Ион Тома
8 февраля Демократической партии Молдовы исполнилось 15 лет, а 10 февраля почетный председатель ДПМ празднует 60-летие. По случаю этого двойного юбилея мы пожелали господину Дьякову "Долгих лет!" и побеседовали с ним о жизни, карьере и амбициях.
Что самое главное в построении успешной и, не в последнюю очередь, долгосрочной карьеры?
Успешная карьера в любой сфере предполагает преданность тому, что ты делаешь, будь то журналистика, политика или сельское хозяйство. Нужно всецело посвятить себя той работе, которую ты делаешь. К примеру, в журналистике нужно служить журналистике, а не интересам вокруг нее, в политике надо заниматься политикой, партией, людьми, которые в партии и для которых партия должна работать. Не нужно работать ради карьеры, нужно хорошо делать свою работу и тогда тебя ждет успех и в карьере.
Если говорить о политической карьере, тогда нужно немного удачи и благоприятная конъюнктура, поскольку напрасный труд быть очень преданным партии, если у нее нет никаких шансов.
Насколько верен тезис, что за спиной успешного мужчины всегда стоит сильная женщина? Кто эта женщина, что стоит за Вами?
За моей спиной стоит жена с нашими двумя дочерьми. Эта поговорка очень красива, и я думаю, что она больше льстит женщинам, чем мужчинам. Я считаю, что долг каждого мужчины заботиться о своей семье и делать все возможное, чтобы ежедневно доказывать, что он достоин называться главой семьи.
Лично я 11 лет прожил в комнате общежития в Кишиневе с женой и двумя детьми. И в какой-то момент я был просто в отчаянии от мысли, что не могу справиться с этой миссией. Однако Господь услышал и оценил мои усилия, и ситуация стабилизировалась.
Откуда эта слабость к политике?
Мы жили в стране, где все было предрешено заранее, и, к сожалению, я оказался в черном списке еще с самого рождения. Я родился в Сибири и на каждом шагу должен был объяснять почему. Было множество моментов, когда мены выдвигали на повышение, однако из-за того, что я сын кулака, моя кандидатура отклонялась. Вот почему я не мог продвинуться, не мог реализовать определенные идеи и планы. Лишь революция, произошедшая на постсоветском пространстве, предоставила возможность таким людям, как я, родившимся в Сибири, продемонстрировать, что они что-то могут.
Вы сменили Моцпана, а позже Ваше место заняла Остапчук на посту председателя Парламента. Оба они исчезли с политической арены, почему, на Ваш взгляд, Вы остались?
И у меня были шансы исчезнуть в период с 2001 по 2005 гг., когда партия не была в Парламенте, разочароваться и уйти... однако я этого не сделал. Четыре года я день за днем приходил в партию, пытался поддерживать огонек надежды не только в штаб-квартире партии, но и в рядах коллег по партии в стране. Выборы 2003 года, на которых мы добились довольно хороших результатов, вернули нам надежду. Это произошло и в 2009 году, когда мы сделали все возможное, чтобы вернуть нашу команду в Парламент. Я думаю, что люди, знающие политические явления в стране, поняли, что я должен был пойти на необычный шаг и дать партии этот шанс.
То, что сегодня ДПМ может сказать веское слово в молдавской политике, являясь фактором стабильности и равновесия, это очень хорошо. Плюс к этому ДПМ стала платформой для многих деятелей нашей политики, таких как г-н Чубук, г-н Брагиш, г-н Стурза, г-н Тарлев, г-н Филат... я могу сказать, что практически все премьер-министры за последние 20 лет прошли через ДПМ. И в нынешнем парламенте, если посмотреть, найдем десяток депутатов, которые прошли через эту партию.
На разных этапах были разные люди, и то, что я не побоялся пригласить их в партию, позволило нашей партии накопить уникальный для нашей страны опыт.
Почему Вы решили в конечном итоге остаться в Молдове? Каким Вы нашли Кишинев после Москвы, Бухареста?
Этот вопрос становится перед каждым человеком, думающим о будущем. Я уехал из СССР в 89-м, а в 93-м у меня закончился мандат на деятельность в Румынии в качестве начальника бюро ИТАР-ТАСС. Мне тогда предложили вернуться в Москву в центральный аппарат ИТАР-ТАСС. Мне пришлось выбирать между возвращением домой и продолжением деятельности журналиста в другой стране. Я решил вернуться в свою страну, неважно в каком качестве, и я не жалею.
Я где-то читал, что Вы мечтали стать знаменитым журналистом, что заставило Вас отказаться от этой профессии в пользу политики?
Я был корреспондентом "Комсомольской правды" и ИТАР-ТАСС. Возраст и накопленный опыт позволяли мне заниматься и другими видами деятельности. Сначала я согласился на работу в нашем Посольстве в Москве, а позже стал депутатом по спискам Демократической аграрной партии. Я бы сказал, что это была естественная эволюция. В последние годы я занимался не только журналистикой, но и определенной политической деятельностью, которая и я развила мой вкус к политике.
Трудно было уступить руководство ДПМ человеку извне, каким на тот момент был Мариан Лупу?
Конечно, это было нелегко. Это исключительные случаи. Я очень рад, что лично мне хватило мужества сделать этот шаг, господину Лупу хватило мужества взять на себя роль лидера партии, моим коллегам хватило мужества поддержать меня в том, что я делаю, и принять г-н Лупу. Я благодарен и новичкам, господину Плахотнюку, который способствовал укреплению партии.
Насколько оправданы параллели между Альянсом за демократию и реформы и Альянсом за европейскую интеграцию?
Весьма оправданы. Это практически такая же попытка консолидировать демократически ориентированные партии Молдовы. К сожалению, и в АДР, и в АЕИ дела шли не очень хорошо, по той причине, что демократы более шумные и зачастую вступают во внутреннюю конкурентную борьбу, а это не очень хорошо смотрится со стороны.
Что мешает коалиционным правительствам работать эффективно в Молдове?
Я думаю, что, в принципе, они более эффективны за счет конкуренции между компонентами альянса. Проблемы обсуждаются, решения ставятся на голосование, стороны контролируют друг друга, так что ни у кого нет права на неверный шаг.
Одноцветное правительство, безусловно, более комфортно для собственно акта правления. В одноцветном правительстве меньше шума, однако это не означает, что оно более эффективно.
Многопартийность иногда губительна в постсоветском пространстве, где мало политической культуры и злоупотребляют свободой, игнорируя обязанности. В странах с демократическими традициями, свобода означает, прежде всего, ответственность.
Какой подарок Вы надеетесь получить на этот юбилей?
Политическую зрелость коллег по Альянсу, избрание президента и стабилизацию политической жизни в стране.