Николай Лебедев
Рост числа одиноких, не состоящих в браке людей приводит к глубоким переменам в социальной структуре. При этом рост числа холостяков — одна из черт трансформации израильского общества. Тридцать лет назад в Израиле лишь одна из 40 женщин к 35-летнему возрасту оставалась незамужней, а сейчас таких — четверть населения. Аналогичная ситуация наблюдается и с мужчинами.
Израильтяне известны своей общительностью и любовью проводить время в дружеской компании. Однако подобный стиль жизни, в какой-то степени заменяющий семейный уклад, приводит к резкому росту числа лиц, отказывающихся от вступления в брак. Такое поведение, отмечают социологи, угрожает в перспективе полностью изменить облик израильского общества.
«Последствия “революции холостяков” уже очень скоро будут заметны в самых разных сферах жизни общества: в экономике, жилищной политике, демографии», — пишет на страницах The Jerusalem Post автор исследования, посвященного «революции холостяков» в Израиле, Амит Захави-Лондон.
Захави-Лондон знакома с проблемой не понаслышке, поскольку руководит онлайн-службой знакомств. Она считает, что такие, позитивные, на первый взгляд, тенденции, как модернизация, плюрализм и повышение уровня жизни могут привести к весьма печальным последствиям. «Возможно, что массовое безбрачие — временное явление, переходный этап на пути к новому обществу», — подчеркивает Захави-Лондон.
По данным статистики, в 1971 году в Израиле лишь одна из 40 женщин к 35-летнему возрасту оставалась незамужней, а сейчас таких — 25 процентов. Аналогичная ситуация наблюдается и с мужчинами. Кроме того, в Израиле, как и на Западе, резко возросло число разводов.
Еще несколько лет назад развод для женщины был чем-то почти неприличным. Многие даже пытались скрывать тот факт, что их брак распался. А теперь в Америке, например, разводами заканчивается половина заключенных браков, в Израиле — треть. Развод стал совершенно обыденным явлением. «Сегодня скорее нормальная крепкая семья становится исключением. И это не шутка. Мы вынуждены приспосабливаться к такой ситуации», — отмечает профессор социологии Хайфского университета Оз Альмог.
Сегодня все больше израильтян обозначают свой матримониальный статус ивритским словом «пануй» («свободный», то есть в поиске отношений). Количество тех, кто «в поиске», постоянно растет, и вокруг этого явления уже выстроилась целая индустрия. Как говорят те, «кто в теме», статусом «пануй» обладают лица обоего пола старше 24 лет, разведенные, вдовцы, те, кто никогда не состоял в браке, и ищут при этом партнера.
Согласно свежим данным Центрального статистического бюро Израиля, 35 процентов израильских женщин в возрасте 35-49 лет находятся «в поиске». Среди мужчин того же возраста в аналогичном статусе пребывают 42 процента, отмечает The Jerusalem Post.
«Раньше те, кто прибегали к услугам свах, пытались скрыть это обстоятельство. Сегодня же услугами сайтов знакомств пользуются совершенно открыто и никто этого не стесняется», — говорит Захави-Лондон, управляющая сайтом «Шакуф ба-цафон», целевой аудиторией которого являются жители севера Израиля. «Сваха нового типа» подчеркивает, что Интернет значительно упростил поиски партнера и расширил выбор: «Теперь можно с легкостью найти партнера, разделяющего ваши интересы, например, увлекающегося выездами на природу или бальными танцами, пением под караоке или боулингом».
Следует, правда, иметь в виду, отмечает Захави-Лондон, что среди посетителей сайтов знакомств резко преобладают женщины, составляющие до 80 процентов аудитории этих ресурсов.
49-летний ивент-менеджер Эвиатар Ронен считает интернет-знакомство лучшим способом познакомиться с девушкой: «Познакомиться в наши дни не трудно. Можно выбирать из множества вариантов, а если ни один не нравиться — в один клик можно подобрать еще дюжину. Сайты знакомств создают иллюзию близости с множеством людей, но на деле они лишь разобщают».
30-летняя Нога Мартин, редактор из Тель-Авива, говорит, что в последнее время отказалась от знакомств в Интернете: «Я пыталась познакомиться в Интернете множество раз. Думаю, я познакомилась таким образом примерно с 60 парнями, и вот к какому выводу я пришла: Интернет во многом повторяет реальную жизни. Общительным, коммуникабельным людям в Интернете знакомиться проще — как и в реале. А более скромным и застенчивым, соответственно, познакомиться в он-лайне так же сложно, как и на улице».
Тем не менее Захави-Лондон утверждает, что преимущества Сети в аспекте знакомств неоспоримы: «Что бы там ни говорили, в Интернете можно познакомиться с гораздо более широким кругом людей. Конечно, возникающие при этом связи не столь прочные, как раньше, но почему? Раньше вы и ваш партнер вращались в одном и том же узком кругу. Личная жизнь протекала на глазах у соседей и коллег, поэтому и расстаться было сложнее. Сейчас на такие вещи смотрят проще».
Ронен говорит, что сейчас обычные сайты знакомств уступают место скрытым, представляющим собой сетевые сообщества по интересам, которые в то же время используются и для устройства личной жизни. К такого рода сообществам он относит курсы по изучению различных танцев, йоги, каббалы. Именно там, по его мнению, предпочитают знакомиться самые продвинутые.
Израильтяне, находящиеся в поиске, испытывают дополнительные затруднения по сравнению с жителями других стран, считает Оз Альмог: «Главное — это неэффективная израильская система общественного транспорта, которая затрудняет встречи людей друг с другом. Второе — дефицит клубов и баров, обслуживающих тех, кому за 40. Вообще, индустрия ночной жизни — это для израильского общества все еще определенное новшество. Раньше люди встречались друг с другом в своих квартирах. Сейчас общество стало более разобщенным, атомизированным, и многие не хотят приводить в свою квартиру незнакомых. А специальных мест для встреч, клубов, особенно для тех, кому за 40, не хватает».
Альмог полагает, что в перспективе число одиноких женщин будет только расти. Возможно, в будущем дамы будут даже объединяться для совместного проживания, создавая нечто вроде киббуцев для амазонок. «Женщина будущего скажет, что ей не нужен мужчина под рукой постоянно. Она предпочтет, чтобы мужчина был соседом, к которому можно зайти, когда этого хочешь. Уже сегодня многие пользователи Фейсбука отказываются применительно к себе от понятия “отношения”. В будущем мы будем наблюдать множество типов “отношений” различной степени близости. Кто-то будет жить в коммуне, кто-то — в одиночестве, кто-то с детьми, а кто-то — парой и т.д.».
«Мы живем в переходную эпоху, — подчеркивает Альмог. Возможно, изучение феномена одиночек поможет нам уже сейчас нащупать черты общества будущего».
Отметим, что с точки зрения иудаизма брак является безусловной ценностью. «Нехорошо человеку быть одному», — написано в Торе. «Нормальная семья — это теплица для выращивания таких отношений между людьми, которые и выстраивают нормальное человеческое общество. Человечество уже осознало, что взгляд на мир как на место бескомпромиссной борьбы и конкуренции ни к чему хорошему не приведет. Стратегия сотрудничества, поиск взаимовыгодных решений — лишь они помогают добиться успеха. В обществе, где нет здоровой семьи, вся жизнь воспринимается как игра с нулевой суммой: «тебе плохо, значит, мне хорошо». И тогда любая модернизация обречена на провал», - писал колумнист Jewish.ru Михаэль Кориц, рассуждая о ценности традиционной семьи.