22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Михаил Хазин-жителям Молдовы: «Европу ждет тотальная нищета вплоть до голода. Вам туда надо?»
24.08.2012

Ирина Иванченко

В экслюзивном интервью журналисту газеты "Панорама" известный российский экономист Михаил Хазин рассказал о том, насколько целесообразно стремиться в Евросоюз, а также дал несколько советов читателям по проблеме хранения личных финансов.

Его прогнозы и предупреждения о неизбежном мировом финансовом кризисе сбылись, а значит, стоит обратить внимание на его сценарий развития мировой экономики. К мнению Михаила Хазина в Молдове прислушиваются. Понятно, что не все. Его предсказания о закате империи доллара и неутешительные прогнозы относительно благополучного долголетия еврозоны не нравятся молдавским сторонникам евроинтеграции. Тем не менее, нравится нашим евроэкономистам или нет, но прогнозы Хазина сбываются с незавидной регулярностью. Незавидной, потому что мы с вами все в одной лодке, которая плывет к «Титанику». Но благодаря тому, что мы еще не поднялись на борт «тонущей» Европы, возможно, есть шанс спастись.
 

О зарождении кризиса

– В какой момент миру надо было опомниться и не доводить все до глобальной экономической катастрофы?

– Дело в том, что та система, в рамках которой мир развивался последние 20 лет, была системой, построенной на эмиссии доллара. Кредиты выдавались за счет того, что постоянно печатался доллар, и именно поэтому выигрывал финансовый сектор, который кредитовал и производителей и потребителей одновременно. Сегодня ситуация аховая, потому что эти кредиты не могут быть возвращены. Вот это принципиальная вещь: те кредиты, которые накоплены сегодня, не могут быть возвращены. Модель, появившаяся в 80-х, не предполагала возвращения кредитов в принципе, а только рефинансирование этих самых кредитов. Тут возникают два сценария развития ситуации: печатать доллары, а значит, эффект от экономики будет не слишком хорошим, а второй вариант предполагает открытое призвание финансовых институтов банкротами. Но второй вариант невозможен, потому что большая часть политиков всего мира находится на содержании этого самого финансового сектора.

– Кто же волевым решением может заставить прекратить печатать доллары?

– Глава Европейского Центробанка Марио Драги сказал недавно, что больше печатать доллары нельзя. Всё.

– Но не слушаются… Хорошо, но куда-то же это перепутье приведет мировую экономику?

– Да, к «переходу» к новой системе. Дело в том, что соревнование технологий между США и СССР в 70-е годы привело к экономическому рывку в США, мы называем это информационными технологиями. Но при этом создался совершенно дикий долговый навес, который сегодня необходимо разобрать. И вот смотрите, рынки глобальны, значит, расширяться уже некуда. Это, в свою очередь, означает, что механизм кредитования инноваций, то есть механизм научно-технического прогресса, больше не работает. Из этого ни в коем случае не следует, что больше нет развития. Просто необходимо поменять механизм этого развития. В этом нет ничего страшного, так как в Европе за две тысячи лет такой переход происходил дважды: от позднеантичной системы к феодальной, и от феодальной к капиталистической. Так что нас просто ждет «переход».

– Тогда откуда столько паники, если произойдет просто «переход»?

– Для этого надо «переход» этот описать. А вы знаете, что в западной экономической теории – экономиксе, нет конца капитализма? Там эта тема идеологически табуирована. О конце капитализма запрещено говорить. Вот то, что я рассказываю, – это теория, описанная нами в 2000-2001 годах. Книга «Закат империи доллара и конец Pax Americana» вышла позже – в 2003-м, а к тому времени уже стало понятно, что наша теория адекватно отражает ситуацию.

– Это хорошо, что хотя бы вы описываете конец капитализма. Описали, и что дальше?

– Дальше все будет хорошо. Пока мы видим, что из-за необходимости выплачивать кредиты без выдачи новых у нас падает спрос. Это ведет к снижению разделения труда. Нам, как бывшим гражданам СССР, это понятно и знакомо. Союз производил много чего разнообразного, что мы сегодня не можем произвести из-за элементарного сокращения рынков. И представьте, что именно такая ситуация произойдет в США, Китае и Европе. Теоретически это означает лишь одно: мир должен распасться, как в 15-м веке, на отдельные технологические зоны с высокой рентабельностью.

– И насколько близок, по вашим прогнозам, конец ЕС?

― Вот смотрите на картинку (см. инфографику. ― Прим. «Панорамы»). Это доля финансового сектора в общей прибыли корпораций. Цифры относятся к экономике США, но в мире картина очень похожая. Более ровная линия — это точечная диаграмма, она просто выравнивает вторую линия. На инфографике видно, что за последние 30 лет финансовый сектор – банки, финкорпорации – увеличил свою долю прибыли в два-три раза и довел ее до 50% с лишним. То есть, говоря проще, мы сегодня более половины всей прибыли, которая образуется в экономике, отдаем финансовому сектору. Просто так. Это просто деньги. При этом банки выдают нам потом эти деньги в кредит, и мы отдаем им все больше, больше и больше. Ни одна экономика не может существовать в ситуации, когда вспомогательный, по сути, финансовый сектор получает больше, чем промышленность, транспорт, наука, культура и все остальное вместе взятое. Иными словами, современная экономика нежизнеспособна.

― То есть Республике Молдова не присоединяться к ЕС?

― Вывод простой: присоединяться к такой экономике бессмысленно, потому что ее скоро не будет. А последствия будут крайне тяжелыми. В некоторых странах ЕС уже ситуация близка к экономической катастрофе. Например, в Эстонии и Латвии. Меня очень удивляет, что в Молдове рассказывают о том, что в Эстонии и Латвии ситуация лучше, чем здесь. Вы не забывайте, там у людей нет своих огородов, а цены значительно выше.

О переделе границ Евросоюза

– Так все-таки, разрушится еврозона или нет?

– С точки зрения экономики, Европе обязательно надо быть единым государством. По логике, это слабое государство, потому что денег не хватит. И Германия жестко стоит на позиции не платить за Испанию и Италию. С Грецией еврозона бы справилась или, в конце концов, американцы дали бы денег Греции. Но проблема в том, что они сами выстроили такую систему, что дать кому-то из членов ЕС денег напрямую, минуя Брюссель, просто невозможно. Но вот проблема ― уже надо спасать Испанию и Италию! И у каждой страны долгов по $2 трлн. Можно, конечно, еще напечатать денег, но тогда будет бешеная инфляция, а за ней и разрушение евро. Правильно сказал Марио Драги: «Это проблема риска». Другими словами, если вы начинаете все невозвратные кредиты компенсировать эмиссионными деньгами, экономика разрушается. Потому что банкам становится выгодно выдавать любые кредиты, абсолютно невозвратные. Какая разница, им все равно их компенсируют. Ну и все идет вразнос.

–Тогда, где есть теплое местечко для Молдовы?

– Понимаете, в мире сейчас четко проявляются две силы. Первая — это те, кто связан со станком, который печатает доллары. Они не могут отойти от него, потому для них это вопрос жизни и смерти. К ниv относятся: администрация Белого дома, руководство Федеральной резервной службы (ФРС), крупнейшие банки, первичные дилеры ФРС, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Им важно давить на Германию. Они поставили условие, чтобы ФРГ платила за всех: за Грецию, Испанию и Италию. Но есть и вторая сила. Эта группа стала работать несколько лет тому назад. Именно они поддерживали Чавеса с его идеями единой латиноамериканской валюты. Именно эта группа собирается выводить китайские ценные бумаги в юанях на мировые рынки нынешней осенью, через свой банк HSBC со штаб-квартирой в Лондоне.

– Первая группа выглядит влиятельнее…

– Для тех, кто печатает доллары, важно, чтобы альтернативные зоны оставались слабыми. Что они делают с ФРГ, я уже сказал. Но формирование новых валютных зон неизбежно. Одной из них станет Евразийский кластер, в который и может попасть Молдова. Дело в том, что ЕС должен усилиться, чтобы выжить. Вместе с тем ЕС имеет все шансы переформатироваться, отбросив слабую, ненужную периферию. Тогда в Евразийской экономической зоне могут оказаться Греция, Болгария, Румыния, Турция, Украина, может быть, даже Словакия, ну и Молдова.

О примерах для неподражания

– Почему же нам в ЕС будет плохо?

– Ответ на этот вопрос я уже дал. Я даже не буду приводить никаких цифр по простой причине: все эти значки не будут иметь никакого смысла уже через три года. Ну, о каких цифрах можно говорить, если элементарно падает спрос? Падение спроса, естественно, меняет структуру производства. Ну смотрите, в 1998 году (в этом году случился экономический кризис в РФ, который докатился до Молдовы к осени того же года. – Прим. «Панорамы») резко упало количество людей, пользующихся мобильной связью. Сегодня телефоны намного необходимее нам, но вы понимаете, что просто вырастит спрос на дешевые модели телефонов, которые только звонят и, в лучшем случае, отправляют sms. Кстати, вот еще пример: за два года вырос экспорт «Жигулей» в Европу! Потому что при нормальной работе российский автопром может делать надежный автомобиль за $4-5 тыс. За такую цену китайцы могут сделать машину, внешняя обшивка которой будет рваться руками и повреждаться пролетающей мимо мухой.

– Но Молдову подсадили на гранты. Наш внешний долг перед Западом отдаляет нас от России или, наоборот, сближает? РФ и страны СНГ ― единственный более-менее стабильный рынок сбыта нашей продукции?

– Конечно, сближает. Эта ситуация похожа на грузинскую, где сейчас тоже экономическая катастрофа. Грузия ничего не может продавать в Турцию, по причине того, что там это все есть, но еще и дешевле. А от России Грузия сама себя отрезала. Грузия пока живет на гранты от США. Долго ли?..

– Неужели не получится у Молдовы дружить сразу и с Востоком, и с Западом?

– Вы упустили этот момент. Теоретически можно было, но раньше. Сейчас ситуация уже поменялась. Сейчас понятно, что будут новые экономические зоны, и вам придется выбирать: или туда, или сюда. Напомню, в 30-е годы прошлого века все страны Европы выбрали между Востоком и Западом, а кто не выбрал, тех между собой поделили сильные. Так будет и сейчас.

О том, как выжить

– Какую модель поведения выбрать такому маленькому государству, как Молдова?

– Вам можно выжить только за счет грязного шантажа больших стран. Кого из детей в одной семье любят больше? Правильно, больных и обиженных. Я видел таких в школе, где преподавал. Дети специально прикидывались несчастными, чтобы им родители давали больше. Это, конечно, ни к чему хорошему не приведет. Расскажу историю. Брат Виктора Ющенко – Петр спросил меня как-то: «Миша, что нам делать?». Виктор тогда только-только стал президентом Украины. А я сказал: «Надо сделать заявление, что нет будущего у Украины, кроме как в составе России». Петр закричал: «Ка-а-ак?!». А очень просто: тогда Кремль сразу даст денег за то, что Ющенко правильно сказал. И США даст, чтобы больше такого не говорил. Вам выжить можно только благодаря грязному шантажу.

О Бэсеску и Меркель

– Президент Румынии Траян Бэсеску за пару дней до вашего посещения Кишинева сказал, что Республика Молдова и Румыния – это два независимых государства. Это похоже на некий откат от политики непризнания РМ. Как это объяснить экономически?

– Достаточно просто. Румыния, собираясь в Евросоюз, предполагала втянуть за собой и Молдову. А сегодня, когда у ЕС денег нет, Румыния, если сможет продолжить проект присоединения РМ, то только за свои собственные деньги. Но это нищая страна. Абсолютно. Без дотаций ЕС она жить не может. Это как Прибалтика, где будет тотальная нищета вплоть до голода. В Риге,Таллинне, других городах, может, и не будет, но в провинции – будет. Вот и все. Так что у Румынии закончились деньги для Молдовы. Сейчас Евросоюз не знает, что делать с Грецией и Испанией, но спит и видит, как принять Молдову в свою «семью»? Не смешите меня.

– Как вы думаете, какова цель визита Ангелы Меркель в Молдову?

– У Меркель через полгода выборы. Она может уйти, может попытаться остаться, но это маловероятно. И думаю, что все ее визиты в ближайшие полгода, как и теперешний приезд в Кишинев, выстраиваются под выборы. Она зарабатывает партии очки.

О том, в чем хранить деньги

– Доллар вроде укрепился, стоит ли в эту валюту перевести сбережения или лучше не рисковать – вдруг рухнет?

– Не путайте курс доллара и систему, построенную на долларе! Я не говорю, что доллара не будет. Речь о том, что мировой финансовой системы, основанной на долларе, больше не будет. Это видно по долгам США, по проблемам Соединенных Штатов с инвестированием. А курс при всех системных проблемах может расти, а может падать относительно вашей валюты, относительно евро. Все зависит от того, где сегодня локально хуже. Кроме того, помните: ЕС, как экспортно заинтересованное государство, зарабатывает на понижении своей валюты, а США живут на импорте, поэтому они заинтересованы в повышении курса доллара.

– Так в чем все-таки хранить деньги?

– Во-первых, в «корзине валют»: доллар, евро, поищите юани, но только научитесь отличать настоящие. Во-вторых, это золото. Этот вид накопления подходит для долгосрочных вложений. Тут уж, что вам разрешено покупать, то и берите – золотые монеты или слитки. И закопайте их в огороде.


 
Количество просмотров:
3743
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.