22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Восемь смертей и один крайний
10.12.2011

Станислав Лужанский

С момента катастрофы на железнодорожном переезде возле села Бульбоака прошло 40 дней. Вроде бы все в этой истории понятно. Хотя водителя до приговора суда пока нельзя признать виновным официально, сомнений в этом мало.

Списать все на «человеческий фактор» проще простого, а вот назвать истинную подоплеку трагедии осмеливаются немногие.  

«Я ехал на зеленый...»

Напомним, локомотив протаранил выехавшую на пути рейсовую маршрутку марки Mercedes, следовавшую по курсу Новые Анены ― Шерпены. Восемь из 23 человек, находившихся в микроавтобусе, погибли, 15 получили травмы. Это ДТП стало самым кровавым за всю молдавскую историю аварий на железной дороге. У правоохранительных органов нет сомнений в том, что виноват в произошедшем водитель. Он выжил, отделавшись незначительными травмами.

В тот роковой день шофер пересек рельсы, несмотря на красный свет светофора и предупредительный сигнал, предвещавший приближающийся 130-тонный локомотив. Говорят, водитель в момент столкновения считал деньги подобранных по пути случайных пассажиров. После столкновения, пытаясь себя оправдать, он рассказывал сотрудникам полиции, что, дескать, ехал на зеленый сигнал, хотя семафоры на переездах вообще способны гореть только красным светом. Сейчас бедолага находится за решеткой. Его поместили туда, скорее, не дабы предотвратить побег, а чтобы спасти от вполне вероятного «суда линча» в родных Шерпенах, где переживают горе семьи погибших. Водителя по-своему жаль. Его жена умерла несколько лет назад, и на попечении у него находились двое несовершеннолетних детей.

Искореженное маршрутное такси перевезли во двор Управления транспортной полиции в Кишиневе. Среди хаоса разбросанных по салону спинок от кресел валяются виноград и айва. Их никто никогда уже не попробует. Задняя часть автомобиля искорежена больше всего ― именно сюда пришелся удар поезда. Одно из колес задней оси темнее остальных ― это запекшаяся кровь.

Владислав Харжевский, начальник отдела организации и контроля Управления транспортной полиции МВД указывает на важную деталь: шины на передней оси микроавтобуса имеют разный рисунок протектора, хотя и сам протектор почти стерся. Конечно, это не стало причиной аварии, но видно, насколько наплевательским было отношение хозяина маршрутки к ее техническому состоянию.

Харжевский демонстрирует данные, которые указывают на попытки транспортной полиции перевоспитать водителей, нарушающих правила пересечения железнодорожных переездов. Например, по этому поводу в текущем году оштрафовано 77 участников дорожного движения. Несмотря на меры, о которых говорят правоохранительные органы, катастрофа произошла.

― Как вы считаете, может, трагедии удалось бы избежать, если бы переезд был оборудован шлагбаумами? ―  спрашиваю полицейского.

―  Очень часто торопливые водители таранят преграды. Обычно шлагбаумы закрывают лишь на половину ширины проезжей части с каждой стороны, и есть возможность их объехать. Одно время я был начальником линейного отдела МВД, и на моем участке располагался железнодорожный переезд, обслуживаемый дежурным. Был случай, когда два автомобиля, двигаясь навстречу, объехали шлагбаумы каждый со своей стороны и столкнулись лоб в лоб. Подоспел поезд и задел одну из машин. Тогда, к счастью, никто не пострадал. Одной лишь установкой шлагбаумов катастроф не избежать. Хотя считаю, что на большинстве переездов не помешали бы автоматические шлагбаумы, способные срабатывать без человеческого вмешательства.

Спаси себя сам

В Молдове, без учета приднестровского региона, 199 действующих пересечений железнодорожных путей с автодорогами, 12 из которых ― это подъездные пути, не принадлежащие предприятию ЖДМ («Железная дорога Молдовы»). 26 переездов охраняются дежурными, которые при приближении поезда закрывают пересечение шлагбаумами. Обычно они расположены в местах со сравнительно интенсивным автомобильным и железнодорожным движением. Остальные переезды снабжены автоматической сигнализацией, то есть за несколько минут до приближения поезда загорается светофор и раздается предупредительный звуковой сигнал. Именно такой системой оборудован переезд возле села Бульбоака, где поезд столкнулся с пассажирским микроавтобусом.

По словам главного ревизора безопасности движения поездов  Ивана Пырли, за всю историю ЖДМ не случилось ни одного случая несрабатывания автоматики на переездах. Пырля считает, что абсолютно во всех авариях виноваты водители. По его мнению, оборудовать все переезды шлагбаумами не имеет смысла.

― Судите сами, на перекрестках автомобильных дорог никаких специальных преград нет, и случится авария или нет, зависит только от сознательности водителей, от того, поедут они на красный или остановятся, ― говорит Иван Пырля, ―  так почему же на переездах с неинтенсивным движением не придерживаться того же принципа? К примеру, недавно на переезде у станции Вэлчинец лихой водитель сбил нашу работницу, которая возилась у клумбы с цветами. Поездом там и не «пахло». Еще случай: шофер КАМАЗа снес шлагбаум и даже не остановился. В этом году погибла гражданка Румынии, объехав колонну из пяти машин и угодив под «московский» поезд.
   
На переезде, где произошла катастрофа, движение не оживленное. В направлении Бендер курсирует лишь несколько пассажирских рейсов, поэтому устанавливать здесь шлагбаум, управляемый дежурным, необходимости нет.      

По словам Ивана Пырли, увеличивать численность переездов, оборудованных шлагбаумами, пока не планируется. В прошлом году некоторые из переездов были переведены в разряд неохраняемых. Иван Пырля заверил меня, что таких объектов было всего пять и что все они в этом году вновь стали охраняться дежурными.

ДТП каких много

Очевидно, что оснащение переездов шлагбаумами зависит не только от целесообразности их наличия в том или ином месте, ведь безопасность, как известно, не бывает излишней. Дело в цене вопроса. По словам Ивана Пырли, в его организации подсчитали, что для оснащения всех переездов автоматическими шлагбаумами потребуется около 68 млн. леев.

Все молдавские переезды, на которых стоят шлагбаумы, относятся к охраняемым, то есть на каждом из них круглосуточно дежурят специальные работники. И у нас совсем нет переездов, где шлагбаумы перекрывают дорогу автоматически. Обслуживание переезда с дежурным обходится дорого, поскольку посменным работникам (их должно быть минимум пятеро) нужно платить зарплату. В одной из украинских компаний, торгующих оборудованием для железных дорог, корреспонденту «Панорамы» рассказали, что стоимость одного шлагбаума марки ШАП.ТА со светодиодными головками светофора и восьмиметровой длиной бруса составляет 65 тыс. гривен, или около 8 тыс. долларов. На переезде должно быть два таких шлагбаума с каждой стороны железной дороги, и, чтобы оборудовать подобной техникой все 161 переезд, потребуется около 2,5 млн. долларов, или примерно 30 млн. леев.   
 
Конечно, это несравнимо  больше по сравнению со 100 тыс. леев, которые правительство обещало выделить каждой семье, чьи родные погибли в катастрофе рейса Новые Анены― Шерпены. Если же учесть, что катастрофы такого масштаба происходят нечасто, властям вполне выгодно ничего в этой области не менять, тем более что в сфере пассажирских перевозок, по словам некоторых специалистов, царят устойчивые коррупционные традиции, и, возможно, даже не отсутствие на переезде возле Бульбоаки шлагбаума способствовало трагедии.      

Преступные рейсы

С председателем патронатной Ассоциации операторов автомобильного транспорта Олегом Алексой читатели «Панорамы» уже знакомы. Алекса в интервью нашей газете см. ссылку для http://pan.md/news/show/Mesta-na-marshrutah-prodayutsya-i-pokupayutsya/category/ открыто заявлял о системе взяточничества в кишиневской примэрии, о торговле маршрутами, из-за чего водители просто вынуждены, конкурируя между собой, лихачить и ставить под угрозу жизнь пассажиров. Олег Алекса считает, что в сфере междугородных пассажирских перевозок происходит примерно то же самое.
 
«Проблема обострилась с приходом в Министерство транспорта нового руководства, ―  рассказывает Алекса. ―  Наша Ассоциация неоднократно заявляла, что в Минтрансе процветает коррупция. Если говорить о недавней катастрофе на железнодорожном переезде, то, без сомнения, в ней виноват водитель маршрутки. Мы его не оправдываем, однако давайте ответим на вопрос ―  отчего он так торопился? Нам известно, что он пересекал рельсы, обходя своего конкурента. Уверяю вас, что водитель был вынужден так поступать по нескольку раз на день. И ведь это опытный водитель – не новичок.

Дело в том, что, согласно Правилам перевозки пассажиров и багажа, промежуток между междугородными рейсами не должен быть меньше 30 минут. Однако Минтранс вовсю за взятки выдает лицензии на новые маршруты. Иначе и быть не может. Рейсов слишком много, график не соблюдается, и водители, борясь за каждого пассажира, нарушают правила. Сначала они «резинят», то есть задерживают выезд на несколько минут в надежде дождаться пассажиров, проезжают отдельные участки нарочито медленно, а потом едут чересчур быстро, пытаясь догнать график. Та маршрутка, кстати, ехала в Шерпены вне графика.

Очень закономерно, что трагедия произошла в Новоаненском районе, так как именно за последние два года здесь начало работать много новых маршрутов и возникла перегруженность. Советую вам также проанализировать перечень фирм, которым достались новые маршруты, и то, кому они принадлежат. Еще попробуйте выяснить, не состоят ли в родственных отношениях с министром транспорта люди, занимающие ключевые посты в его министерстве. Наша Ассоциация также через суд добилась аннулирования незаконных приказов о назначении директора Центрального автовокзала и начальника Национального агентства автомобильного транспорта, однако эти руководители до сих пор на своих местах.    

Кроме прочего, контроля за техническим состоянием транспортных средств, перевозящих пассажиров, практически не существует. У большинства перевозчиков отсутствует материально-техническая база, то есть возможность для ежедневной проверки и обслуживания транспорта. Путевые листы ― тоже не более чем формальность. Наша Ассоциация подавала петицию с указанием нарушений Минтранса в прокуратуру, но ее перенаправили в то учреждение, на которое поступила жалоба, то есть в Министерство транспорта».  
 
Интересно, приведет ли ДТП на переезде в Новоаненском районе к каким-то заметным изменениям, кроме появления очередного памятника возле рельсов с фотографиями восьми шерпенцев? Ограничатся ли власти лишь наказанием ушлого водителя или же попытаются растрясти порочную систему пассажирских перевозок? Вряд ли. Чиновники не передвигаются в тряских маршрутках.     


 
Количество просмотров:
2138
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.