|
|
|||||
На устах
Асбестосодержащие строительные материалы до сих пор широко применяются в Молдове, несмотря на то, что Европейский Союз, к идеалам которого на словах стремятся наши политики, уже давно ввел на них запрет. В то же время асбестосодержащим материалам (для простоты далее будем говорить просто «асбест». ― Прим. авт.), прежде всего кровельному шиферу, в ряде сфер нет более дешевой замены. Вы ошибаетесь, если полагаете, что асбест ― это нечто, что вас не касается. Кроме вездесущего шифера, которым покрыты крыши более 70% всех частных домов и более 90% хозяйственных построек, листы, содержащие асбест, присутствуют в перегородках санблоков некоторых многоквартирных домов. Он входит в состав труб мусоропроводов, его до сих пор активно применяют для прокладки электрокабелей, для строительства дымоходов и для высокотемпературной теплоизоляции. Фрикционные материалы во всех автомобилях сделаны на основе асбеста: тормозные колодки, диски сцепления, различные прокладки. Асбест применяют в огнеупорных тканях, на его основе производят специальный картон. Кроме того, в продаже есть как канализационные, так и напорные водопроводные трубы. Кстати, относительно последних в рекламном послании одной из фирм к достоинствам таких труб отнесено утверждение о «ненасыщении воды канцерогенами».
Асбест содержится примерно в 3000 наименований различных изделий, но наиболее широкое применение он нашел в строительстве. Материалы с применением асбеста стойки к высоким температурам и прочны. В настоящее время асбестосодержащие материалы используются в нашей стране неограниченно во всех областях, за редким исключением (об этом чуть ниже. ― Прим. авт.). В Молдове асбест не добывается, а асбестосодержащие материалы не производятся. Когда-то шифер на основе асбеста производил цементный завод в Рыбнице. По данным Национального бюро статистики Молдовы, доля импортированных материалов с содержанием асбеста выросла в 2011 году по сравнению с показателями 2010 года с 145 876 тонн на сумму $26,56 млн. до 166 833 тонн на сумму $35,11 млн. 107 тысяч жизней ― вот цена!
Чем же так вреден асбест и вреден ли вообще? Асбест (в переводе с греч. — неразрушимый) ― это название, объединяющее группу тонковолокнистых минералов из класса силикатов. Есть два основных типа используемого асбеста, отличаемого по типу кристаллической структуры: хризотил и амфибол. Асбест практически инертен и не растворяется в жидких средах организма. Отсюда и его канцерогенность. Организм не в состоянии вывести микроскопические, крайне химически инертные частицы этого вещества. На официальном сайте ВОЗ также указано, что «все разновидности асбеста канцерогенны для людей и могут вызывать мезотелиому и раковые заболевания легких, горла и яичников. Под воздействием асбеста могут развиваться и другие болезни, такие как асбестоз (фиброз легких), плевральные бляшки, наслоения и выпоты».
Вместе с тем в «Руководстве по обеспечению качества питьевой воды», опубликованном ВОЗ, сказано: «Достоверные данные о том, что при попадании в желудочно-кишечный тракт асбест представляет опасность для здоровья, отсутствуют». Отличительной чертой мезотелиомы является большая временная разница между началом контакта с асбестом и развитием заболевания ― 10-50 лет и более. Средний латентный период составляет 30-45 лет. Интересно, что первые данные об опасности асбеста для здоровья появились еще в конце 19-го века. Здоровье ничто. Бизнес всё
Для чего мы привели читателю эти данные, а не коротко указали, что асбест вызывает рак и другие болезни? Дело в том, что в ряде публикаций в российских и украинских СМИ говорится о безопасности хризотиловой разновидности асбеста в отличие от амфиболовой, в то время как ВОЗ, повторимся, утверждает, что канцерогенны все разновидности асбеста.
Если верить анти-антиасбестчикам, двукратное уменьшение уровня добычи асбеста с 4,2 млн. тонн в 1980 году до 2,2 млн. тонн в 2000-м произошло из-за создания мифа о его вредности производителями безасбестовых материалов. При этом используются такие выражения, как «черный пиар», «абсурд», «ложь». Сторонники использования асбеста ратуют за его контролируемое использование и утверждают, что при соблюдении всех мер безопасности на рабочем месте риск сводится к нулю. Однако, например, в 2000 году Всемирная торговая организация обнародовала свое решение по спору между Канадой и Францией о запрете французскими властями экспорта и использования хризотила. Решение было принято в пользу Франции, что подтвердило мнение о токсичности хризотила во всех сферах, начиная от работы с ним и заканчивая использованием потребителями асбестосодержащих материалов.
В странах Европейского Союза асбест запрещен директивой № 77 от 1999 года, которая предписывает полное прекращение его использования до 2005 года. Этому решению предшествовала длинная череда доказанных случаев заболеваний мезотелимой от влияния асбеста, причем жертвами признавались не только рабочие фабрик по производству асбестосодержащих материалов, но и жители окрестных населенных пунктов. Множество людей при этом получили компенсации за вред, причиненный их здоровью. Так, в Италии в 1969-1994 годах смертность от мезотелиомы плевры возрастала на 15% каждые пять лет, что составляло 500-900 умерших каждый год, половина из которых были женщины. По прогнозам, в 2015-2019 годах эта цифра будет достигать 940. Чиновники против
Молдова, заявив о намерении интегрироваться в Евросоюз, также планирует ввести запрет на использование асбеста. В постановлении правительства №973 от 18.10.2010 года об утверждении Национальной программы по устойчивому управлению химическими веществами в РМ, управлению отходами асбеста отведено особое место, однако о его запрещении нет ни слова. Асбест признан «приоритетным потенциальным источником загрязнения» и веществом, «провоцирующим рак и мезотелиому». Одновременно в документе на всякий случай сказано, что «не были проведены исследования, подтверждающие его опасность». По словам Дмитрия Сирецеану, заведующего отделом здоровья окружающей среды Национального центра общественного здоровья (входит в состав Министерства здравоохранения РМ), многолетний социогигиенический мониторинг не выявил прямых доказательств вреда здоровью от воздействия асбеста, однако, как он выразился, «влияние на заболеваемость в отдельных случаях улавливается».
― Когда на Рыбницком цементном заводе производилась асбестосодержащая продукция, мы однозначно связывали заболевания легких у некоторых работников с воздействием частиц асбеста, ― рассказывает Сирецеану. ― Теперь в Молдове такая продукция не производится. Наибольший риск представляют работы по демонтажу асбестосодержащих стройматериалов. К сожалению, часто наблюдаются случаи повторного использования шифера. Научными исследованиями установлено, что волокна асбеста выделяются также при воздействии прямых солнечных лучей, и особенно интенсивно у старых изделий.
Заведующий отделом здоровья производственной среды Министерства здравоохранения Вячеслав Васильев пояснил, что в позапрошлом году Министерству труда, социальной защиты и семьи было поручено подготовить нормативный акт, регулирующий защиту от возможных рисков, связанных с воздействием асбеста на рабочем месте. Будучи соисполнителем этого документа, Минздрав, помимо прочего, предложил включить в проект нормативного акта пункт с запретом импорта на территорию Молдовы асбестосодержащих строительных материалов. Процедура согласования пока не завершена. По словам начальника управления строительства, строительных материалов и современных технологий Министерства регионального развития и строительства Агафьи Калестру, запрет на применение асбестосодержащих материалов неминуем, однако вопросы, связанные с оборотом опасных химических веществ, относятся к ведению Минздрава и Министерства окружающей среды. ― Мы можем ввести запрет на применение асбеста в строительстве только на основании нормативного акта, разработанного в этих министерствах, ― говорит Калестру. По ее словам, в 1997 году Министерство экологии, строительства и благоустройства территорий (так оно тогда называлось) выпустило приказ о внесении в нормативы требования об обязательной покраске шифера. Однако это предписание исполнялось меньше года и было отменено, поскольку не было закона, на который опирался этот министерский акт. Проект закона о химических веществах, на отсутствие которого сетовала Агафья Калестру, разработан в Министерстве окружающей среды и в настоящее время совершенствуется. Скоро он может быть направлен в одну из парламентских комиссий.
Главный консультант Управления предупреждения загрязнения и размещения отходов Министерства окружающей среды Людмила Мардухаева пояснила, что статья 30 законопроекта предусматривает запрет на производство, поставки на рынок и использование всех видов асбеста, поскольку это соответствует европейским нормам. Что касается уже использованных асбестосодержащих материалов, то их, по проекту, разрешено эксплуатировать до окончания срока эксплуатации. Отдельные страны, производящие материалы с содержанием асбеста и добывающие асбест, такие как Россия, Украина, Казахстан, Индия, на заседаниях Комитета по рассмотрению химических веществ из года в год блокируют решение о включении хризотилового асбеста в запретительный список (другие его виды уже давно в списке. ― Прим. авт.). Против хризотила традиционно выступили страны ЕС и Австралия. Последний раз подобная ситуация повторилась год назад на заседании Комитета в Женеве.
Главный «бонус» сторонников асбеста состоит, как ни странно, не в научных исследованиях, опровергающих канцерогенность этого вещества, а в отсроченном характере воздействия большинства факторов, вызывающих рак. Кроме того, в большинстве случаев установить причинно-следственную связь контакта с волокнами асбеста и последующим заболеванием очень трудно. Врачи лишь делают предположения о наличии факторов, спровоцировавших недуг.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|