Виорика Маноле, Корнелия Козонак, Алина Молдовану, Центр журналистских расследований
Забота о правах трудящихся, которой якобы отдают все силы профсоюзы, всего лишь миф.
Главная забота лидеров профсоюзных организаций, не реформированных с советских времен, сводится к тому, как извлечь побольше денег из профсоюзного имущества, которое на момент распада Советского Союза, по некоторым источникам, оценивалось в сумму свыше $200 млн.
За последние 5 лет продано много объектов профсоюзного имущества, однако гостиницы или базы отдыха отчуждались исключительно путем прямых переговоров, а не посредством открытых аукционов. В сделках купли-продажи объектов чаще всего фигурируют одни и те же фирмы. Большую часть этих фирм возглавляют люди из числа приближенных бизнесмена Илана Шора.
Эпопея гостиницы «Турист»
Одним из объектов, принадлежавших когда-то (с 1971 по 2010 год) профсоюзам, является гостиничный комплекс «Турист». 20 августа 2010 года его продали за 29 млн. леев. Новым владельцем стала фирма Vedova-Grup, зарегистрированная в Великобритании. В списке кишиневских гостиниц на сайте www.paginideaur.md Vedova-Grup фигурирует с юридическим адресом ул. Тигина, 12 и таким же номером телефона, как у фирмы Dufremol, владельцем которой является бизнесмен Илан Шор. Аналогичный адрес и номер телефона имеют и другие фирмы, фигурирующие в сделках с профсоюзным имуществом. Фирма обладала преимущественным правом покупки объекта благодаря тому, что на протяжении нескольких лет арендовала гостиницу. За год до продажи фирма взяла в аренду от примэрии и прилегающий земельный участок площадью почти в полгектара сроком на 15 лет.
Через 20 дней после заключения сделки о купле-продаже, 10 сентября 2010 года, гостиницу заложили в коммерческий банк в качестве гарантии кредита, почти на миллион леев превышающего цену, за которую была куплена гостиница, - 29,99 млн. леев. Сумму кредита выплатили банку, но 7 июля 2011 года гостиницу снова использовали в качестве залога. На сей раз новые владельцы взяли кредит в 3 млн. евро от компании Primexim Limited Compania с местонахождением в Лондоне.
В то время как некоторые профсоюзники-«диссиденты» утверждают, что это фактически реальная стоимость гостиницы, поскольку ни одно учреждение не станет брать в залог объект стоимостью меньше суммы выдаваемого кредита, эксперты по недвижимости все же говорят, что 3 млн. евро ― это сумма, значительно превышающая стоимость гостиницы «Турист». Объяснить эту операцию можно тем, что оформление залога с фирмой, предположительно приближенной владельцу гостиницы, было простой формальностью, которой означенный владелец хотел обезопасить себя на случай судебного процесса и аннулирования договора купли-продажи, ибо тогда гостиницу можно было бы вернуть бывшему владельцу, то есть Конфедерации профсоюзов, только при условии возмещения и долга в 3 млн. евро.
На вопрос, как объяснить тот факт, что гостиница была заложена на сумму больше той, за которую была продана, нынешний председатель Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы (НКПМ) Олег Будза отвечает: «Все вопросы к банку». Почему понадобилось продать? Была убыточной. Однако Олег Будза не объяснил, почему отказались от дальнейшей сдачи гостиницы в аренду фирме Vedova-Grup, которая, по утверждению некоторых источников, платила профсоюзам за аренду около 1,5 млн. леев. Все же Будза оказался достаточно информированным о нынешних доходах новых владельцев гостиницы: «Сейчас убытки гостиницы «Турист» составляют по 100 тыс. в месяц, это так, между прочим... Из заслуживающих доверия источников».
Призрачный документ и парадоксальный вопрос
Гостиница «Турист» обладала богатой историей и до выставления на продажу. В октябре 2009 года, до заседания Генерального совета НКПМ от 5 ноября, в руки некоторых членов профсоюза попал протокол заседания Конфедерального комитета НКПМ от 18 августа 2009 года, состоявшегося под председательством Леонида Мани. В документе указывается, что 24 из 35 членов Конфедерального комитета уполномочивают Олега Будзу, занимавшего в ту пору должность заместителя председателя конфедерации, подписать все необходимые документы для заклада в Banca Socială гостиницы «Турист» в качестве обеспечения кредитных договоров, заключенных с банком пятью фирмами: Dufremol, Ghermivali, Molint-Grup, Infoton-Con и Avantaje. Общая сумма кредитов составляла 4894,5 тыс. евро, $53 тыс. и 1900 тыс. леев. Решение о наделении Олега Будзу полномочиями должны были вынести на голосование на заседании Генерального совета конфедерации от 5 ноября 2010 года. На заседании несколько членов Конфедерального комитета в микрофон потребовали от лидеров разъяснений. Они ответили, что ничего не знают о таком протоколе.
Все же один из отраслевых профсоюзов потребовал от Прокуратуры и Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией проверить, был ли такой протокол или нет. Заключение прокуроров: документа не было в действительности. Вопрос, откуда мог появиться подобный проект постановления, с конкретными суммами, названиями фирм, банковскими счетами и сроками погашения, повис в воздухе. Прокуроры утверждают, что руководство конфедерации представило им совсем другие протоколы с означенного заседания.
«Вы что, не знаете, как делается документ?»
Как появился документ-фантом, который, к слову говоря, был составлен хорошо и обоснованно, прокуроры больше не пытались узнать. По предположениям некоторых членов профсоюза, такое намерение было, но профсоюзные лидеры отказались от него, когда оно вышло на поверхность. Бесспорно, однако, что, как минимум, три из перечисленных фирм – Dufremol, Ghermival и Infoton-com ― существуют в действительности и имеют один и тот же юридический адрес, ул. Тигина, 12, и номер телефона, согласно справке Государственной регистрационной палаты. Учредителем Dufremol с долевой частью в 75% является Илан Шор. Учредителем Ghermival со 100-процентным пакетом акций является Валерий Романов, о котором Илан Шор говорил в нескольких интервью, что он один из руководителей его проектов. А учредителем Infoton-com является фирма Ghermival. Юридический адрес четвертой фирмы ― Molint-Grup ― также ул. Тигина, 12, и номер телефона тот же. Molint-Grup стала впоследствии новым владельцем кишиневского спортивного комплекса «Юность», который также когда-то был собственностью профсоюзов.
«Как объясняете появление этого призрачного документа?», ― спрашиваем Олега Будзу. «Понятия не имею. Кто-то взял и подделал, проверили в кадастре, в банке – ничего не подтвердилось», ― ответил он. «А как могли появиться конкретные названия фирм, банковские счета, конкретные суммы?», ― настаиваем мы. «Ну, как делаются документы? Вы что, не знаете, как делается документ? Может, кто-то хотел кому-то поставить подножку, козни чинил. Это было как раз накануне заседания Генерального совета конфедерации. Появился документ, его раздали людям. Мы сразу же позвонили в банк: скажите, так ли это, заложен ли объект, поскольку через час начинается заседание. Мне сказали, что не заложен. Нет кредита». Вопрос, как минимум, парадоксальный. Кто мог без ведома руководства конфедерации заложить гостиницу, которая на тот момент являлась собственностью профсоюзов?
Под кредит, взятый у одной из фирм Илана Шора?
Расположенный в центре столичного сектора Рышкановка, по ул. Киевской, 7, Дворец культуры профсоюзов общей площадью в 6232 квадратных метров, изначально был предназначен для организации культурно-развлекательных мероприятий для трудящихся. По утверждению одного из бывших работников конфедерации, там не проводились никакие мероприятия с 1994 года, когда праздновали Новый год. Крупные профсоюзные форумы проводятся во Дворце железнодорожников или в конференц-зале на первом этаже Дома профсоюзов.
По документам Государственного агентства земельных отношений и кадастра, дворец сдан в аренду до 2029 года некой частной фирме. Изначально арендный договор был заключен 3 января 2004 года сроком на 5 лет, однако впоследствии был продлен.
В тех же документах кадастрового органа указывается, что Дворец профсоюзов заложен за сумму 6 млн. евро, которую конфедерация якобы должна фирме Delmos-Grup, той самой, которая в 2007 году купила у НКПМ гостиницу Cosmos и учредителем которой является Валерий Романов. Этот кредит, согласно Кадастровому регистру, ― свежая сделка, заключенная 24 июня 2011 года. Вместе с тем председатель НКПМ Олег Будза не смог вспомнить, взяли или не взяли профсоюзы у фирмы Delmos-Grup такой большой кредит, который в несколько раз превышает годовой доход конфедерации.
«Не знаю. Я проверю», ― ответил председатель НКПМ, без подписи которого не заключается ни одна сделка с профсоюзным имуществом. Неужели не знает, одолжила или не одолжила НКПМ у какой-то фирмы 6 млн. евро?
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Национальная конфедерация профсоюзов считает, что в Молдове стартовала «планомерная кампания по дискредитации и разрушению профсоюзного движения».
В специальном заявлении НКПМ, выражена обеспокоенность развернувшейся в ряде СМИ «антипрофсоюзной кампанией».
Профсоюзные лидеры осуждают «новостные материалы, представляющие общественности недостоверные данные, подлоги и домыслы касательно деятельности профсоюзного движения Молдовы».
НКПМ удивляет, что «в качестве главных экспертов, рассуждающих о развитии современных профсоюзов, выступают бывшие профсоюзные работники, деятельность которых была крайне неэффективна и принесла ощутимый урон».
НКПМ заверила, что «всеми законными способами и мерами предотвратит процесс разрушения профсоюзной силы страны». Конфедерация проинформировала международные профсоюзные организации и дипмиссии, в том числе Международную конфедерацию профсоюзов и Всеобщую конфедерацию профсоюзов «о беспрецедентной кампании против единого профсоюзного движения – современного и действенного механизма защиты прав трудящихся».