Валериу Василикэ
После того, как довольно длительное время опробовали скандальную модель отношений внутри правящего альянса, нынешние власти внедрили подобную модель отношений и в других сферах общественной жизни. В частности, начиная с 1 января, власти способствуют возникновению серьезных столкновений интересов между работниками и работодателями с классической целью для данных ситуаций, когда двое спорят, а третий выигрывает. Выигрыш очень реальный, материальный и его можно оценить в несколько сот миллионов леев в год. Это является одной из целей или, по крайней мере, эффектов новых законодательных регламентаций, согласно которых работник должен заплатить из своего собственного кармана за первый день, когда он находится на больничном листе, а работодатель – за последующие три дня. Возможно, существуют и другие декларированные и недекларированные, в том числе политические, цели и интересы.
Конфликт между правом на частную жизнь и правом на справедливость в бизнесе
Уже многие годы на Министерство здравоохранения подают в национальные органы правосудия за то, что оно не соблюдает права граждан на частную жизнь и вмешивается в их личные дела. Именно так рассматривают граждане, представленные в судебной инстанции неправительственной организацией под названием Институт по правам человека (ИПЧ), наличие диагноза в выданном врачом больничном листе пациента. ИПЧ считает, что в соответствии с Законом о правах и ответственности пациента, диагноз нельзя сообщать кому-то другому без согласия больного. „При помощи больничного листа, куда записывается диагноз пациента, доводится до сведения хозяина, бухгалтерии и отдела кадров, какая у работника болезнь. Тем самым, нарушается право человека на неприкосновенность частной жизни, так как иной раз бывают случаи очень деликатных болезней”, считает организация, специализирующаяся на правах человека. Министерство здравоохранения признает нарушение отмеченных прав и даже предприняло определенные меры для решения данного вопроса и это является гарантией того, что добровольно или под давлением Европейского суда по правам человека, Министерство здравоохранения исключит из нынешнего образца больничного листа запись о диагнозе или заменит больничный лист другим механизмом учета в соответствующей области, в котором соответствующая информация не будет более существовать (см. материал „Указание диагноза в справках о болезни нарушает частную жизнь человека, ИПЧМ”, опубликованный 2 января 2012 года).
В то же время нынешние власти Республики Молдова заставили работодателей (хозяев, которые не имеют право знать диагноз, нарушать права работника на частную жизнь и вмешаться в их личные дела) заплатить за три дня по больничному листу, своего рода „чистую бумагу”, с которым у них ничего общего нет. Врачи, выписывающие больничные листы, не подчиняются работодателям из других отраслей, в компетенцию работодателей и их области деятельности не входит проверка правильности и законности выдачи больничных листов для своих сотрудников. За то работодателей обязывают законодательным путем отвечать за все последствия выдачи больничных даже если они и не знают, за что платят. К тому же власти нарушили принцип справедливости в осуществлении экономических политики тем, что предъявили дискриминационные условия частному бизнесу по сравнению с государственным, который выплатит работникам бюджетного сектора те же бюджетные деньги по больничным листам.
Также, будут без вины наказаны и работники, которым выдаются больничные листы. Может случиться, что у работодателей не будет в соответствующее время или вообще не будет необходимых средств на оплату данных пособий. Данное положение дел тем более вероятное в условиях, когда экономические агенты Республики Молдова оказались в 2012 году под еще большим давлением кризиса, налогов, пошлин и штрафов, чем ранее. Не исключено, что на этом фоне могут возникнуть крупномасштабные трения между двумя социальными категориями, о которых речь пойдет ниже.
Власти изобрели, однако, для работников и более, чем вероятное, реальное наказание, так как выплаченные работодателями деньги по больничным листам будут дополнительно облагаться налогом, как источник дохода. А это означает, что в конце года работник должен будет заплатить государству дополнительную сумму денег в виде подоходного налога, тогда как ранее выплаченные деньги по больничным листам не облагались налогом.
Если говорить схематично, положение дел выглядит следующим образом: молдавское государство отказалось заплатить своим гражданам пособия по временной нетрудоспособности, даже если они добросовестно выплачивают 6% из всех доходов по заработной плате в виде налогов в бюджет государственного социального страхования (БГСС), которым распоряжается государство. Следовательно, государство находится на первом этапе выигрыша – от работников. На втором этапе выигрыша государство обязывает работодателей заплатить вместо себя по больничным листам и это в тех условиях, когда работодатель и так выплачивает в этих целях 23% из фонда заработной платы предприятия. На третьем этапе выигрыш государственных структур является морально-политическим, так как в случае неуплаты или задержания выплат недовольство работников будет направлено против работодателей, а не против властей. Кому-то показалось, что к существующему ныне в Республике Молдова напряжению не хватало лишь несколько капель керосина в огонь… На следующем этапе, государство опять находится в финансовом выигрыше от подоходного налога, от дохода к которому оно вообще руки не приложило. Возможно, здесь еще не завершиться перечень этапов, на которых государство хочет оказаться в выигрыше от этого противостояния интересов работников и работодателей. У нашего писателя-классика Иона Крянгэ был один персонаж в своих „Воспоминаниях детства”, о котором напоминает изложенная схема – священник Ошлобану, который читал „по три литургии в день”, может, оторвет еще что-нибудь у прихожан, и который „сдирал шкуру и с живых, и с мертвых”.
Экономические агенты, толкаемые к банкротству и к теневой экономике
Власти ввели для экономических агентов Республики Молдова дополнительный налог (правда, они его не назвали таким образом) в виде выплаты пособия по временной нетрудоспособности работников, обязывая их понести крупные расходы, не имеющие ничего общего с производственным процессом. Это произошло в период глубокого национального и мирового экономического кризиса, когда власти возложили на них еще один дополнительный налоговый пресс путем восстановления налога на нереинвестированную прибыль и увеличили штрафы за всякого рода нарушения фискального и социального характера. Это может привести к банкротству или снижению платежеспособности многих компаний, соответственно, к сокращению количества рабочих мест, задержанию выплат пособий по больничным листам, а также заработной платы, что, в конце концов, может ущемлять и крупные категории работников.
Работодатели будут склоняться к тому, чтобы непосредственно увольнять работников или сокращать количество рабочих мест, занятых болеющими работниками, не говоря о возможностях трудоустройства лиц с физическими недостатками, немолодых уже людей и других категорий.
Не исключено, что часть работников попытается добиваться соблюдения своих прав путем правосудия и/или проведения индивидуальных, коллективных и массовых акций протеста. Кто сомневается в том, что после этого отношения между работниками и работодателями сильно пострадают от этого? Кто не понимает, что от этого пострадает и так тяжело ущемленная социальная гармония? Если весь люд понимает это, то каковы преследуемые цели?
Дополнительные выплаты экономических агентов повысят себестоимость продукции. Что происходит, когда, например, повышение цен на нефтепродукты, на электро- и теплоэнергию приводит к повышению себестоимости? Правильно – производители повышают потребительские цены ради того, чтобы они выжили. Точно так произойдет и в нашем случае – как по цепной реакции возрастут потребительские цены, в основном в сферах национальной экономики, где сконцентрировано наибольшее количество рабочей силы, работников, которые могут заболеть. Так как в настоящее время этими являются торговля, услуги и сельское хозяйство, следует ожидать, что повышение потребительских цен окажет воздействие на все население, в том числе, еще раз, на работников и работодателей, которые вынуждены выплатить пособия по больничным листам вместо государства.
Можно ожидать, также, что будут в большой степени ущемлены предприятия малого и среднего бизнеса, которые, с одной стороны, насчитывают наибольшее количество работников в национальной экономике, а с другой стороны, находятся в очень сложном положении по сравнению с крупными, монопольными и государственными предприятиями (см. материал „Надежды руководителей малого бизнеса не оправдались”, опубликованный 6 января 2012 года).
Другой сценарий, но такой же грустный, толкает многих экономических агентов к теневой экономике, что противоречит интересам рядового гражданина, страны и взятым обязательствам перед партнерами по развитию. В том числе потому, что снизится и так очень хрупкая база для налогообложения, сократятся сборы в консолидированный бюджет, в условиях, когда соответствующие сборы и так дошли до самого низкого уровня в последние годы. Не говоря уже об исчезновении возможностей для еще большего количества людей, чем до сих пор, пользоваться больничными листами, соответственно, возможностью позаботиться о здоровье: своем, детей, родителей. О подобном положении вещей народная мудрость говорит на протяжении веков: „Дорога в ад вымощена добрыми намерениями”.
Взятки и коррупция процветают, здоровье и справедливость убывают
Причины, по которым власти обязали работодателей расходовать средства в чуждых производственному процессу целях, никак не оправданы. По оценке Министерства труда, социальной защиты и семьи, „эти поправки будут способствовать повышению ответственности работодателей за улучшение условий труда работников и снижение расходов на выплату соответствующих пособий” (см. материал „Работодатели будут дольше платить за больничные отпуска работников”, опубликованный 7 декабря 2011 года).
Например, работодатель Информационного агентства Info-Prim Neo, с юридическим статусом общества с ограниченной ответственностью, не имеет в своем рабочем кабинете дополнительного, дорогого электрообогревателя на случай холодной погоды и недопоставок тепла со стороны „Термоком”-а, а в рабочем помещении сотрудников Агентства работодатель установил такой обогреватель, который является частной собственностью работодателя, а не предприятия. За (своего рода, неуставное) использование в этих целях электроэнергии работодатель платит реальные деньги. Каждый работник пользуется соответственно оборудованным рабочим местом. Остальные условия труда, имеющие определенную связь с состоянием здоровья работников, им предоставляет государство в государственном помещении, за которое предприятия платит государству за аренду. Почему государство должно обязать работников и работодателя заплатить еще раз пособия по больничным листам, если выплаченные ими налоги систематически поступают в государственный карман? Если уж если говорить об „отцовской” заботе об условиях труда работников, государство поступило бы неплохо, если бы взяло на себя ответственность за функционирование реальных структур, которыми располагает, призванных контролировать соблюдение условий труда на уровне каждого экономического агента, в индивидуальном порядке, а не в общем. Вообще, для содержания данных структур расходуются бюджетные деньги, происходящие из выплаченных однажды налогов, в том числе большей частью работодателями. Сколько раз, считает молдавское государство, что было бы хорошо заплатить за одну и ту же вещь?
Было бы логически и естественно, чтобы государство пошло по тому же пути принятия на себя ответственности и в том, что касается упомянутой экономии средств, используемых для оплаты больничных листов. По свидетельству того же Министерства труда, социальной защиты и семьи, выплаты пособий по временной нетрудоспособности из бюджета государственного социального страхования возросли с 231 млн. леев в 2006 году до 598 млн. леев в 2010 году, а прогнозируемая экономия расходов БГСС на 2012 год, как результат этих поправок, составит около 72 млн. леев.
С одной стороны, может случиться, что экономии в Бюджет государственного социального страхования могут быть намного больше, чем объявленные. По общему признанию, длительность чаще всего выданных больничных листов составляет, как правило, не более недели. Следовательно, после того, как работник и работодатель заплатили за первые четыре дня недели, государству остается заплатить еще за один день недели, за которыми следуют два выходных дня.
С другой стороны, власти не признали открытым текстом, но дали понять, что могут быть крупные неоправданные расходы по причине существования большого количества незаконных больничных листов. В таких условиях может так произойти, что государство добьется определенной экономии поступивших уже в БГСС средств, однако следует ожидать еще большего роста объема средств, израсходованных в этих целях работодателями. И это потому, что самым реальным результатом, которого добьются власти в результате внесенных в законодательство поправок, станет дальнейшее развитие явления взяточничества и коррупции в области здравоохранения. Находясь под опекой или вне контроля государства, часть врачей будут заинтересованы открывать еще больше нелегальных больничных листов, так как контрольные органы проверяют лишь использование публичных денег на выплату больничных листов, но не расходованные и частными экономическими агентами. Власти смогли бы логическим и естественным образом решить вопрос об экономии средств БГСС, учредив несимулированный контроль за процедурой выписки больничных листов. Однако это требует политической воли и профессиональных усилий со стороны соответствующих властей…