Татьяна Полторак
Результаты, достигнутые Молдовой за 20 лет независимости, подводить непросто. С одной стороны, нынешний ВВП республики – это около 60% советского показателя. При этом почти треть его формируют поступления от гастарбайтеров, которые в прошлом году перечислили на родину $1,24 млрд.
Есть в немногих отраслях экономики страны, ставшей независимой, и положительные тенденции: переход на рыночные отношения, появление малого и среднего бизнеса. Журналист «Панорамы» решила сравнить с периодом начала независимости хотя бы некоторые показатели 20-летнего экономического развития.
ЕС вместо СССР
По данным Министерства экономики Молдовы, валовой внутренний продукт в 2010 году составил около 69% от уровня 1991 года, объем промышленного производства – 52%, продукция сельского хозяйства – 62%, инвестиции в основной капитал – 21%, реальная заработная плата – 85%, реальная пенсия – 65%.
В 1991 году практически вся собственность была либо государственной, либо колхозно-кооперативной, сейчас, после массовой приватизации, в государственной собственности осталась примерно четверть средств производства. В то же время товарная структура экспортно-импортных поставок страны во многом схожа с 1991 годом. Так, сегодня, как и 20 лет назад, в основном вывозятся агропродовольственные товары и товары легкой промышленности, импортировались и импортируются минеральные продукты и продукция машиностроения. Вместе с тем географическая структура экспортно-импортных поставок претерпела за последние 20 лет значительные изменения. Так, в 1991 году в основном существовал обмен продукцией внутри СССР: в молдавском экспорте он занимал 95%, в импорте – 85%. В 2010 году в страны СНГ поставлялось около 39% продукции, а ввозилось из них 33%, тогда как доля стран ЕС составила около 47% от всего экспорта.
Объем произведенных в 2010 году пищевых продуктов составил лишь 88% от объема 1995 года; табачных изделий – 65%; древесины и деревянных изделий – около 50%; электро- и теплоэнергии, газа и водоснабжения – 68%.
Вместе с тем в 2010 году по сравнению с 1995 годом увеличились объемы производства следующих видов промышленной продукции: обуви – примерно в 5,7 раз; резиновых и пластмассовых изделий – в 3,7 раза. Объемы производства в металлургической и химической промышленности возросли соответственно в 3 и 2,9 раза.
В плюсе и минусе
Согласно официальным данным, доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства увеличилась незначительно – с 83,6% в 1995 году до 85,3% в 2010 году. Доля горнодобывающей промышленности выросла примерно в 2 раза (с 0,8% в 1995 году до 1,5% в 2010 году). Доля электро- и теплоэнергии, газа и водоснабжения сократилась на 2,4 процентного пункта по сравнению с 1995 годом (до 13,2% от общего объема промышленного производства в 2010 году).
В течение этого периода значительных изменений претерпела подотрасль производства напитков. Если в 1995 году ее удельный вес составлял 53%, то в 2010 году – лишь 41%. Доля сектора производства вин в 1995-2010 годах колебалась как в сторону роста, так и в сторону сокращения. Так, в 1995–2005 годах она увеличивалась с 10,8% до 20-22%, а начиная с 2006 года – значительно сокращалась и в 2010 году достигла 7,5%.
Если сравнить структуру валового выпуска в 1993 и 2010 годах, то наибольший рост (в 18,5 раза) отмечен в таком виде экономической деятельности, как «Компьютеры и связанная с ними деятельность» – с 0,04% в 1994 году до 0,8% в 2010 году, также выросла с 0,3 до 4,5% доля «Операций с недвижимым имуществом» (рост в 13,7 раза), с 0,4 до 5% – доля «Связи» (рост в 11,7 раза), с 0,2 до 2,1% – доля «Прочей коммерческой деятельности» (рост в 8,8 раза) и др. За это же время удельный вес «Сельского хозяйства, охоты и лесоводства» сократился с 25,3 до 13,4%, «Обрабатывающей промышленности» – с 39,3 до 21,4%, «Электроэнергии, газа и водоснабжения» – с 6,5 до 3,4% и др.
Несмотря на то что республике не удалось достигнуть показателей 20-летней давности, по мнению специалистов, это не свидетельствует об экономическом провале.
– Не стоит забывать, что, сравнивая нынешнее экономическое положение с советскими показателями, мы говорим о разных экономиках, – отмечает бывший министр экономики, эксперт Александр Муравский.
По его словам, в советское время Молдова являлась частью народного хозяйства СССР, с высоким удельным весом промышленности в экономике, входила в состав военно-промышленного комплекса, заказы для которого выполнялись на заводах «Альфа», «Электроприбор», «Топаз» и другие. Большая часть промышленности Молдовы была ориентирована на аграрный сектор, в котором успешно работали консервные, сахарные заводы, табачная промышленность. Но если вспоминать, что происходило в эти годы в торговле, то это были пустые полки магазинов, толпы людей в поисках какого-то дефицита, очереди, распределение некоторых товаров по талонам. Это был период практически пустого потребительского рынка при высоких показателях промышленности.
– За эти двадцать лет мы построили совершенно другую экономику. Она по-другому управляется, структурно изменилась – доля аграрного сектора резко упала по сравнению с долей торговли или услуг, целые отрасли, которые играли ключевую роль, к примеру приборостроение, практически исчезли. Положительным является то, что сформированы работающие рыночные механизмы, – считает Муравский.
Сошли на нет
На рыночную экономику не смогла успешно перейти не только наукоемкая промышленность Молдовы. К примеру, в табачной отрасли, в которой в советское время работали восемь ферментационных заводов, сейчас остался только Кишиневский табачный комбинат Tutun-CTC. Если раньше Молдова производила 100 тыс. тонн табака, которых было достаточно для покрытия производственных мощностей крупных государственных заводов, то сейчас производится меньше 10 тыс. тонн.
Печальная участь постигла молдавские животноводческие комплексы, которые в советское время ежегодно производили около 300 тыс. тонн мяса. Для сравнения, сегодня животноводческая отрасль производит 50-60 тыс. тонн мяса в год. В начале 90-х годов, в период приватизации, животноводческие комплексы оставались на особом счету у правительства, получали дотации на энергоресурсы и комбикорма, но это не уберегло их от банкротства и полного исчезновения из структуры сельского хозяйства Молдовы.
В 90-х годах прекратила свое существование эфиромасличная отрасль, хотя в советское время в Молдове работало 11 эфиромасличных совхозов-заводов и научно-исследовательский институт. У нас производились 30% эфирных масел от общего объема по Союзу, в том числе около 3 тонн розового масла, стоимость которого приближается к цене на золото. В расчете на это натуральное сырье была построена парфюмерно-косметическая фабрика Viorica-Cosmetic, которая должна была работать исключительно на молдавском сырье и маслах. Несмотря на то что сейчас от эфиромасличного производства остались лишь одни воспоминания, возродить с помощью акционерного капитала эту отрасль сельского хозяйства не составляет большого труда. Она не требует чрезмерных инвестиций, климатические и почвенные условия для этого есть, в республике еще сохранились соответствующие кадры, а рынок сбыта продукции очень широк.
– Невзирая на отдельные потери, в целом в Молдове удалось сохранить структуру промышленности и сельского хозяйства такой, какой она была, поэтому рисовать все в мрачном цвете нельзя, – считает экономический эксперт и аналитик Виссарион Чешуев.
Производственная база сохранилась процентов на 70, и на ней можно выпускать конкурентоспособную продукцию, но доходность большинства предприятий низкая, а для технического перевооружения и развития производства предприятиям не хватает оборотного капитала.
Теоретически предприятие может получить необходимые инвестиции от мобилизации средств при дополнительных выпусках ценных бумаг предприятия – облигаций или акций. Однако в нынешних условиях дополнительный выпуск акций не имеет смысла, потому что нет крупных «оптовых» покупателей ценных бумаг, способных купить сразу большой объем акций. Кроме этого, законом отводится только 6 месяцев на реализацию дополнительной эмиссии, а распродать ее за эти сроки мельчайшим инвесторам невозможно. Не стоит уповать и на иностранные инвестиции, так как их отпугивает высокая стоимость кредитов, рейдерство и коррупция.
Таким образом, единственным источником заемных средств для предприятий остаются банки, но, учитывая высокие процентные ставки по кредитам, особенно долгосрочные, их можно считать недоступными для реального сектора экономики.
Один на один
Видимо, в финансовых учреждениях не задумываются, что если постоянно лишать реальный сектор заемных средств, то завтра это может поставить под угрозу их собственное благополучие. Постоянное повышение цен на энергоресурсы и сырье обуславливает высокие издержки на производство продукции, которые не оставляют возможности увеличивать зарплату.
Низкий уровень оплаты труда и привел к массовому оттоку рабочей силы за рубеж, в результате чего мы пришли к ситуации, когда на одного работающего приходится один пенсионер, а двадцать лет назад было 4-5 работающих на пенсионера.
Согласно официальным данным, численность экономически активного населения 20 лет назад составляла 2 млн. человек, сегодня лишь 1,2 млн. человек.
Судьба молдавского сахара
Относительно успешно перенесла изменения экономических условий молдавская сахарная отрасль. В советское время на территории Молдовы работало 10 сахарных заводов, которые в среднем производили более 200,0 тыс. тонн сахара в год, и значительная его часть экспортировалась в Россию и другие страны Союза. В 2010 году из десяти сахарных заводов работали четыре: Дрокиевский, Дондюшанский, Фэлештский и Глоденский. В этом году к ним присоединится Купчинский завод, который был приобретен польским инвестором Krajowa Spolka Cukrowa. В прошлом году молдавскими сахароварами было выработано 103,6 тыс. тонн сахара, из которых более 30,0 тыс. тонн было экспортировано.
По словам исполнительного директора Союза сахаропроизводителей Молдовы Раисы Бежан, сегодня сахарная отрасль – одна из самых модернизированных в перерабатывающей промышленности Молдовы, которая перешла к рыночной экономике, обеспечивает потребности рынка в сахаре и имеет экспортный потенциал. Благодаря внедрению современных технологий удалось вдвое увеличить урожайность сахарной свеклы, минимизировать потери сладкого корня в процессе его хранения с 3 до 0,5%.
Существующая транспарентность и отсутствие переработки тростникового сахара-сырца позволяют сахароварам решать вопросы поиска рынков сбыта и получать квоты на беспошлинный экспорт своей продукции в Европейский Союз и безлимитный преференциальный экспорт в Россию. Развитие отрасли достигается существенными иностранными инвестициями. Сегодня главной задачей производителей сахара является сохранение на предстоящий среднесрочный период рамочных условий, в частности НДС на продажу свекловичного сахара в размере 8%, что является гарантией сохранения отрасли.
Высокие технологии
Наряду с традиционными производствами за последние 20 лет появились новые направления, которые успешно развиваются, в частности софтверная отрасль. Нельзя сказать, что производство программных продуктов возникло в Молдове из ниоткуда. Им занимались в Молдове и в советское время, но только по спецзаказу из Москвы.
С распадом Союза в этой сфере образовался вакуум, однако с появлением персональных компьютеров отрасль вновь начала развиваться. В начале 90-х годов молдавские программисты приступили к разработке бухгалтерских программ, а бурное развитие софтверной отрасли началось в 2000-х годах, с появлением в Молдове Интернета. По словам президента Национальной ассоциации частных компаний сектора ИТ в Молдове Вячеслава Кунева, сегодня в сфере производства программных продуктов в республике официально работает около 30 тыс. человек, средняя производительность в отрасли в 30 раз выше, чем в сельском хозяйстве.
Преимущество софтверной отрасли в том, что ее продукцию можно свободно экспортировать в любую страну – благодаря этому программными продуктами, разработанными в Молдове, пользуются во всех странах Европы, Америке, России и странах СНГ, Японии, Австралии, Китае и других государствах. Кроме этого, за последнее время значительно вырос внутренний спрос на высокие технологии, в том числе в государственных структурах.
Бурное развитие софтверной отрасли в Молдове во многом стало возможным благодаря налоговым льготам, которые действуют для IT-компаний. Однако их действие заканчивается в этом году, и, по мнению представителей молдавских IT-компаний, если льготы не будут продлены, местные компании могут стать неконкурентоспособными по сравнению с соседями – Румынией и Украиной, и это приведет к спаду развития отрасли.
Хотя государство часто прибегает к услугам молдавских IT-компаний, по мнению Вячеслава Кунева, доля выполняемых местными компаниями проектов по заказу государства может быть и больше, так как потенциал молдавских компаний позволяет полностью покрывать внутренние потребности в программных продуктах.
Однако если софтверная отрасль не требует больших инвестиций для развития, то остальным отраслям, чтобы приблизиться к показателям советского времени, необходимы значительные финансовые вложения.
– Все, что необходимо предпринять для развития реального сектора экономики – это сделать банковские кредиты более доступными. Надо убедить финансовые учреждения, что если они снизят процентную ставку, объем их выручки от процентов обязательно увеличится. Кроме этого, необходимо деблокирование рынка ценных бумаг, более жесткое регулирование деятельности банков – благодаря принятию ряда законов по примеру развитых странах, – считает Виссарион Чешуев.