Янина Вергизова
Учителя уже не первый год ратуют за возвращение школьной формы. Дисциплина, социальное равенство, акцентирование внимания ученика на учебу ― вот какие плюсы находят педагоги в деловой одежде для школьников.
Но одно дело лицейский дресс-код и совсем другое — единая форма.
Не так давно президент Академии наук Молдовы (АНМ) Георгий Дука высказался за внедрение «униформы» в учебных учреждениях. Помимо слов о равенстве учащихся, которого будет возможно добиться благодаря одинаковой одежде, он выразил предположение о развитии молдавской текстильной промышленности.
— В стране около 400 тысяч детей, — объясняет Дука. — Если форма будет стоить в среднем 500 леев, от продаж мы выручим 200 млн. леев.
Президент АНМ признался, правда, что еще необходимы некоторые расчеты, но он уверен, что его идею поддержат и в Минпросвете, и в правительстве.
В свою очередь, Министерство просвещения весьма сдержанно отреагировало на предложение главы молдавских академиков. Замминистра просвещения Татьяна Потынг уточнила, что этот вопрос будет рассмотрен, как, в принципе, и другие запросы, поступающие в их ведомство.
Оптимистического настроя не поддерживают и предприниматели текстильной промышленности.
— У нас уже был подобный опыт, наша фабрика приняла заказ на пошив школьной формы для российских учащихся, — говорит Вероника Чимбир, администратор молдавской швейной фабрики, — но, по правде говоря, продуктивность нашей работы вырастет не более чем на пару процентов, если мы будем шить форму для наших школьников. Во-первых, одной фабрике не дадут пошив формы на всю страну, во-вторых, это сезонная работа.
Переходя к конкретным цифрам, уместно будет сказать, что за пошив одного комплекта школьной формы фабрика возьмет от 400 до 600 леев, без затрат на материал.
— Поэтому нельзя утверждать, что форма обойдется учащимся в 500 леев, цена будет выше, — уточняет Вероника Чимбир.
Однако не все родители могут сказать, что и такая цена для них не высока.
— Для моей семьи школьная форма стоимостью 500 леев — это дорого, — признается Алла Гожина, мать четверых детей из Кишинева. — Если бы государство оплачивало хотя бы 30% от этой стоимости, тогда никто не был бы против введения единой формы в стране. А так, конечно, родители только «за». Дети порой приходят в школу, будто на дискотеку, а не в заведение, где получают знания. Униформа решила бы эти вопросы.
— Форма за 500 леев — это дорого, — считает Анна Фридман, жительница Кишинева, — хотя к первому сентября я своим дочкам покупала белые блузки стоимостью 250 леев, юбки по такой цене, жакеты за 200 леев, а жилетки нашла за 150. Все это очень дорого. Если бы государство помогало родителям в приобретении школьной формы, выплачивая какую-то сумму, было очень хорошо, тогда и малообеспеченные семьи могли бы одеть своих детей.
Вопрос о том, какой комплектации будет единая школьная форма для молдавских учащихся, остается открытым. Если брать опыт европейских стран, то, например, английская униформа предполагает наличие нескольких рубашек, нескольких пар брюк, жилетов и пиджаков для одного ученика. Это позволяет ребенку комбинировать одежду, добиваясь разнообразия. Если же у наших школьников в комплекте будет только по одной единице необходимой вещи, тогда лучше забыть об этой идее, а перейти к обсуждению темы о школьном дресс-коде.
— На западе даже социально обеспеченные родители выступают за школьную форму, — говорит Констанца Попеску-Мереакре, советник премьер-министра PM по экономическим вопросам. — Жители европейских стран понимают, что униформа позволяет акцентировать внимание школьника на учебном процессе. К тому же это еще один способ для родителей сэкономить деньги. Кроме того, форма поможет избежать давления подростков на родителей в тех случаях, когда ученик возвращается со школы в слезах потому, что все в классе уже приобрели новую модную модель джинсов, и только у него таких еще нет. Однако между этими двумя крайностями существует золотая середина, которая может быть найдена немедленно. Во многих коммерческих банках и других компаниях существует дресс-код (это либо письменные, либо устные правила). Было бы хорошо, если бы и в школьных учреждениях ввели такой регламент. То есть документ, в котором оговаривались бы длина юбки, цвет блузки, запрещалась прозрачная одежда и т.д. Эти правила должны быть разработаны Министерством просвещения совместно со школьными заведениями. Таким образом, ученикам и их родителям будет предложено ознакомиться со школьными правилами и подписать документ. Тогда учащийся четко понимал бы, что, если он придет в школу в ненадлежащей одежде, администрация учебного учреждения будет иметь полное право не пускать его на занятия до тех пор, пока он не переоденется.
Правила дресс-кода уже существуют в некоторых учебных заведениях страны. Их опыт доказывает разумность этой идеи.
— В нашем лицее ученики приходят на занятия в черных строгих костюмах и белых блузках, — говорит Альбина Камынина, директор столичного лицея им. Дмитрия Кантемира. — Лично я выступаю за единую форму, ведь дети, приходя в школу, должны быть настроены на работу, а не думать о том, как удивить своим внешним видом одноклассников. Но вот право выбора формы для ребенка остается все же за родителями. Не все могут купить дорогую одежду. Кроме того, в течение года школьник растет, и сегодняшняя форма завтра может быть ему мала. Все эти тонкости также нужно учитывать, если речь идет о единой форме с конкретной ценой.
Георге Дука уже направил обращение в правительство, в котором объясняет необходимость введения обязательной школьной формы в молдавских учебных заведениях. Президент АНМ также высказал пожелание, чтобы государство ежегодно выделяло от 200 до 500 млн. леев на покупку униформы для детей из малоимущих семей.
А пока в правительстве будут взвешивать все «за» и «против», директора школьных заведений уже могут вводить правила дресс-кода, что поможет современным учащимся настроиться на серьезный учебный лад.