Ион Тома
Аналитик Роман Михэеш поделился с нами своим представлением о возможных кандидатах на пост президента Молдовы и о вероятных перестановках в правительстве.
Премьер-министр Влад Филат заявил, что он не отказался от идеи перестановок в правительстве и что он придет в парламент для обсуждения данного вопроса. Пойдет ли ЛДПМ до самого конца? Чего нам следует ожидать?
Не исключено, что премьер-министр будет настаивать на замене определенных министров действующего правительства. На самом деле, кадровые перестановки в любой стране являются обычной процедурой, поскольку в процессе правления видно, какие из министров слабые, не могут похвастаться успехами или же являются коррумпированными, и тогда их необходимо заменить.
Я считаю, что премьер-министр должен, прежде всего, заменить министров из Либерально-демократической партии Молдовы, а в том, что касается представителей Демократической и Либеральной партий, обязательно проконсультироваться с этими партиями, потому что это предусмотрено в Соглашении о деятельности Альянса за европейскую интеграцию.
Вполне возможно, что кадровые перестановки в правительстве, скорее всего, будут осуществлены после президентских выборов.
Если все же о смене кандидата в президенты говорят как о свершившемся факте, кого Вы видите на этом посту?
Смена кандидата в президенты может быть осуществлена внутри АЕИ, в случае, если все три партии, его составляющие, придут к единому мнению по этому вопросу. Такую возможность допускает и Мариан Лупу. После того как партии АЕИ договорятся между собой, они могут обсудить и с коммунистами, со всей фракцией либо только с ее частью, вопрос о том, кто, на их взгляд, является подходящим кандидатом и какова цена его избрания.
Сценариев может быть несколько, важно, чтобы новый кандидат был принят всеми партиями АЕИ и был в состоянии набрать 61 голос, в том числе несколько голосов коммунистов.
Возможен также и вариант отдельного соглашения между ЛДПМ и ПКРМ, однако это решение не стало бы положительным и не положило бы конец политическому и конституционному кризису, а привело бы к росту напряженности в обществе. К сожалению, ПКРМ не модернизировалась, сохраняет воинствующую и агрессивную риторику, а Воронин не желает уступать пост председателя представителю молодого поколения. В этих условиях альянс ЛДПМ с нереформированной ПКРМ может неодобрительно рассматриваться со стороны ЕС и привести к прекращению донорской помощи, инвестиций и европейской интеграции Молдовы.
Многое зависит и от Конституционного суда. Может так случиться, что его вердикт изменит исходные данные проблемы, но давайте сначала дождемся решения Суда, а потом будем комментировать.
Есть ли человек, возможно вне активного политического класса, который мог бы стать компромиссным кандидатом, о котором уже целый год все говорят?
Что касается реальных компромиссных кандидатур, думаю, партии АЕИ должны составить краткий список из нескольких человек, чтобы затем обсудить их. Я слышал в разговорах имена Серафима Урекяна, Иона Стурзы, Натальи Герман, Дмитрия Дьякова и другие, менее известные. Важно, чтобы на пост президента был выбран человек уравновешенный, отличающийся высокими личностными и профессиональными качествами, с безупречной репутацией, сторонник европейской интеграции Республики Молдова.
Думаете, нас ждут досрочные выборы? Если да, то когда и при каких обстоятельствах? Если нет, то что дальше?
Если президент избран не будет, тогда, вне всякого сомнения, нас ждут досрочные выборы. На данный момент, я думаю, шансы, что президент будет избран в парламенте, превышают 80%. Хотя все же неизвестно, как поступят коммунисты. Они могут принять решение о блокировании процесса избрания главы государства, и тогда у нас будут досрочные выборы. В этом случае АЕИ должно применить план Б, и до проведения досрочных выборов, к примеру весной 2012 года, организовать референдум о внесении изменений в Конституцию, в том числе в статью 78, чтобы затем осенью 2012 года организовать парламентские выборы вместе с президентскими. Таким образом, политический и конституционный кризисы будут преодолены окончательно.
Каким образом проблема банковско-финансовой сферы стала политической, и кому на руку эта игра? Чем, на Ваш взгляд, завершится вся эта история?
Проблема банковско-финансовой системы была политизирована по максимуму. Некоторые представители руководства страны заявили, что они знают авторов этих атак. Если это так, они должны уведомить об этом Генеральную прокуратуру. Должны быть проведены уголовные расследования и наказаны виновные должностные лица. Только в судебном порядке, после вынесения окончательного приговора, человек может быть объявлен виновным.
Обсуждаемые случаи различаются, необходимо отличать обычные экономические споры от рейдерских атак, и здесь свое слово должна сказать юстиция. Однако урок этот выучить надо, и чтобы не допустить подобных нарушений в будущем, необходимо внести изменения в законодательство, чтобы стороны в судебном процессе имели право на защиту, предусмотренную в Конституции.