Ион Тома
Министерство здравоохранения ставит своей целью создание в Молдове региональных больниц, сокращение средней длительности госпитализации, и обещает, что нам не придется ехать за границу для проведения определенных операций. Когда и каким образом это станет возможно – читайте в интервью министра Андрея Усатого нашему порталу.
Что происходит в Агентстве по лекарствам?
Агентство по лекарствам переживает период оптимизации деятельности, связанной с лицензированием, тестированием, регистрацией и выборочным контролем качества лекарственных препаратов на рынке.
Помимо этого, в Агентстве будет создан новый департамент, Медицинское оборудование, деятельность которого будет включать ряд мероприятий, ранее не входивших в компетенцию Агентства. Речь идет о лицензировании и регистрации медицинского оборудования, планировании и мониторинге использования медицинской техники. Принимая во внимание технологическую модернизацию учреждений нашей страны, мы считаем, что создание этого подразделения сегодня является настоятельной необходимостью.
В то же время, была разработана программа, содержащая комплекс мер по улучшению и совершенствованию деятельности Агентства по лекарствам.
Цель этой комиссии заключалась в выявлении нарушений в деятельности Агентства по лекарствам.
|
Насколько обоснованы обвинения, прозвучавшие, в том числе, и из уст главы парламентской следственной комиссии г-на Бреги, и насколько мы можем быть уверены в том, что, покупая лекарство в любой аптеке страны, мы не ставим нашу жизнь под угрозу?
Я внимательно следил за тем, что говорилось, и даже принимал участие в заседании данной комиссии. Заявленной целью данной следственной комиссии была проверка процесса авторизации, легитимации, оценки и регистрации цен производителя. На самом же деле, цель этой комиссии заключалась в выявлении нарушений в деятельности Агентства по лекарствам. Я не понимаю, почему. Ясно, однако, то, что это им не удалось. Заседание вышеупомянутой комиссии завершилась лишь рекомендацией представить до 9 сентября информацию о государственных закупках, авторизации и выборочном тестировании существующих на рынке медикаментов.
Эта проверка дело не плохое. Напротив, она заставила нас еще раз проверить, не допущены ли какие-то нарушения в данной сфере.
В течение многих лет говорилось о многочисленных инвестициях в Республиканскую клиническую больницу. Довольны ли Вы тем, что сегодня есть в этом учреждении, и каковы планы по модернизации РКБ на ближайшее будущее?
Республиканская клиническая больница, как другие профильные учреждения республики, переживает период модернизации. Принимая во внимание ее специфику, мы начали с технологической модернизации.
Недавно Парламент ратифицировал льготный кредит Правительства Австрии, предоставленный Республике Молдова для осуществления технологической модернизации, а именно в области хирургии сердца, анестезии и реанимации, функциональной диагностики и УЗИ. Планируется приобрести два ангиографа, которые будут использоваться как для диагностики, так и для лечения.
Кроме того, при поддержке Всемирного банка и Банка развития Совета Европы в рамках Европейской политики соседства был инициирован проект по модернизации операционного блока больницы. В настоящее время мы находимся в стадии его строительства. Закончить строительство данного блока планируется в следующем году.
Также будет приобретено новое оборудование, которое позволит нам выполнять множество операций у нас в стране, чтобы пациентам не приходилось ездить для этого за границу. Параллельно с этим наши специалисты будут проходить подготовку, чтобы они могли работать с новым оборудованием.
В плане развития больниц в сельской местности есть специальная программа технической помощи, предусматривающая регионализацию больниц Молдовы.
|
А что происходит с районными больницами, насколько оснащены они?
И районные больницы не отстают – в каждом районе, исходя из существующих реалий, осуществляется комплексная программа по развитию. Основное внимание уделяется пяти основным отделениям: общей хирургии, внутренних болезней и общей терапии, инфекционных заболеваний, родовспоможения и скорой помощи
В этом году мы продолжим процесс модернизации больниц Чадыр-Лунги, Тараклии, Комрата, Глодян, Оргеева и Криулян. Параллельно с ремонтными работами, реализуется программа по оснащению их жизненно важным оборудованием для отделений интенсивной терапии и операционных залов.
В плане развития больниц в сельской местности есть специальная программа технической помощи, предусматривающая регионализацию больниц Молдовы. В частности, мы работаем над созданием, помимо существующих районных больниц, больниц региональных, которые бы взяли на себя специализированную стационарную медицинскую помощь. В настоящее время ведется работа по определению этих регионов, которые ориентировочно будут охватывать зону в 400-500 тысяч жителей. В реализации этой программы нам помогает команда экспертов США и Европы.
Несколько лет назад говорили о большом количестве больниц в стране и неспособности государства должным образом оснастить их и обеспечить специалистами. На Ваш взгляд, сокращение количества больниц для повышения качества предоставляемых услуг является удачным решением?
В 1998 году в Молдове было 363 больницы. Из-за большого количества больниц накопились долги на сумму, почти в два раза превышающую годовой республиканский бюджет. В результате оптимизации осталось 67 больниц. Со временем появилось 11 частных клиник, было открыто еще несколько больниц в сельской местности, таким образом, сегодня у нас 84 больницы. В настоящее время количество больниц и койко-мест соответствует европейским средним показателям. Однако в некоторых областях, таких как родильные отделения и патологии беременности, количество коек почти в два раза больше необходимого из-за снижения уровня рождаемости. Мы подумываем о перепрофилировании части койко-мест, предоставив их, к примеру, отделениям патологии опорно-двигательного аппарата, нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д..
Большой проблемой для Молдовы остается качество услуг, предоставляемых в этих больницах. У нас нет должных условий для диагностика и лечения. Мы работает над решением этих проблем.
Хотелось бы отметить, что я не являюсь сторонником закрытия больниц. Я выступаю за реальную оценку потребностей. В последние годы парадигма больниц очень изменилась из-за чрезвычайно быстрого повышения цен на медицинские услуги в условиях стационара. Сегодня в больницах не лечат, как это делалось несколько лет назад, таблетками и внутримышечными инъекциями. Все эти процедуры осуществляются на дому или же на уровне первичной медицинской помощи. Сегодня пациент кладется в больницу лишь для проведения сложных вмешательств, таких как хирургические операции, роды или же другие экстренные состояния.
После физиологических родов без осложнений во всем мире маму выписывают на второй день, у нас же лишь на третий или четвертый.
|
Значит, все же правы те, кто говорит, что молдаване слишком долго лежат в больнице, по сравнению с гражданами других государств, которые могут себе позволить госпитализацию лишь в крайних случаях. Почему же наши врачи предпочитают видеть нас рядом в более сложных случаях лечения?
Это правда. К примеру, после физиологических родов без осложнений во всем мире маму выписывают на второй день, у нас же лишь на третий или четвертый. Средняя длительность лечения по стране превышает 9 дней. Причиной этого явления является применение в диагностике и лечении устаревших медицинских технологий. У нас лишь 15% операций составляют малоинвазивные эндооперации, которые являются малотравматичными и заживление происходит в течение нескольких дней. В остальных случаях речь идет о классических операциях, когда делается большой надрез, после них, естественно, требуется более длительный период восстановления. Мы надеемся, что технологическая модернизация, которую мы сегодня проводим, позволит нам сократить к 2015 году среднюю длительность лечения до 4,5 - 5 дней. Таким образом, мы сможем лечить больше пациентов.