22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Юрий Чокан: Наши избиратели имеют право знать, откуда у партии деньги
05.12.2011

Ион Тома

В контексте итогового доклада ОБСЕ о всеобщих местных выборах председатель Центральной избирательной комиссии рассказал нам, как отражается политическое представительство на деятельности ЦИК, и в особенности на избирательном процессе. Каков в понимании доктора Юрия Чокана единственный путь к построению законной политической системы, которая не была бы основана на коррупции, и что нам мешает завершить Электронный реестр избирателей – читайте в его интервью нашему порталу.

ОБСЕ считает, что в Центральной избирательной комиссии Молдовы не соблюден политический баланс. Одна из рекомендаций наблюдателей на всеобщих местных выборах этого года относится к необходимости пересмотра представительства парламентских партий в ЦИК. Вы считаете, они правы?

Некоторые пытаются спекулировать на этом докладе, мы же понимаем серьезность подобного документа и относимся к нему со всей ответственностью. В принципе, я считаю, что политическое представительство в Центральной избирательной комиссии является неверным путем, и я неоднократно озвучивал это мнение, в том числе и в Парламенте Молдовы. Что касается баланса или дисбаланса, для меня это абсолютно чуждый подход как таковой, поскольку Центральная избирательная комиссия по своему определению является органом независимым, сбалансированным и беспристрастным по отношению ко всем электоральным кандидатам, политическим партиям Республики Молдова. ЦИК был создан в соответствии с положениями Кодекса о выборах, ни одна буква закона не была нарушена. Как предусмотрено в Кодексе, так все и было сделано.
Все парламентские фракции представлены должным образом. Не понимаю, о каком балансе или дисбалансе можно говорить.

Если все же дойдет до пересмотра политического представительства в ЦИК, целесообразно ли, на Ваш взгляд, чтобы у оппозиции было большинство в комиссии?

Я думаю, что правильно и необходимо, чтобы все происходящее в Центральной избирательной комиссии находилось в строгом соответствии с действующим законодательством. Все изменения, которые в будущем будут внесены в законодательство о выборах, будут иметь юридическую силу на будущий состав ЦИК. Мы, все девять членов комиссии, согласно Кодексу о выборах и Конституции Республики Молдова, являемся несменяемыми и не можем быть отстранены от занимаемой должности членов Центральной избирательной комиссии. Нас нельзя исключить из состава ЦИК по соображениям политической целесообразности, это возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Нынешний состав Центральной избирательной комиссии сформирован из  профессионалов, большинство с юридическим образованием, имеющих опыт работы либо в качестве бывших представителей электоральных конкурентов в избирательных органах, либо непосредственно в качестве членов различных избирательных органов. На местных выборах мы продемонстрировали, что можем противостоять всем вызовам, возникающим в ходе организации выборов.

Вы занимали различные должности в ЦИК, начиная с 2003 года, и можете сравнить 3 состава, с которыми Вам довелось работать. Является ли этот состав ЦИК более политизированным, нежели предыдущие?

Ни один из составов Центральной избирательной комиссии, частью которых мне довелось быть, нельзя квалифицировать как политизированный. Если хотите, мы можем объективно рассмотреть каждый состав в отдельности.

Для моей карьеры как представителя электоральной власти значимым оказался тот факт, что я работал в одном из первых составов, члены которого назначались не по политическим критериям. Тогда три члена были от законодательной власти, три – от судебной и три – от исполнительной власти. У семи из девяти членов ЦИК был значительный опыт работы в качестве судей. Я являюсь приверженцем именно такой формулы, и считаю ее довольно удачной. Именно в этом составе я узнал очень многое о том, что значит взвешенность, объективность и справедливость в нашей деятельности.

Надеюсь, что если в будущем дойдет до внесения изменений в Кодекс о выборах, будет затронут и вопрос о процедуре создания электоральных органов и исключены политические назначения. Я считаю, что это создает необоснованные подозрения о вмешательстве политики в избирательную деятельность.

Лично я никогда не был членом какой-либо партии, и не представлял интересы какой-либо политической партии. Для меня как специалиста в электоральной области единственная возможность оказаться в составе Центральной избирательной комиссии, согласно действующему законодательству, - быть выдвинутым той или иной парламентской партией. В данном случае не имеет никакого значения, какая из партий выдвинула. Тот факт, что назначения делаются по политическим критериям, от меня не зависит.

Как отражается политическое представительство на деятельности ЦИК и особенно на избирательном процессе?

Дискуссии в обществе можно охарактеризовать как предположения: посмотрите, если он делегирован партией X, это значит, что он ее представляет и играет ей на руку. Я еще раз отвергаю любые подобные предположения как необоснованные, и хочу отметить, что каких-либо замечаний по качеству работы, выполняемой членами Центральной избирательной комиссии текущего состава, у меня лично нет.

Комиссия организовала недавно конкурс КВН. Чего ЦИК хочет добиться подобными мероприятиями? И насколько оправданы выделенные на это бюджетные деньги?

Конкурс КВН является частью ежегодно проводимой нами акции, именуемой "Днем юного избирателя". Посредством этой акции мы продвигаем демократические ценности и необходимость участия молодых людей в жизни общества.

В этом году мы впервые организовали юмористический конкурс на тему выборов среди юных избирателей. Возможно, это несколько необычный шаг, на первый взгляд, однако лично я остался доволен полученными результатами. Участие общественной компании  "Teleradio Moldova" как медиа-партнера увеличило количество людей, которые смогли увидеть этот продукт. В будущем мы могли бы привлечь к этой работе и молодежные организации политических партий, что способствовало бы продвижению демократических ценностей и принципов выборной демократии.

Помимо этой меры гражданского образования мы также практикуем встречи с молодыми избирателями в высших и средних учебных заведениях. Также мы планируем организацию так называемых "уроков демократии" в образовательных учреждениях, когда преподаватели социальных дисциплин или классные руководители беседуют с учащимися об избирательном праве, в соответствии с общим планом, предложенным Центральной избирательной комиссией в сотрудничестве с Министерством просвещения.

В последнее время очень модной стала концепция "стратегического планирования". Мы знаем, что и ЦИК приступила к планированию. Что предполагает стратегическое развитие ЦИК?

Мы ничего не делаем только потому, что это модно. В нынешнем составе мы почувствовали необходимость разработать стратегический план деятельности Центральной избирательной комиссии. Мы начали с идеи, что план должен основываться на мандате ЦИК. Позже, в ходе обсуждений в различных рабочих группах, мы обнаружили, что было бы более правильным сосредоточиться на планировании деятельности ЦИК на основании избирательного цикла. Учитывая, что выборы сегодня  проводятся чаще, чем раз в четыре года, и трудно оценить длительность избирательного цикла, мы выбрали в качестве точки отсчета местные выборы. Таким образом, мы стратегически планируем деятельность Комиссии на период между двумя всеобщими местными выборами.

Зачем нам нужно стратегическое планирование?! Не потому, что сегодня это является трендом, а потому, что мы хотим, чтобы все, включая политиков, избирателей и международное сообщество, понимали, что собой представляет Центральная избирательная комиссия, какие ценности мы разделяем, каковы наши представления о деятельности Комиссии, какие шаги хотим предпринять в ближайшем будущем, и чего хотим добиться к 2015 году.

Все это подробно описано в проекте стратегического плана, который будет обсуждаться на заседании Центральной избирательной комиссии в этом месяце. Мы согласовали этот план с гражданским обществом, политическими партиями и международными партнерами ЦИК. У всех участников консультаций было что сказать в дополнение к нашему проекту плана. После утверждения этот документ станет планом действий на последующие четыре года.

В течение многих лет мы слышим об Электронном реестре избирателей и его преимуществах. На каком этапе его внедрения мы находимся сегодня?

Это иллюзия или так называемая "потеря во времени", когда мы говорим о "многих годах". Закон №101 о Концепции Государственной автоматизированной информационной системы "Alegeri", предусматривающий внедрение Электронного реестра избирателей, вступил в силу в 2009 году.

С 2009 по 2011 годы нам удалось осуществить очень важные вещи. Даже если кто-то и не замечает, нам как специалистам, и миссиям наблюдателей, и политическим партиям, и гражданскому обществу, участвующему в мониторинге избирательных процессов, видны эти моменты.

Была разработана База данных Центральной избирательной комиссии, в которую внесены все избиратели Республики Молдова. Несколько раз подряд мы тестировали этот Электронный реестр избирателей на парламентских выборах, на конституционном референдуме и местных выборах. Каждый раз, после выявленных в ходе тестирования ошибок, мы дорабатывали систему. Сегодня я могу со всей определенностью заявить, что мы готовы к внедрению Электронного реестра избирателей на национальном уровне при одном лишь условии – что нам будут предоставлены необходимые финансовые средства. Центральная база данных уже готова, разработано необходимое программное обеспечение для компьютерной техники, группа специалистов готова обслуживать систему, разработаны и программы подготовки операторов на местах. Если у нас будут средства, чтобы приобрести по крайней мере 4000 компьютеров и 4000 подключений к Интернету (по два в каждом избирательном бюро), не вижу причин, которые бы помешали нам запустить Электронный реестр.

Вы являетесь одним из сторонников прозрачности финансирования партий в ходе предвыборной кампании. Вы действительно верите, что в Молдове возможен строгий контроль над расходами и применение санкций в отношении нарушителей закона? Как именно Вы себе это представляете?

Если бы я не верил в то, что это возможно, я бы не продвигал это с такой настойчивостью. Возможно, это кажется слишком идеализированным на данном этапе, однако я думаю, что общество и избирательные органы должны знать о происхождении денег, используемых политическими партиями в избирательных кампаниях. Я убежден, что единственный путь к построению законной политической системы, которая не основывалась бы на коррупции. Политическая партия, которая в борьбе за власть подкупает избирателей, потом продвигает подобные действия, когда приходит к власти. Мы не допустим подобного подхода, и будем настаивать, в рамках наших полномочий, на изменении законодательства в целях ужесточения санкций к нарушителям и уточнения правил игры, чтобы у участников предвыборных процессов была возможность на законных основаниях собирать средства для содержания партии и законно указывать эти источники в статье доходов.

Мы считаем, что меры, о которых я говорил, должны внедряться параллельно с предоставлением финансирования политическим партиям из государственного бюджета. Каким бы скромным не было бы это финансирование, оно должно существовать. В этом случае мы могли бы требовать с политических партий более четкого и более прозрачного учета собственных финансов. Я твердо убежден, что наши избиратели имеют право знать, откуда у партии деньги, сколько их у нее и на что она их тратит.


 
Количество просмотров:
996
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.