровье. Я 20 лет учился и работал в Ленинграде и Москве. Тогда я сделал все, что мог для отчужденных румын. Разве не существует личной судьбы, ограниченной временем и пространством? Можно винить человека в том, что он мог что-то сделать, но не захотел. Неправильно упрекать его в том, что он не совершил того, что не в его силах.

Бывшие бессарабские политические деятели и боевики зарабатывают себе на хлеб где-то в Европе. Николай Лупан – ветеран антисоветского сопротивления в Черновцах и Кишиневе – так и не вернулся домой. У талантливых журналисток Евгении Гузун и Зины Гане был только один выход – покинуть Кишинев. Не знаю, почему уехала в Канаду Алла Мындыкану, бросив многообещающую политическую карьеру. Депутат и лидер антиунионистского движения Владимир Солонарь эмигрировал в США. Спросите их, почему они не остались в Кишиневе чтобы бороться до конца. А вы сами? Почему вы не возвращаетесь на малую родину - в Окницу, Вулкэнешты, Единцы, Коштангалию, Рышканы и так далее? Что вы все собрались тут, в Кишиневе?

- Несмотря на то, что вы постоянно заявляете, что Республика Молдова не независима, что вы воспринимаете Молдову так же, как Кишинев – Приднестровье, и у прессы, и у общества создалось впечатление, что Мирча Друк рассказал только часть правды, которую должен знать весь мир…

- Может быть, у нас еще будет возможность выяснить до конца, почему Мирча Друк не занимается политикой в Кишиневе. Констатирую: из моего поколения на сцене остались только Смирнов и Воронин. Не хватает только меня, чтобы была троица старцев. Снегур, Лучинский, Сангели – где они все? У меня нет секретов, которые когда-нибудь будут раскрыты. Я всегда был честен, последователен и откровенен в условиях, когда политиканство, доминирующее на всем румынском пространстве, не одобряет национальные идеалы и откровенность.

«Как я могу принять гражданство мафиозного государства, состоящего из пяти бывших районов МССР?»

- Мы знаем о том, что на вас давили, о решении Кремля освободить вас от должности премьер-министра, как вы сами рассказали. Почему вы вообще отказались от публичной деятельности в Республике Молдова?

- Душой я навсегда связан в равной мере и с Кишиневом, и с Черновцами. Аналогия с Приднестровьем в моем случае весьма правдоподобна. В каком смысле? Есть множество уважаемых мной приднестровских интеллектуалов – Евгений Дога, Петру Солтан, Владимир Бешлягэ. Этот список можно продолжить. Я ни секунды не сомневаюсь в том, что каждый из них в какой-то мере любит землю, на которой родился. Однако мы не можем упрекать их в том, что у них нет румынского гражданства. Что они не остались, или не вернулись в Тирасполь. Ради Смирнова работать на «благо нации» левобережья Днестра, по указу настоящего молдаванина Тулгара.

Простите, но я не могу поклясться в верности предполагаемой родине, состоящей из шести бывших уездов Румынии, которые, к тому же, порублены жадной Украиной.

Как я могу принять гражданство мафиозного государства, состоящего из пяти бывших районов МССР, которое даже политическая оппозиция в Москве готова ликвидировать, как только придет к власти?

Для меня всегда родиной были Карпаты, Днестр, Тиса, Дунай и Понт Эвксинский. Без этих пяти природных ценностей нет родины у Мирчи Друка. Более того. Теперь, когда реализовалась главная мечта моей молодости – свобода перемещения, как главное условие для познания и развития, - Родина, в моем понимании, стала расширяться. От Атлантики, от Португалии до Черного моря, до юга Бессарабии, от средиземноморского побережья до скандинавских стран.

«Я за опубликование в интернете всех досье КГБ»

- Каково, на ваш взгляд, справедливое решение проблемы деконспирации дел секретных служб?

- Я за очищение – публикацию в интернете всех досье КГБ, вне зависимости от имиджа моих современников. Эти дела должны быть в широком доступе, по польскому, то есть общеевропейскому образцу. В чем проблема? В том, что некоторые поляки, румыны, венгры, русские, украинцы и так далее не приветствуют подобную прозрачность, узнавая, что их предки не всегда были героями и мучениками? Если в Кишиневе нет однозначного мнения по этому поводу, необходимо изучать опыт прибалтийских стран, стран бывшего соцлагеря. Необходимо принять законы, регламентирующие и этот вопрос. Ценным для нас был бы и опыт Испании и Португалии. Что сделали эти страны с архивами бывших диктаторских режимов? Моя точка зрения проста до банальности: досье КГБ должны быть предоставлены в распоряжение тех, кто изучает тоталитарный режим. Все архивы, все источники, связанные с деятельностью секретных служб царских империй («ОХРАНКА»), Австро-Венгрии, Османской империи, коммунистической – все они должны быть доступны для всех.

- Почему бессарабских политиков не жалуют в Бухаресте? Один бывший премьер-министр позволил себе публично заявить, что «румынский политический класс находится на самом низком уровне». Что вы думаете по этому поводу?

- Личности с левого берега Прута принимаются в Бухаресте также как и из Баната, Трасильвании, Добруджи и так далее. Не важно место рождения. Элиты Кишинева, Киева, Москвы имеют много общего. Какой такой уровень приписывается политикам, избранным, по сути, группами с различными экономическими интересами?

- В одном из интервью вы отметили: «Так же, как мы воспользовались перестройкой, мы должны воспользоваться идеей европейской интеграции. Никогда еще у нас не было таких благоприятных условий». Как мы можем использовать эти условия?

- Концептуально: удалить гангрену, которую я называю «бюрократия – коррупция – вырождение». Прагматически: вступление в НАТО и ЕС или же условное ОБЪЕДИНЕНИЕ.

- Альянс за европейскую интеграцию все еще необходим Республике Молдова? Вы все еще придерживаетесь мнения, что для избрания президента не нужно стратегической войны, а просто консолидация парламента?

- Нынешние бессарабские лидеры – Мариан Лупу, Влад Филат, Михай Гимпу и Дорин Киртоакэ - пользуются огромной поддержкой европейской демократии. Сейчас или никогда! Если из-за своего молдавского тщеславия и эгоцентризма они упустят этот шанс, то история их не простит. Вообще-то меня не сильно волнуют проблемы, решение которых никак от меня не зависит. Все же для шести бессарабских уездов, объявленных государством, было бы лучше избрать президента «всем народом», а не закулисными играми парламента.

- Что вы хотите и что можете сделать для страны?

- Геронтократия оправдала себя только в Китае. В СССР это была настоящая катастрофа. В Бессарабии это был бы нонсенс. У каждого поколения свои проблемы. В семьдесят лет, как говорил покойный Григоре Виеру, тебе остается только благодарить господа за все предоставленные тебе шансы. И если у тебя еще есть время, не трать его понапрасну. Я верю в наших детей и внуков. Румыны полностью ответственны за то, что с ними происходит. Мы, свободные даки, выживем.

- Ваша работа по поводу устремлений свободных даков, которое известно еще с 90х годов (в нем вы используете такие термины как этноцентризм, этносистемные решения управления), - не является ли оно некоей утопией для современного политика?

- Данная работа является кодексом поведения и философией человека, уверенного в том, что другой мир возможен и необходим. А «Dacia Phoenix – Dacia Felix» («Возрожденная Дакия – процветающая Дакия») – это единственный национальный проект, который заслуживает того, чтобы направить усилия на его исполнение.

От редакции jurnal.md:

Правительство под управлением Мирчи Друка провело широкую программу политических, экономических и социальных реформ, нацеленных на отделение Молдавской ССР от СССР и снижение зависимости МССР от московских структур. Мирча Друк основал первые государственные структуры – Национальную армию, национальную полицию, отряды карабинеров (по итальянскому образцу) и специальные службы по информированию.

Ввел румынский язык как язык обучения в школах, лицеях и университетах. Основал Экономическую академию и Национальную академию полиции. Способствовал открытию в Кишиневе двуязычных лицеев – румынско-французского, румынско-испанского, румынско-английского, румынско-итальянского и румынско-немецкого. Способствовал отправке на учебу в Румынию и другие страны более трех тысяч первых студентов, докторантов и лицеистов. Исключил Коммунистическую партию из социальной жизни.

Ангелина ОЛАРУ

Перевели с румынского для eNews.md Зарина АЛИМБАЕВА и Вера БАЛАХНОВА 


 
Количество просмотров:
1532
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.