Светлана Герман
В чем истинное предназначение нового законопроекта об оружии: снизить уровень преступности или обезоружить население?
Власть выступает за принятие нового закона «О режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения», мотивируя это тем, что необходимо привести рынок оружия в Молдове в соответствие с европейскими стандартами, а также тем, что участились случаи совершения преступлений с применением огнестрельного оружия, включая зарегистрированное. Однако представители Ассоциации собственников оружия занимают другую позицию.
В 1994 году в Молдове был принят Закон «Об оружии», а в 1998-м вступила в силу норма, разрешающая на легальных основаниях владеть короткоствольным нарезным оружием. Многие граждане выразили желание приобрести оружие в целях самообороны. По данным Министерства внутренних дел, на сегодняшний день на руках у населения зарегистрировано более 58 тыс. единиц оружия.
В далеком 1994-м МВД поясняло свое решение в отношении оружия тем, что уровень числа тяжких преступлений на тот момент достиг небывалых высот. Министерство сочло вполне логичным позволить гражданам самостоятельно защищать свою жизнь и имущество.
Очевидно, что подобные меры возымели действие, и в течение последующих лет статистика МВД продемонстрировала эффективность данного решения. Число тяжких преступлений (таких как разбойные нападения, убийства, изнасилования) сократилось более чем в два раза.
В прошлом году эти данные подтвердил занимавший в то время должность начальника Главного управления общественной безопасности МВД Николай Маковей в одной из телепередач, посвященной новому законопроекту о режиме регулирования оборота гражданского оружия.
Позиция ужесточения
В настоящее время МВД выступает за ужесточение закона, регулирующего оборот легального оружия, мотивируя это тем, что участились случаи совершения преступлений с применением огнестрельного оружия, а также случаи применения зарегистрированного оружия гражданами. По статистике МВД, в течение 2011 года было зарегистрировано 34 случая с применением огнестрельного оружия, из которых 21 преступление ― с незарегистрированным оружием и 13 ― с зарегистрированным.
Инициатива МВД по ужесточению закона об оружии существует еще с 2008 года, и на тот момент не было тех предпосылок для его ужесточения, которыми мотивируется данная инициатива сейчас.
В обществе также существует мнение, что рост числа тяжких преступлений может быть связан с амнистией заключенных, которая проводилась в течение последних лет.
Что касается увеличения числа случаев применения оружия, то подобная ситуация складывается с большой степенью вероятности под влиянием того, что объeктивно вырос уровень преступности, и совершенно естественно, что население пользуется своим конституционным правом на защиту жизни и имущества. Более того, по многим из случаев применения зарегистрированного оружия следствие еще не закончено, и относить их к категории правонарушений преждевременно.
Право на защиту
Нельзя сказать, что законопроект о режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения получил однозначно положительную оценку в обществе. Многие люди не хотят, чтобы им усложняли путь к реализации своего законного права на защиту.
Представители оружейного сообщества выражают обеспокоенность несовершенством проекта закона «О режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения». Председатель Ассоциации собственников оружия Геннадий Мадан отметил несовершенство законопроекта с юридической точки зрения и обозначил готовность к конструктивному диалогу с представителями силовых структур и гражданского общества. Для этого, по его словам, в ассоциации была создана инициативная группа, занимающаяся доработкой законопроекта уже около года. Геннадий Мадан сказал, что в парламентскую комиссию по обороне и безопасности были направлены предложения, которые помогут усовершенствовать законопроект.
- Я довольно часто слышу от людей, что они хотят приобрести огнестрельное оружие на законных основаниях. Причины у людей разные. Кто-то хочет приобрести пистолет для самообороны, кто-то в спортивных целях. Это говорит о том, что люди не боятся оружия и хотят им владеть. Если закон примут в том виде, в каком он сейчас обсуждается, то в итоге оружие станет почти недоступным для законопослушных граждан, однако не решит проблему преступности. Судите сами, новый законопроект предписывает гражданину доказывать необходимость покупки оружия для самообороны. По сути, ему необходимо будет доказать свое конституционное право на защиту жизни и имущества, которое за ним уже закреплено Конституцией, ― обосновывает позицию членов Ассоциации собственников оружия штатный эксперт Антон Киселев.
Он считает этот момент одним из принципиально слабых в законопроекте, аргументируя это следующим образом: «Преступники и то оружие, которым они владеют, находятся вне правового поля. Усложнение процедуры получения оружия лишь сделает граждан беззащитными перед лицом криминала. А ведь граждане ― это не абстрактные лица, это люди с привычным образом жизни, который они вправе защищать по закону».
Комментируя распространенное мнение, что оружие ― это привилегия лишь обеспеченных людей, Антон Киселев назвал его ошибочным и сказал, что, к примеру, недорогой автомобиль стоит около 3000 евро, а пистолет примерно в десять раз дешевле, «при этом мы же не будем считать всех автомобилистов олигархами».
- Действующий сейчас закон «О режиме оборота гражданского оружия» достаточно четко регулирует режим оборота оружия, существует норма, определяющая порядок выдачи разрешения на приобретение оружия (требуются справки, подтверждающие, что человек здоров психически, а также другие документы). Более того, человек должен обеспечить условия хранения оружия. Пожалуй, следует не ужесточать закон, а следить за его исполнением, в особенности это относится к процедуре выдачи разрешения на приобретение. Все мы знаем фразу «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения». Безусловно, такой подход недопустим. Только четкое исполнение действующего ныне закона позволит ему эффективно работать, ― считает Киселев.
Молдову приводят в пример
Обратимся к опыту Европы. Из всех европейских стран запретительный закон об оружии существует лишь в Великобритании, где на сегодняшний день самый высокий уровень преступности в Европе. Если изучить оружейный закон Швейцарии, которая по уровню жизни занимает одно из лидирующих мест в мире, то можно обнаружить, что там гражданам разрешено на законных основаниях владеть огнестрельным оружием, в том числе штурмовыми винтовками. Молодые страны―участницы Евросоюза, такие как Эстония, тоже достаточно либеральны в отношении режима гражданского оружия.
Но если все же рассмотреть новый законопроект с точки зрения ужесточения, так ли все однозначно? Например, по мнению экспертов Ассоциации собственников оружия, резинострельное оружие наравне с газовым отнесено к категории «С», а именно: оружие, подлежащие декларированию. На практике это означает, что приобрести резинострел сможет любой желающий, и собирать документы, подтверждающие его психическое здоровье, он не обязан. Все, что необходимо, это лишь задекларировать такое оружие. Учитывая, что резинострельной пулегильзотеки не существует и не может быть в силу технических особенностей, и, соответственно, идентифицировать стрелявшего будет очень сложно, Молдова рискует оказаться в ситуации, аналогичной Российской Федерации, которую в последние годы захлестнула волна убийств с помощью резинострела. Российские эксперты объясняют это тем, что, приобретая «травматическое» оружие, человек полагает, что убить таким оружием нельзя. Однако практика показывает иное. Уровень психологической ответственности у владельцев «травматического» оружия, по мнению экспертов, ниже, чем у тех, кто владеет боевым огнестрельным оружием самообороны, так как последние в большей степени осознают опасность применения оружия. И в этой связи часто российские эксперты в качестве положительного примера приводят действующий в Молдове Закон «Об оружии». Подобные факты заставляют задаться вопросом: а так ли далек действующий в Молдове закон об оружии от европейских норм? Судя по всему, нет. И о каком тогда ужесточении можно говорить?
Учитывая вышесказанное, стоит задуматься, в чем же истинное предназначение нового законопроекта об оружии: снизить уровень преступности или обезоружить население?