Борис Сорокоумов
- Дэнни такой добрый и понимающий.
К тому же он будет кардиологом.
Так что я выхожу за него...
и за кабачок, который у него вместо носа.
(«Притворись моей женой», США, 2011)
На днях журнал Tablet Magazine опубликовал занимательную статью «Крутой спад в ринопластике», автор которой тщательным образом исследует отношение современных американских подростков-евреев к своим носам. Корреспондент Jewish.ru провел сравнительный анализ на российской почве.
Похоже, что отношение американцев коренным образом изменилось за последние десять лет. В течение второй половины двадцатого века едва ли не все девушки из благополучных еврейских семей Соединенных Штатов, достигая религиозного совершеннолетия, обращались к пластическим хирургам, чтобы привести к «действующим стандартам» свои носики. Сегодня они прибегают к ринопластике все реже — спрос на подобные операции теперь растет лишь среди выходцев из Латинской Америки и Азии.
Среди причин, изменивших традиции еврейского населения США, называют как экономические — влияние мирового финансового кризиса, так и настроенческие — переоценка ценностей, рост национальной гордости. Последняя версия показалась корреспонденту Jewish.ru особенно интересной, и он решил разузнать, «чем дышат» евреи в России.
Кто понимает в проблеме носов лучше пластических хирургов? Только еврейские свахи. Но Лия Любовная, директор еврейского молодежного клуба знакомств «Шидух» при Московском еврейском общинном центре, наличие проблемы с носами у российских евреев признавать не захотела. «Ярко выраженные носы имеются только у двух процентов наших евреев, — заявила она корреспонденту Jewish.ru. — Операции по исправлению формы носа может кто и делает, но мне такие случаи не известны».
Пришлось обращаться к узким профессионалам. «Евреев по всему миру объединяют две вещи — успешность и сложная конструкция носа», — сообщил журналисту известный московский пластический хирург Тигран Алексанян. Впрочем, тут же добавил, что похожей сложностью отличаются еще носы армян. «У этих групп вообще есть интересная особенность. Есть даже генетические заболевания, которыми страдают только они. Например, средиземноморская лихорадка. Среди тех, кто сталкивается с этим заболеванием, 98 процентов составляют армяне и евреи». Среди конструктивных особенностей еврейского носа хирург Алексанян особенно выделяет толщину кожи, высокую спинку и горб.
О еврейских носах Алексанян знает не понаслышке: к нему часто приезжают пациенты из Израиля, желающие переделать нос после неудачной операции. «Восемь из десяти операций, которые я делаю — повторные», - говорит хирург. При этом он признает, что в России пластические операции по-прежнему недоступны большей части населения.
Важную роль в принятии решения об операции, по мнению Тиграна Альбертовича, играют родители девочек. «Соседка сделала нос, у нее был очень “страшный вариант”, — рассуждает хирург. — В результате она стала милее, нежнее, вышла замуж. Нормальные родители сделают все, чтобы помочь и своей дочери. Мы красиво одеваемся и все-все делаем для привлечения противоположного пола».
Сегодня в России ситуация с пластическими операциями совершенно противоположная американской. По словам секретаря Российского общества пластических реконструктивных и эстетических хирургов, доцента кафедры пластической хирургии 1-го МГМУ им И.М. Сеченова Константина Липского, спрос на ринопластику в России в последнее время значительно увеличился. Операции из эстетических соображений чаще делают женщины, из всех операций на них приходится более 80 процентов. Впрочем, абсолютные цифры переделанных носов неизвестны. В тени остается также информация об их носителях. «Статистики, учитывающей национальность пациентов, просто не существует», — заверил господин Липский.
Один из лучших пластических хирургов Москвы Эдуард Шихирман ведет прием пациентов рядом с Московской хоральной синагогой. Но наличие ярко-выраженного еврейского компонента в своей работе отрицает и он. «На коррекцию носа ко мне приходит поровну еврейских, армянских, грузинских девочек», — рассказал он корреспонденту Jewish.ru.
Какие носы больше всего хотят люди? «Как у Шарлиз Терон и Моники Белуччи», — утверждает Тигран Алексанян. Именно их носы предпочитает большинство пациентов. «С другой стороны, — говорит он, — у каждой нации есть свои героини, на которых женщины хотят быть похожи. В Израиле это, например, певицы».
По мнению историка советского кино Михаила Фридмана, яркой обладательницей не слишком привлекательного носа была Серафима Бирман, которую Сергей Эйзенштейн снимал в «Иване Грозном» в роли Евфросиньи Старицкой. «Эту роль должна была играть Раневская, — поясняет Михаил Абрамович, — но ей отказали из-за того, что она еврейка. А Бирман взяли, хотя она больше еврейка, чем Раневская. Так вот у нее и нос, и уши — все еврейское». Примером знаменитого актера-мужчины с ярким носом, по словам Михаила Абрамовича, может служить Владимир Зельдин, «который играл в основном кавказцев, хотя сам наполовину еврей».
Американская обладательница выдающегося носа, Барбра Стрейзанд, очень гордилась тем, что достигла всего, не прибегая к пластическим операциям, а исключительно своим талантом и трудом. Говорят, что ее позиция в корне изменила отношение многих девушек к своим проблемам (или проблемам в кавычках).
«Человеческий разум полон сомнений, — пишет модный американский маркетолог Джек Траут в своей книге «Траут о стратегии», — любая помогающая преодолеть сомнения стратегия является правильной». Автор говорит, конечно, о стратегии в бизнесе, но, думаю, это высказывание можно переложить и на носы, раз уж на носах делают деньги.
Доктор Алексанян рассказал корреспонденту, что по возможности пытается убедить пациентов сохранять свои индивидуальные особенности, а не подражать кому-то. Возможно, желание сохранить индивидуальность и является основной причиной спада популярности ринопластики среди американских еврейских подростков. Все естественное и натуральное уже давно ассоциируется с самыми дорогими вещами: здоровьем, красотой, честностью. Так что сама жизнь встала на защиту естества шикарных еврейских носов. Рано или поздно это должно было случиться.