Елена Нистор
Интервью Info-Prim Neo с президентом Республики Молдова Николае Тимофти из цикла „Независимы, 21-й год”
- Исполняется 21 год со дня провозглашения независимости Республики Молдова. Как Вы определите данный период времени, что он означает для гражданина Николае Тимофти, для его семьи, а также для тех нескольких миллионов граждан страны?
- Думаю, что всех нас – граждан этой страны – объединяет чувство гордости за то, что мы стали независимыми. Подписанием 21 год назад Декларации о независимости люди исполнили свою мечту о выходе из империи, в которой они находились, и которая принесла им много страданий. Вспоминаю энтузиазм нашего народа того времени, массовые мероприятия, вершиной которых стало великое Национальное собрание от 27 августа 1991 года. Это были чувства, которые исходили от сердца каждого человека. Тогдашняя обстановка свободы не покинула меня и сегодня.
Моя семья пережила сообща ту радость свободы. Вместе с женой мы так воспитали своих детей, чтобы они любили свою страну, не дать манипулировать собой, самим принимать решения, которые их касается. И не только мои дети такие. Смотрю на сегодняшнюю молодежь, и она кажется мне намного сильнее, чем мы были когда-то, она более отважная и уверенная. Именно в ней и следует увидеть результат события от 27 августа 1991 года.
- Как Вы полагаете, почему Республика Молдова не дошла туда, куда она направилась 21 год назад с большой надеждой и энтузиазмом?
- Можно по-разному объяснить причину этого, но главная из них, на мой взгляд, состоит в том, что мы не сумели организовать себя таким образом, чтобы использовать свободу, которой мы добились. К тому же в различное время некоторые наши лидеры не обеспечили последовательность начатых своими предшественниками мер, отбросили все в сторону и резко изменили направление. Это, конечно, дезориентировало нас. У нас было, к сожалению, слишком много политиков, которым, удалось сделать все в своих интересах, но вопреки чаяниям нашего народа. Отдельные из них повели нас даже по ошибочному пути и эксплуатировали наше чувство свободы, наши патриотические и национальные чувства. Мы оказались в замешательстве, у нас были периоды блуждания и потеряли много времени, пока опять вернулись к своим первоначальным задумкам. То, что мы оказались непоследовательными по отношению к первоначально избранному курсу, обошлось нам дорого, но думаю, что это стало для нас хорошим уроком и мы, наконец, определили свои приоритеты.
- Где находится Республика Молдова, спустя 21 год после провозглашения независимости по сравнению с остальными бывшими советскими государствами, у которых были, собственно, те же стартовые условия, что и у нас?
- Мы еще не являемся членами Европейского союза, куда входят прибалтийские страны, с которыми у нас была та же стартовая линия. Но мы находимся в комплексном процессе, который приведет нас, в конце концов, в большую европейскую семью. Но до тех пор нам предстоит сдавать еще некоторые экзамены и, в первую очередь, по разделу о демократии. Чтобы сдавать эти экзамены, нам всем следует упорно трудиться и доказать, что являемся серьезными и ответственными людьми. За рубежом у нас есть друзья, которые поддерживают нас и которых нам не следует растерять. Никто и не посмотрит на нас, если мы будем заниматься поверхностными преобразованиями. Но самое важное состоит в том, чтобы мы придерживались данного курса европейской модернизации.
- Какой из шансов является самым большим для того, чтобы Республика Молдова состоялась как государство, как общество?
- Как общество, нам следует учиться и быть едиными. Держаться всем вместе, как говорят, независимо от наших политических воззрений. Особенно в период экономического кризиса. А сомнения относительно будущего нашего государства исчезнут по мере того, как люди не почувствуют больше преграду между ними и государством. Эта преграда еще дает о себе знать. Государство должно сделать все для того, чтобы люди радовались предусмотренными в законах правами и были свободными в своих чаяниях и действиях.
- Европейскую интеграцию можно посчитать таким шансом?
- Это большой шанс. Нам одним, конечно, труднее будет выйти с положения. Вот почему столь важна программа правления Альянса за европейскую интеграцию. Там можно найти все, что надо делать для того, чтобы продвигаться вперед. Многие из положений этой программы, которые касаются улучшения законодательства и структурной реформы, уже реализованы. Осталось самое трудное, а именно – применение новых законодательных норм.
- Как Вы объясните снижение интереса общества к европейской интеграции Молдовы в пользу евразийского геополитического проекта, которое отмечается в последних опросах общественного мнения?
- Я думаю, что не стоит слишком много говорить о другом выборе, кроме европейском. Для меня намного важнее цифр опросов общественного мнения результаты голосования граждан, которые были показаны два раза подряд – 29 июля 2009 года и 28 ноября 2010 года – в пользу идеи европейской интеграции. Нынешним властям вручен решительный мандат со стороны граждан развивать страну согласно европейским принципам. Евразийский выбор начинают муссировать (без того, чтобы было установлено массовое присоединение граждан к этому выбору), на мой взгляд, по двум причинам: прежде всего, из-за медлительности, с которой отдельные учреждения реформируются, но это ни в коем случае не должно умалить значение идеи европейской интеграции; и затем по причине активности одной из партий и ее сателитов, которые спекулируют на ностальгии отдельных людей. Речь идет о той партии, которая, хотя одно время и выступала за ту же идею европейской интеграции, фактически отдалила нас от Европы и поссорила нас с соседями. Своей неумной политикой эта партия отдалила нас даже от Российской Федерации. Эта партия стремится прийти к власти любой ценой и поэтому она теперь мутит воду.
- Вы считаете нынешнюю ориентацию бесповоротной?
- Все в мире протекает в соответствии с некими объективными законами времени. Для Республики Молдова, страны с ясными европейскими ценностями, сегодня не может быть другой альтернативы. Если мы отойдем от этого пути, мы опять останемся сами с собой наедине. Это говорю не я, а сотни тысяч молдавских граждан, которые путешествовали по Европейскому союзу или работают в настоящее время там и которые познали блага обществ, которые были построены не на пустых иллюзиях, не на пропаганде и на пренебрежении к людям, а на ценностях и на уважении к правам человека. Итак, у меня есть полная уверенность в том, что наши граждане, в том числе функционеры, от которых в большой степени зависит проведение реформ, будут настолько мудрыми, чтобы не покинуть хорошую идею на полпути. Повторяю: мы остановливались, так как не были уверенными, что путь, по которому мы пошли, верен. Но мы не можем повернуть назад при первой же преграде.
- Что должны сделать власти для того, чтобы не допустить отказа от нынешнего курса? В состоянии ли нынешние власти сделать это?
- Я уверен, что они в состоянии. Если бы я не был уверенным, я бы не согласился занимать данную должность. Я согласился, потому что желаю вместе выполнить данную программу европейской интеграции.
- Даже спустя 21 год после провозглашения Независимости молдавское общество остается разобщенным по этническим, политическим, территориальным, языковым и другим признакам. Когда и как можно преодолеть данное положение дел, если можно?
- Между национальностями Республики Молдова не существует проблем. Те, которые говорят об этом, они нехорошо настроены. У нас имеются законы, которые позволяют каждому гражданину говорить и заниматься на своем родном языке. У нас есть школы с русским, украинским, гагаузским и другими языками обучения. Немного таких стран, где национальные меньшинства пользовались бы такими правами, как в Республике Молдова.
Вполне понятно, что для обеспечения порядка, в обществе необходимо использовать официальный государственный язык. Это самое простое требование, большего мы не требуем. Тем не менее, многие люди, которые проживают здесь на протяжении многих лет, не могут изъясняться на румынском языке, хотя они изучили его в школе, кстати, за счет государственного бюджета. Тут какой-то непорядок, если учащийся 10 лет учит в школе официальный язык и не может выговорить одно единственное предложение от начала до конца. Не может, но получил ”десятку” на экзамене. На мой взгляд, еще со школьной скамьи ребенку надо воспитывать уважение к официальному языку. Для его же блага. Так как те, которые желают сделать хорошую карьеру в Республике Молдова или быть выдвинутыми на ответственную работу в определенные государственные учреждения, должны знать официальный государственный язык, все, в том числе в Правительстве, Парламенте и т. д.
- Вы надеетесь прожить еще в процветающей Молдове, в которой бы люди жили бы в достатке? У меня есть свой собственный интерес к данному вопросу и полагаю, что есть еще многие, которые проявляют подобный интерес. Мне, молодой женщине, у которой еще нет детей, страшно подумать, что положение в стране не позволит мне вырастить своих детей, так как я захочу или как заслужили бы это дети. Какие гарантии можем мы, я и Вы, давать моим будущим детям и всем живущим и еще неродившимся детям этой страны, что они будут жить в более дружном, чем теперь, мире?
- Мы делаем мир, в котором мы живем. И пытаемся быть более дружными и цивилизованными друг с другом, при помощи собственного примера, дома, с соседями, во дворе своего дома, на улице, во всех общественных местах. Мы должны заботиться о том, чтобы не беспокоить тех, которые живут рядом с нами.
Что касается условий для наших матерей и детей: все ответственные государственные учреждения и, в первую очередь, Министерство труда, социальной защиты и семьи, Министерство здравоохранения, Министерство просвещения и примэрии призваны обеспечить все возможные условия, предусмотренные законом и здравым смыслом, чтобы матери и дети вели достойную жизнь. Кстати, о примэриях. Иногда местные сообщества могут сделать даже больше, чем это предусмотрено законом, если есть только на это желание и понимание. Пособия Министерства труда, социальной защиты и семьи не очень большие, я знаю, что они вырастут по мере того, как наша экономика будет развиваться, однако работающим матерям или находящимся на содержании мужей выплачивается, поскольку я проинформирован, довольно солидное пособие, равное стопроцентной заработной плате за 126 дней. Что касается семей с низкими доходами, в настоящее время оказываем социальную помощь до 2 тысяч леев в месяц. Подобными пособиями пользуются свыше 40 тысяч семей, из них 80% - это семьи с детьми.
-Теперь, на данном историческом этапе, достижение целей, которые поставили перед собой молдаване 21 год назад, как говорилось ранее, с большими надеждами, уверенностью и энтузиазмом, связано с несколькими важными вещами. Среди них можно назвать и реформу правосудия. Вы, как человек, который занимает самую высокую политическую должность в государстве, который подробно знает всю подноготную молдавской юстиции, можете нам гарантировать, что правосудие будет реформировано?
- Реформа судебной системы началась и хочу вас заверить, что в самое ближайшее время мы будем говорить несколько иначе о правосудии. Это не вопрос, который нельзя решить, в данном случае необходима, в том числе, политическая воля. Мы создадим при помощи законов и процедур систему по отбору лиц, у которых будет моральное право и соответствующая профессиональная подготовка для того, чтобы занимать должность судьи. Государство позаботится, чтобы судьи выполнили свой долг честно и свободно и вы увидите, что таким же образом мы сможем развивать и другие области, так как от правосудия зависит очень многое. Когда человек чувствует, что он находится под защитой закона, он привыкает действовать в пределах закона. Я призываю также и граждан принимать участие в данном процессе. Хотим, чтобы люди требовали справедливости по отношению к ним и не согласиться добиваться благоприятных для них решений в обход закона.
- «На днях меня спросили, какую внешнюю политику я буду проводить. Я сказал, что большую политику делают большие страны, а маленькие страны, как, например, Республика Молдова, должны проводить умную политику. Такую политику проводила Молдова в последние годы и такую политику следует продолжить». Эта цитата взята из вашего выступления при избрании на должность. Прошу Вас привести несколько примеров соответствующей политики, которую Вы уже проводили или намечаете проводить.
- Не знаю, если спустя четыре месяца можно уже привести убедительные примеры, но был дан важный сигнал, а именно, что мы должны быть открытыми и честными с нашими партнерами, идет ли речь о России, Соединенных Штатах Америки или о другой стране. Я исхожу из принципа равноправия государств и граждан. Когда ведем переговоры с данных позиций, нас понимают, даже по очень сложным вопросам, как, например, приднестровский конфликт. Я понимаю, что у России имеются собственные интересы в данном регионе, но и у нас имеются свои интересы защищать свою независимость, территориальную целостность и право наших граждан свободного передвижения на собственной территории.
- Чем отличится 22-я, возможно, 23-я и 24-я годовщины независимости от нынешней годовщины? Чем лично президент страны может способствовать этому отличию?
- Эти годовщины отличатся положительными изменениями, которые произойдут тогда по сравнению с сегодняшним днем. Тогда будет больше доверия и больше стабильности в мыслях, идеях и вообще в жизни граждан. Сегодня растет поколение, которое воспринимает несколько иначе вещи, с большим доверием и с большей компетентностью. Я уверен, что и наш крестьянин станет другим. Вопреки всем трудностям, с которыми мы еще сталкиваемся.
- Наше агентство считает, что у Республики Молдова имеются много возможностей для соответствующего развития лишь в том случае, когда в обществе накопится критическая масса новых людей, с новым видением, опытом, волей и менталитетом. В связи с 21-й годовщиной провозглашения независимости, мы возобновили рубрику, которую открыли два года назад - „Идут новые молдаване”. Правда и то, что в синтагме „Идут новые молдаване” Агентство нашло место и для восклицательного знака (!), надежды, но и для вопросительного знака (?), заботы о том, чтобы не спугнуть счастье. Мы правы, когда вынашиваем эту надежду? Вы верите в том, что те молдаване идут, что они придут, в конце концов?
- Мы не можем реализовать свои проекты без новых людей, без их новаторских идей и энергий. Эти новые люди уже есть во многих ключевых отраслях, в том числе, в политике. Это люди, которые получили образование за границей, в Соединенных Штатах и Европе, это амбициозные и компетентные люди. Но мы нуждаемся в участии в проходящих в нашем обществе процессах и опытных людей. У кого нет стариков, пусть они себе их купят, по-моему, так звучит народная погоиорка, не так ли?
Примечание Info-Prim Neo: Николае Тимофти избран на должность президента Республики Молдова 16 марта 2012 года как кандидат от Альянса по европейской интеграции. Он – четвертый президент Республики Молдова. Николае Тимофти – 64 года, родился в селе Чутулешть, Флорештского района. Вместе со своей женой, Маргаритой Тимофти, вырастили троих сыновей.