22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Виталий Нагачевский: Правило подкупа или подкуп правил
21.11.2011

Ион Тома

Мы беседовали с адвокатом Виталием Нагачевским о юридических последствиях неизбрания главы государства в назначенное время, о реформе правосудия и политическом влиянии в судебной системе.

Министерство юстиции объявило о том, что реформа будет стоить нам 150 миллионов евро, из которых лишь треть обещал оплатить Евросоюз. Думаете, удастся найти недостающие деньги, поскольку бюджет нам обещают жесткий?

Реформа запланирована не на один год, она должна реализовываться более длительное время, поскольку капитальная реформа, которую предложил АЕИ, не может быть осуществлена за один лишь год. В подобных обстоятельствах, думаю, необходимые суммы будут найдены.

Все, включая меня и вас, если идем к врачу, то в самом безобидном случае берем с собой бутылочку шампанского и коробочку конфет – это уже на уровне подсознания. Как говорил юморист Георге Урски: "Если ты лечишься даром – даром лечишься".

Насколько Вы оптимистичны относительно перспектив успешного реформирования системы? И почему?

Конечно же, я довольно сдержанно отношусь к успеху данной реформы, поскольку в нашем обществе слишком глубоко укоренились определенные негативные явления, которые уже отложили свой отпечаток в нашем подсознании. В Молдове давать взятки в определенных местах постепенно стало правилом. Все, включая меня и вас, если мы идем к врачу, то в самом безобидном случае берем с собой бутылочку шампанского и коробочку конфет – это уже на уровне подсознания. Как говорил юморист Георге Урски: "Если ты лечишься даром – даром лечишься". Мы считаем, что если мы не проявим здравый смысл и не преподнесем презент, к примеру, врачу, то мы рискуем не получить должного внимания и лечения. Чтобы избавиться от этого порока, должно смениться не одно поколение, а работа над ошибками должна начаться уже сейчас.

Членам правящего Альянса необходимо серьезно пересмотреть свой подход к данному вопросу и смириться с тем, что есть целый ряд органов власти, которые не должны быть подвержены политическому влиянию.

Недавно премьер-министр Влад Филат заявил, что даже должность главы Высшего совета магистратуры была распределена. Насколько это серьезно, и если допустить, что это действительно так, то что это на деле означает?

На мой взгляд, это крайне серьезно, что была предпринята попытка распределить должность председателя Высшего совета магистратуры. Однако из дальнейших дискуссий я понял, что претворить в жизнь эту договоренность и посадить на этот пост политически аффилированного человека не удалось. Членам правящего Альянса необходимо серьезно пересмотреть свой подход к данному вопросу и смириться с тем, что есть целый ряд органов власти, которые не должны быть подвержены политическому влиянию. Я имею в виду Координационный совет по телевидению и радиовещанию, Генеральную прокуратуру, Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Центральную избирательную комиссию и т.д. Одной из функций данных органов является контроль, для чего они должны быть беспристрастны и поступать так, как того требует закон, а не лидер партии.

Думаете, в 2016 году люди будут больше доверять судебным инстанциям? И почему?

Я очень на это надеюсь, тем более, что обсуждается вопрос о смене руководства Высшей судебной палаты. Думаю, побочным эффектом планируемых реформ станет рост доверия общества к юстиции, в том числе к полиции и прокуратуре. Но здесь все зависит от властей и политической воли.

Политический класс продолжает создавать прецеденты и подбрасывать юристам проблемы. Последней является дата избрания президента, после того как стало ясно, что выборы 18 ноября провалены. Наши политики настолько изобретательны или на самом деле у нас серьезные проблемы с законодательством?

Нам следует понять, что в момент написания Конституции исходили от идеи, что президент избирается непосредственно народом. Позже, из прихоти и в интересах определенной группы, конституция была изменена без того, однако, чтобы предусмотреть все случаи, которые могут возникнуть. Фактически же, закон, как правило, "запаздывает". Отношения развиваются, и когда доходят до определенного уровня, который еще не регламентирован, то появляется новый закон.

Можем ли мы сказать, что в сложившейся ситуации закон уже был нарушен, как это утверждает оппозиция, оспаривающая легитимность власти в связи с откладыванием избрания главы государства? Какой видится политическая ситуация глазами юриста?

Мы не можем говорить о нарушении закона, коль скоро нет жесткого регламентирования. В настоящее время существует определенный пробел в законодательстве, и этот пробел неверно истолковывается различными политическими силами в своих собственных интересах. Думаю, что пойдут по пути толкования и толкование это будет не юридически-политическим, а политико-юридическим. Сейчас же, я думаю, парламентское большинство обязано восполнить этот законодательный пробел, чтобы в будущем подобные ситуации не повторялись.

В каких обстоятельствах Вы бы вернулись в политику и для чего?

Я думаю, что главным условием моего возвращения в политику стала бы честная команда, хотя бы изнутри, если не внешне. Эта команда должна работать во имя идеи на благо общества, а не ради партийной идеи или же партийного лидера. Если бы существовало подобное сочетание, возможно, я бы вернулся, хотя на данный момент я не вижу, чтобы где-нибудь намечалась бы такая ситуация.


 
Количество просмотров:
1294
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.