Вениамин Дашевский
В век информационно-коммуникационных технологий Молдова не стала исключением в развитии IT-отрасли. Это доказали и различные тематические форумы, проходившие последнее время в Кишиневе.
Многие эксперты уверяют, что развитие упомянутого сегмента поможет добиться прогресса и в остальных отраслях экономики. Так ли на самом деле? Журналист «Панорамы» решил выяснить это из первых уст: у министра информационных технологий и связи Павла Филипа и президента Национальной ассоциации компаний ИКТ-сектора Вячеслава Кунева.
«Компьютер взяток не берет»
Министр информтехнологий и связи Павел Филип:
– В Молдове нет угля, газа, нефти, наше богатство – люди и их знания. И это вписывается в необходимость делать акцент на развитие ИКТ. Нужно лишь создать платформу, на которой мы будем развивать эту отрасль.
Недавно мир взбудоражила информация о том, что Facebook заплатит за приложение «Обмен фото в Интернете» миллиард долларов. Соцсеть купила не само приложение, а компанию, которая его создала. А ей от роду два года, и работают в ней всего 13 молодых людей. За их спинами не стояли богатые родители. На сайте американской биржи NASDAQ можно прочесть, что IT-компании по рыночной активности лидируют на 99%. Например, компания Apple по рыночной стоимости уже давно превзошла Excel Mobile, созданную еще нефтяным магнатом Рокфеллером. Первая по капитализации – $600 млрд., вторая осталась на уровне $400 млрд.
Таких примеров достаточно, чтобы понять, что мы сегодня живем в эру информтехнологий. Для них нет границ, и они пришли к нам в Молдову: мобильная связь, широкополосный Интернет. Отрасль ИКТ в Молдове становится одним из основных источников экономического роста. Для меня важно убедить правительство, чтобы оно поменяло свои приоритеты. На первом этапе это удалось, что показал прошедший международный саммит по IT-технологиям. Большинство министров присутствовало на этом специальном заседании, на котором был предложен для широкого обсуждения проект стратегии «Цифровая Молдова-2020». Правительство признало построение информационного общества приоритетным направлением развития страны.
– В свое время много говорилось о национальной стратегии «Электронная Молдова», которая в итоге была выполнена лишь наполовину. А вы что-то подобное готовы запустить?
– Я слетал в Сингапур, Южную Корею, Швецию, чтобы узнать, как у них с этим обстоят дела. В итоге мы в министерстве пришли к идее создания стратегии «Цифровая Молдова-2020». Чтобы не повторять прежних промахов, провели анализ реализации предыдущей программы «Электронная Молдова 2005-2010». Мы хотим представить обществу жизнеспособный документ. Если стратегия будет принята, то уже неважно, какое правительство будет стоять во главе государства. Главное – создать фундамент. Если бы сделали это раньше, то сегодня у нас было бы 100-процентное покрытие широкополосным Интернетом в республике. Операторы – это ведь экономические агенты. Они не станут инвестировать там, где невыгодно. А так – сконцентрировались в больших городах, а в некоторых селах нет даже телефонии.
– Каковы основные направления новой стратегии?
– Их три: инфраструктура, содержание, пользователь – одновременно развивающиеся. Возьмем инфраструктуру и обеспечение законами. Что случилось в РМ с приходом операторов мобильной связи? Первый оператор построил свои вышки, поставил на них антенны, чтобы покрыть какую-то территорию сигналом мобильной связи. Появился второй оператор и проделал то же самое, затем третий. Я иногда езжу по республике и вижу: в лесу вырезан участок, на нем рядом стоят три вышки. Возникает вопрос: где регулирование со стороны государства? Почему нельзя было расположить антенны на одном «постаменте»? Потому что конкуренция. А должно быть так, что, если уже стоит вышка, то, по закону, ее хозяин обязан предоставить на ней место другому оператору, чтобы тот мог установить свою антенну и платить арендную плату. Это позволит сэкономить место и не уничтожать лес. А для граждан мобильная телефония стала бы дешевле.
По городу – паутина, кабель на кабеле. У каждого оператора, крупного и мелкого, своя оптоволоконная сеть. Пользователь подключается к одному оператору, но приходит другой и предлагает более выгодные услуги. И тянет свой кабель в квартиру. Спрашивается, зачем, если есть прежний? Почему надо снова долбить стены? В этом плане мы тоже проспали. Уже давно нужно было принять закон «О доступе в инфраструктуру».
В Сингапуре государство заранее об этом подумало и создало инфраструктуру под землей, к которой все операторы имеют доступ. У нас должно быть то же самое. Мне сегодня выгодны услуги одного оператора – покупаю у него. Нет – завтра я с ним расторгаю договор, заключаю с другим, но кабель остается прежний. Это все технически безумно просто.
Кстати, в Швейцарии давно действует закон, по которому запрещено дублировать Сеть.
Второе: в русле новой стратегии будем принимать законы, которые обеспечат нормальное развитие цифрового содержания. Это означает, что граждан РМ должно привлекать в Интернете не только потребление информации, предоставленной мировым сообществом, но и что-то свое, национальное. Хочу привести пример Швеции. Там человек без смартфона – потерянный. Шагу без него не ступит: тут тебе и расписание всех видов транспорта, заказ авиабилетов, и сведения о погоде, счетах в банках, начисленной зарплате и т. д.
У нас в Молдове Интернет развивался диким образом. Благодарить надо трудовых мигрантов, уехавших в Италию, Португалию, у которых дома остались родственники. Общаться по телефону было дорого, выручил бесплатный Skype, по которому можно видеть друг друга. Люди в наших селах купили себе компьютеры и подключились к Глобальной сети. Второе, что вызвало интерес к высокоскоростному Интернету, это торренты, то есть возможность нелинцезионно копировать фильмы, музыку и прочий контент. Что, в принципе, запрещено, так как нарушаются авторские права.
Сегодня граждан можно привлечь в Паутину предоставлением электронных услуг для получения всевозможных справок, чтобы человек не ходил по инстанциям, тратя свое драгоценное время. Платежи и услуги можно оплачивать, лежа на диване с ноутбуком.
Третье – компьютерная грамотность чиновников. Справка – это информация на определенном носителе, которую я запрашиваю в одной конторе, чтобы предоставить в другую. Это и есть электронное правительство, когда все госучреждения находятся в одной сети и имеют доступ к общей базе данных. Необходимо заставить чиновников перевести ряд бумажных отчетов в электронную форму – удобно, быстро. Уже создан портал по правительственным услугам.
– А как вы относитесь к идее е-медуслуг?
– Мы не можем заменять собой Минпрос или Минздрав, так как создаем инструмент, а дальше каждый волен его использовать по своему усмотрению. Но я согласен, что у человека должна быть электронная медкарточка. Не дай Бог, авария на дороге. Человек без сознания, его везут в машине «скорой помощи» и традиционно начинают накачивать стандартными лекарствами. А может, какой-то препарат для него смертельно опасен.
Еще один приоритет: борьба с бедностью. Информтехнологии – единственный для этого инструмент. В нашей стране действует губительная экономическая модель, основанная на экспорте людей и импорте товаров. Деньги, заработанные за рубежом, тратятся здесь на покупку иностранных товаров и затем утекают туда, откуда пришли. Экономика от этого стагнирует. Нужна другая – нормальная, здоровая экономическая модель, основанная на импорте инвестиций и экспорте товаров.
Вспоминаю 2007 год.Тогдашнее правительство приняло знаменитое решение: нулевая ставка на прибыль, амнистия капитала и налоговая амнистия. Все кричали: вот, привлечем инвесторов. Я тогда еще сказал: никто не придет. Для инвестора налоговое послабление – не самое важное. Пока не искореним бюрократию и коррупцию, экономического чуда не будет.
А в искоренении этого зла IT незаменимы. Тогда работа функционеров станет прозрачной. К примеру, вряд ли найдется водитель, который не платил бы гаишникам взятки. Но давайте установим интеллигентную систему мониторизации. И всё, полицейские на дорогах больше не нужны. Нарушила машина, зафиксирован номер – и без разницы, кто за рулем: депутат, министр, простой человек. Тебе домой придет корешок, и ты должен будешь заплатить.Тогда государство будет больше собирать «штрафных» денег, и полностью искоренится коррупция из органов правопорядка. Нужны также кассовые аппараты с передачей данных онлайн, электронные накладные, чтобы избежать махинаций. Но для всего этого необходима политическая воля.
Мы идем широким фронтом: с одной стороны, убеждаем правительство, парламент, масс-медиа и гражданское общество, с другой ― провоцируем общество, чтобы и оно нажимало на правительство. Посредством IT-технологий мы сможем искоренить коррупцию и бюрократию. Это касается и госзакупок. И судопроизводства. Почему дела распределяет не компьютер? Потому что есть заинтересованность судей. Кто-то уверен: я договорюсь с судьей, заплачу. И судья идет в канцелярию: так, это дело буду рассматривать я. Мы должны называть вещи своими именами. Об этом на саммите говорили глава делегации ЕС в РМ Дирк Шубель и посол Швеции Ингрид Терсман: самый эффективный инструмент – информтехнологии. Компьютер взяток не берет.
«Выездное заседание правительства»
Президент Национальной ассоциации компаний ИКТ-сектора Вячеслав Кунев:
– Наша Ассоциация объединяет около 40 компаний, занимающихся информационными технологиями. Государству общаться с отдельными компаниями сложно, зато мы для него – конструктивный и компетентный партнер.
– И оно охотно взаимодействует с вами?
– Декларативно – да, но реального эффекта пока мало. Как правило, это диалоги, дискуссии. Мы же ожидаем реальных действий, которые обеспечивают максимальное вовлечение молдавских компаний в реализацию информационных систем для государства. При этом не на уровне просто размещения заказов у нас, а использования более продвинутых форм партнерства бизнеса и государства. Ведь у государства нет ресурсов, чтобы реализовывать проект самому. И вот уже третий год мы пытаемся сделать так, чтобы был интересен вариант частно-государственного партнерства в области информационных технологий.
Как бизнес мы готовы взять на себя решение какой-либо государственной задачи в области IT-технологий, даем «железо», софт, ноу-хау. Государство, со своей стороны, должно обеспечить необходимую законодательную базу и гарантию использования созданных сервисов и услуг.
Молдавские компании уже созрели для того, чтобы по многим направлениям дать конкурентоспособные решения для государства. Но госчиновники говорят: знаете, прецедента нет, Счетная палата спросит, а где это прописано? Так что государство пока внятно не определило своего отношения к сектору IT-технологий.
А оно – крупнейший заказчик. И регулятор. Оно устанавливает законы, правила, процедуры. Поэтому, хочет оно того или нет, от него многое зависит. Мы считаем, что наша отрасль может стать одним из локомотивов экономики, хотим развить сектор с очень высокой добавленной стоимостью, чтобы он формировал значительную долю ВВП. Если государство скажет: вы для меня приоритет, это станет сигналом для нас вкладываться в технологии и в людей. Должна быть честная позиция. Я бы очень не хотел, чтобы документ «Цифровая Молдова-2020» остался чисто декларативным документом. Меня радует, что на нашем саммите было, по сути, выездное заседание правительства во главе с премьером. И шло горячее обсуждение того, как должны развиваться информационные технологии в Молдове.
Далеко не у каждой отрасли есть свое министерство. У нас оно есть. Мы предлагали продлить на 5 лет льготы по налогам для IT-компаний, которые производят программный продукт. Профильное министерство смотрит все цифры из Минфина, Минэкономики, делает выводы и далее представляет правительству. Но нам пришлось самим нанять консалтинговую аудиторскую компанию, заплатить им кучу денег. Анализ провели самостоятельно. Брали у государства информацию и представляли ему же... И нам продлили льготы.
Но пожаловаться на то, что с нами не хотят говорить, мы не можем. Многие чиновники, пришедшие сейчас к власти, – современные люди, пользующиеся IТ, ведут блоги, имеют аккаунты в соцсетях. Они слушают нас, соглашаются с нашими конструктивными и взвешенными предложениями, взаимовыгодными обеим сторонам. Как единицы они толковые. Но уж очень неповоротлива в принятии решений госмашина в целом. А наша отрасль чрезвычайно динамична. То, что мы предлагаем сегодня, завтра уже может быть неактуальным.
Мне нравятся слова, которые приписывают Черчиллю: «Чем государственный деятель отличается от политика? Политик в своей деятельности ориентируется на следующие выборы, а госдеятель – на следующее поколение». Мы маленькая страна и можем достаточно мобильно что-то сделать, но для этого нужна синхронная игра государства и бизнеса.
– Смогут ли IT-технологии на самом деле поднять экономику Молдовы?
– На сегодняшний день их доля в ВВП – в пределах 10%. Это столько же, сколько дает агросектор. Но там работают 300 тыс. человек, а у нас – 30 тыс. В Израиле, который по территории равен Молдове, доля IT-технологий в структуре ВВП достигает 30%.
В IT-секторе трудятся талантливые, гибкие, образованные люди. Они прекрасно владеют иностранными языками. И перед этими профи встает выбор: работать здесь или там? Они моментально становятся интересны для многих стран. Увы, люди выбирают заграницу. Но как тогда развивать отрасль у нас? Идет вымывание специалистов, люди голосуют ногами, а мы становимся своеобразным лифтом для переброски их туда. У IТ-компаний колоссальная текучка кадров. Пока не станем страной, комфортной для проживания талантов, будем донорами для других.
Есть такое понятие – «креатив-класс». К нему относятся все талантливые люди, чьи способности могут быть востребованы в любой точке земного шара. В век глобализации они избалованы, понимая, что везде востребованы, и требовательны к окружению: оно должно быть безопасным, удобным. И как только в какой-то точке земного шара становится неуютно, они молча, тихо-мирно, не устраивая революций, едут туда, где им лучше. Все.
Мы побывали в одной американской компании, которая занимается микроэлектроникой. И там, представьте себе, работают 12 человек с нашего «Мезона». Директор сказал мне следующее: «Я хорошо понимаю, что вы сделали, чтобы эти 12 человек сюда приехали. Но не представляю, что вы можете сделать, чтобы они вернулись обратно». Почему в США всего 5-6 центров вроде Силиконовой долины? Глава компании поведал мне о теории трех «Т»: талант, толерантность и технологии. Любая территория может стать инновационной при условии этих трех «Т». Толерантность – комфорт для проживания. Таланты разные, но всем должно быть хорошо. Вот у меня, к примеру, часть людей в компании на работу приезжают на велосипедах. Для них принципиально важно, чтобы была велопарковка. Ну и на этой территории должны быть технологии, то есть инфраструктура (научные центры, лаборатории), на базе которой таланты могут проявить себя.
И если эти три «Т» собрать вместе, тогда появляется шанс, что территория станет инновационно привлекательной. А не просто закинуть деньги, как в российском Сколково. Было обращение к нобелевским лауреатам: давайте, приезжайте к нам. Один из них сказал: они что, думают, меня только деньги интересуют? Мне важно, в каком окружении буду жить я и моя семья.
– Довольны ли вы подготовкой студентов?
– Я сам преподаю в Техническом университете. Все время критиковал высшую школу, пока мне не сказали: «Давай поработай». Считаю, что качество подготовки студентов ухудшается. Что-то происходит с мотивацией у ребят. Спрашиваю четверокурсников: «Кто уже подрабатывает по будущей специальности?». В нашей отрасли, если что-то умеешь, уже ценен, оторвут с руками, спрос огромный и постоянный. Студент может, например, 3-4 часа в день работать в компании: и хорошая практика, и можно заработать. Так вот, половина нигде не работает. У большинства своих студентов не вижу огонька в глазах. Вот на мастерате, где тоже преподаю, все без исключения уже где-то трудятся, ребята уже мотивированы, поэтому преподавать им значительно интереснее.
Вторая проблема – в профессорском составе. Тут надо понимать, что хороший преподаватель дешево стоить не может. Студенты через Google перепроверяют достоверность моих слов, иногда поправляют. Так что преподавателю нужно постоянно готовиться, а не читать предмет годами без изменений. Кто может все знать? Только практики. Поэтому надо добиться для них достойной зарплаты.