22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Миллиард в «распоряжение» Кэраре
22.03.2012

Захар Корецкий

В Молдове даже профильные госструктуры не знают, сколько кому дает государство помощи. Более того, сам термин «государственная помощь» ни в одном законе не прописан. Европейские эксперты заметили, что этот факт не очень помогает искоренению коррупции.

В стране разрабатывают закон о государственной помощи предпринимателям. Он будет регламентировать процедуру выдачи госпомощи экономическим агентам. По словам авторов поправок к законодательству, нововведения предотвратят повторение историй наподобие той, что случилась два года назад с предприятием «Франзелуца», когда ему, единственному из всех хлебокомбинатов Кишинева, передали в долг несколько тысяч тонн пшеницы. Сегодня мимо парламентского контроля ежегодно проходит более миллиарда леев госпомощи.

Молдова взяла на себя обязательство перед ЕС создать закон о госпомощи еще в 2008 году. С тех пор силами гражданского общества и Национального агентства по защите конкуренции (НАЗК) разрабатывался его проект. В начале марта в парламенте его наконец вынесли на обсуждение.

Законопроект представляла лично директор агентства Виорика Кэраре, которая уверена, что распределение этого миллиарда пора передать под контроль депутатов и НАЗК, подотчетного парламенту, а не правительству, то есть не Владимиру Филату.

О необходимости введения контроля над распределением госпомощи журналист «Панорамы» поинтересовался в НАЗК. По словам начальника юридического отдела НАЗК Иона Максим, сегодня информация о суммах помощи предприятиям чрезвычайно разрозненна по государственным инстанциям. Помощь может быть в форме и прямого финансирования, и субсидирования, и предоставления земли, и освобождения от уплаты налогов. Но полной информации о том, кому и как помогает государство, нельзя найти в одном госучреждении. Ее приходится по крупицам собирать, изучая результаты отчетов Счетной палаты, Национального бюро статистики и других источников.

Для представления данных парламенту НАЗК по сусекам удалось наскрести, что в 2009 году в общем было выдано около 1,3 млрд. леев помощи. Деньги предоставлялись без высчитывания эффектов влияния на рынок таких финансовых вливаний. После принятия закона НАЗК как раз и возьмет на себя эту функцию и будет уполномочено выдавать разрешения на предоставление госпомощи, если она будет превышать 3 млн. леев за 3 года.

– Госпомощь вообще-то запрещена. Но в исключительных случаях, предусмотренных законом, ее выдача разрешается. После принятия нового закона такие случаи станут еще и транспарентными, ― рассказал «Панораме» Ион Максим.

Он приводит в пример скандал двухлетней давности с производителем хлеба АО «Франзелуца», когда правительство Молдовы выдало хлебокомбинату 9 тыс. тонн пшеницы из государственного резерва. Пресса недоумевала, почему помощь была предоставлена только одному участнику рынка, а премьер-министр Владимир Филат лично поручил подчиненным разобраться.

– Владимир Филат направил запрос нам, но без закона о госпомощи мы бы даже не смогли доказать, что была оказана госсподдержка, – говорит Ион Максим.

По его словам, если бы ситуация с «Франзелуцей» повторилась после начала действия закона о госпомощи и в результате расследования выяснилось бы, что предоставленная помощь подпадает под действие нового закона, агентство обязало бы хлебокомбинат возвратить зерно или деньги.

В новом законе определение «государственная помощь» гласит, если коротко, что госпомощью считается любая мера поддержки государством экономических агентов, которая предоставляется избирательно и искажает конкуренцию на том или ином рынке.

– Лучше бы назвать это не госпомощью, а госпривилегиями – было бы правильнее. Но при гармонизации молдавского законодательства с европейским необходимо использовать единое понятие – «государственная помощь», ― заметил господин Максим, добавив, что в России используется термин «государственные или муниципальные преференции».

Представитель НАЗК уверяет, что именно Европейский Союз призвал Молдову менять законодательство в области конкуренции. Причем цифры в законе тоже получились «европейские». Так, минимальная сумма привилегий, на получение которых поставщику госпомощи нужно будет получить «одобрение» агентства, составляет 3 млн. леев (за 3 года) — как в Европе.

В агентстве считают, что этот лимит чересчур завышенный, и хотели бы понизить его до 500 тыс. леев, чтобы охватить больше транзакций, попадающих под определение «госпомощь». Но уточняют, что на завышенном «непроходном» барьере настоял кто-то в правительстве. Кто — не говорят, но заговорщически улыбаются.

– Сумма в 3 млн. леев не подходит для реалий Молдовы. Особенно для периферии. Там в таких условиях экономический агент может за несколько лет превратиться в монополиста, – считает главный юрист НАЗК.

Соответствующее предложение для второго чтения законопроекта сформулировали члены парламентской комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету. По словам члена этой комиссии, депутата Либеральной партии Валериу Мунтяну, опыт Румынии и Болгарии по работе закона о государственной помощи «положителен», так что не нужно стесняться его одобрять.

Когда состоится обсуждение законопроекта во втором чтении – пока неизвестно. Проект еще предстоит принять, возможно, и в третьем чтении. Понадобится также как минимум год, чтобы привести нормативные акты правительства в соответствие с новым законом.

– Но законопроект о госпомощи уже одобрила Европейская комиссия, – похвастали в НАЗК.
 


 
Количество просмотров:
773
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.