Наталия Барбиер
Тайная война давно идет в нашей стране: количество «раненых» и «убитых» с каждым годом становится все больше. Но мы их не замечаем.
Ведь диагнозы у всех разные: желудочно-кишечные заболевания, гепатиты… Между тем во всех случаях причина одна – некачественная питьевая вода.
Когда речь идет о такой прозрачной субстанции, как вода, простым людям явно не хватает ясности.
Истина на дне колодца
Прежде всего, откуда пьет Молдова? Оказывается, главная вода (около 70% водопотребления) – та, что под землей. Да-да, это те самые источники и колодцы, которые в нашем краю принято воспевать.
В таком случае по поводу ответа на второй важный вопрос можно не беспокоиться. Что пьем? Ну, конечно, прозрачную, как слеза, аш-два-о. Однако ученые, медики и экологические НПО с этим не согласны.
Не раз вместе и поодиночке они проводили специальные исследования и пришли к неутешительным выводам: по санитарно-химическим показателям 70,8% колодезной воды не соответствует норме. Но это средняя цифра по всей республике. А в некоторых селах Каларашского, Глодянского, Тараклийского, Чадыр-Лунгского, Комратского, Унгенского, Каушанского, Кагульского, Хынчештского, Новоаненского, Сынджерейского, Фалештского и Теленештского районов она вообще приближается к 100%.
Другими словами, такую воду пить нельзя, а то, если не козленочком станешь, то уж точно заболеешь. Недаром в Молдове из года в год растет количество пострадавших от кишечных заболеваний, гепатитов… Медики считают, что, по крайней мере, пятая часть недугов и смертей в стране – прямое следствие некачественной воды. Какой бы прозрачной ни казалась она в ведре, а вот санитарным нормам не соответствует.
Причина? Их множество. Многолетнее загрязнение почвы пестицидами. Стихийные свалки и постоянно текущие канализационные сети, содержимое которых просачивается глубоко в почву. Наконец, элементарная небрежность. Вы обращали внимание, где копают колодец? Частенько чуть пониже туалета типа сортир или фермы… Словом, в таком месте, куда обеспечен максимально «удачный» в него сток.
Ситуация с родниками не лучше. Те же исследования показали: качество подземных вод Молдовы в очень многих случаях не соответствует международным стандартам. Между тем, по крайней мере, две трети населения живет в селах и просто вынуждена пить из колодцев и родников.
А ведь нет даже их. Так, в самом южном городе Гагаузии Вулканештах, где водопровод есть далеко не на всех улицах, а подземная влага залегает слишком глубоко, многие живут на привозной воде. Заготавливают ее впрок в домашних бассейнах. Кто и что там плавает спустя две-три недели?
Фекальные воды Днестра
Счастливые обладатели водопровода горожане пьют очищенную влагу. А получают ее из Днестра. Это второй наиболее крупный поставщик аш-два-о в стране. Насколько он надежен?
В середине августа нынешнего года тираспольчане были удивлены сомнительностью речных вод. Лишь позже СМИ известили их о том, что в Днестре купаться нежелательно: в Бендерах произошел сброс фекальных вод.
В 1990-м в Молдове действовали 600 установок по очистке бытовых стоков, сейчас ― лишь 154, которые недостаточно хорошо выполняют свою работу. В Сороках очистные сооружения вообще не работают. А уж «несанкционированные сбросы» вдоль всей реки случались не раз. Комментарии, как говорится, излишни. Пока река справляется самостоятельно. Но надолго ли ее хватит?
К сожалению, в Молдове пока нет нормативных документов, регламентирующих использование вод как источников для питья. Ведь Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры РМ норовит внести проект Кодекса о судоходстве, которым надеется протолкнуть разрешение уже без ведома Министерства окружающей среды добывать песок и гравий из рек. Случись такое, и на качестве днестровской и прутской воды можно будет поставить жирный крест.
Дороже нефти
Чистая вода давно уже стала фактором современной политики. Доступа к ней нет более чем у полутора миллиардов человек. Уже через 15-20 лет каждому жителю Земли достанется влаги на треть меньше, чем сегодня. Именно из-за нее всегда велись войны, а в будущем их станет еще больше. Если, конечно, сегодня не изменится отношение к «голубому золоту». В противном случае вода станет дороже нефти.
И люди придумали, как быть. В 1999 году на 3-й Министерской конференции по окружающей среде и здоровью в Лондоне был принят Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Присоединилась к нему и Молдова. Главная цель Протокола – «предотвратить, контролировать и уменьшить количество заболеваний, связанных с водой».
Каждой стране предлагается определить целевые показатели, к которым необходимо стремиться, и сроки их достижения, причем с таким расчетом, чтобы все население получило доступ к качественной питьевой воде и адекватным санитарным условиям. В Молдове это уже сделано. Теперь ей предстоит разработать Национальный план действий по воде и здоровью.
Третий сектор – не лишний
В Кишиневе уже начались встречи ученых, представителей власти и общественности по этому поводу. Красноречивый штрих: большую роль в установлении целей и целевых показателей сыграла Международная ассоциация хранителей реки Eco-TIRAS. Внедрение Протокола просто невозможно без участия общественности, тем более что и сам документ предусматривает этот момент.
― Нас часто спрашивают: «Что могут НПО?». Очень многое. Ведь в 90-е годы немало профессионалов – экологов, преподавателей биологии, социологов – ушли в третий сектор, ― сказала координатор проектов Eco-TIRAS Татьяна Синяева. – Сейчас они успешно трудятся. Именно НПО первыми забили тревогу по поводу варварской добычи песка и гравия на Днестре и довели дело до судебного разбирательства. Вот и сейчас с легкой руки экологических НПО республики в цели и целевые показатели для Молдовы добавили пункты о колодцах и родниках, ветхости водопровода, о необходимости вовремя информировать население… И перед нами еще более обширное поле деятельности: претворять все эти решения в жизнь.
…Кстати, согласно молдавской традиции, все решения, которые принимались сельчанами «у колодца», обретали незыблемость закона.