Ион Тома
Председатель правозащитной ассоциации "Promo-Lex" считает, что развитие экономики и инфраструктуры в Приднестровском регионе необходимо, однако права человека должны превалировать. О том, как нынешние отношения с Россией влияют на переговорный процесс, читайте в интервью Иона Маноле нашему порталу.
В обнародованном Тирасполем пресс-релизе говорится, что с главой молдавского правительства еще только предстоит определить повестку дня дискуссий между двумя сторонами, считает ли Вы, что представителей левого берега насторожило заявление Влада Филата о том, что итоговой целью переговоров является реинтеграция страны? И почему?
Кишинев никогда не озвучивал иных сообщений. С 1992 года власти Республики Молдова всегда говорили исключительно о необходимости реинтеграции страны. Так что я не думаю, что администрация Тирасполя может выдвигать подобный аргумент.
Связана ли как-то подобная реакция Шевчука с его визитом в Москву, а также с недавним визитом в столицу России премьер-министра Молдовы?
Мы можем лишь строить догадки и гадать, не изменила ли Тираспольская администрация свое поведение после определенных событий или встреч с официальными представителями Российской Федерации.
Успех России во многом обусловлен некомпетентностью и безразличием конституционных властей Молдовы за последний 21 год.
|
Насколько сильно и как именно влияют сегодняшние отношения с Россией на переговорный процесс?
Российская Федерация очень хорошо умеет отстаивать свои интересы. Даже если эти предполагаемые интересы противоречат принципам международного права и не соблюдается двусторонний молдо-российский Базовый политический договор, Россия продолжает пренебрегать целостностью, суверенитетом и независимостью Республики Молдова. Отношения с Россией полностью влияют на переговорный процесс, и это прежде всего потому, что именно Россия является частью этого конфликта. Перейдя из разряда агрессора в "посредника" и "миротворца" Россия заполучила другие средства влияния и препятствования реинтеграции Молдовы. Несмотря на это, мы продолжаем настаивать на том, что все зависит от властей в Кишиневе, от отношения каждого должностного лица, от того, как они подготовлены, как заинтересованы в определенном решении. Таким образом, можем заключить, что успех (если это можно так назвать) России во многом обусловлен некомпетентностью и безразличием конституционных властей Молдовы за последний 21 год.
Не вина ОБСЕ, что сегодня важнее мост в Гура Быкулуй, чем интересы, жизнь и здоровье тысяч людей, продолжающих верить, надеяться и рассчитывать на поддержку со стороны конституционных властей.
|
Мы видели, сколько надежда связывала ОБСЕ с открытием моста в Гура Быкулуй. Думаете, сейчас больше шансов, чем прежде, открыть этот мост, и почему вообще этот мост настолько важен?
Для представителей ОБСЕ любая встреча, любое прозвучавшее сообщение или обещание – это настоящее достижение, потому что их целью является содействие долгосрочному урегулированию. Приоритеты, однако, должны устанавливаться конституционными властями. Не вина ОБСЕ, что сегодня важнее мост в Гура Быкулуй, чем интересы, жизнь и здоровье тысяч людей, продолжающих верить, надеяться и рассчитывать на поддержку со стороны конституционных властей.
Я не отрицаю, что развитие экономики и инфраструктуры необходимо, однако, права человека, на мой взгляд, должны превалировать. Пока политики продолжают "делать новости" и озвучивать заявления, в предполагаемых приднестровских тюрьмах ежедневно гибнут невинные люди, и это не правильно.
Сегодня обсуждается статус приднестровского банка и регистрация автомобилей. Каким, на Ваш взгляд, может быть решение этих двух проблем, которое было бы оптимальным для Кишинева и приемлемым для Тирасполя?
Ситуация с приднестровскими банками должна быть разрешена в соответствии с нормами международного права, однако боюсь, что и по этому вопросу у Кишинева нет конкретных предложений. Возможно, я ошибаюсь. Одно можно сказать наверняка: данная проблема, как и другие подобные, должна основываться только на прецеденте о регистрации экономических агентов приднестровского региона Торгово-промышленной палатой Молдовы. Филиалы иностранных банков, действующие в Приднестровье, должны быть легализованы и аккредитованы в соответствии с национальным законодательством. В любом случае, для разрешения обеих этих проблем необходимы сосредоточенные усилия со стороны всех государственных структур, а не только одного единственного человека или узкой группы людей.
Куда нас может завести политика малых шагов в приднестровском урегулировании, и когда должны быть возобновлены политические переговоры относительно реинтеграции?
Я считаю, что политика малых шагов в сегодняшних условиях – единственно возможная. Однако очень важно, чтобы эти шаги действительно предпринимались, а не лишь изображались.